«Единая Россия» провела форум региональных отделений партий, чем был дан старт подготовке партии власти к проведению праймериз перед парламентскими выборами. Как это ни странно звучит, процедура проведения праймериз действительно важна для ЕР, и внутри партии идут нешуточные споры по поводу организации предварительных голосований.
В уставе «Единой России» прописаны четыре возможные модели, которые отличаются количеством выборщиков.
По первой модели право голоса на праймериз может быть предоставлено всем гражданам, которые обладают активным избирательным правом на данных выборах. По второй может быть введена предварительная регистрация выборщиков без какого-либо отсева. По третьей выборщиками могут быть признаны только члены «Единой России» или иных структур, например ОНФ, которые заключили с партией специальное соглашение. Наконец, по-четвертой, выборщики могут быть назначены непосредственно оргкомитетом праймериз, тогда их число, как правило, незначительно.
Существует иной, не прописанный в уставе ЕР, формат праймериз, так называемое надпартийное голосование, который был использован в 2011 году и, например, в Москве в 2014 году на выборах в городской парламент. Тогда, напомним, организатором предварительного голосования стал непартийный комитет «Моя Москва». В праймериз помимо кандидатов от «Единой России» участвовали партии «Справедливая Россия», «Альянс зеленых» и «Гражданская платформа», а также два кандидата от либеральных сил, Мария Гайдар и Владислав Наганов. Голосовать на предварительных выборах могли все москвичи, а проводились они с привлечением кадров участковых и территориальных избирательных комиссий. Тогда появление «Моей Москвы» объясняли тем, что жители столицы с большим недоверием относятся к «Единой России».
Руководящие органы партии, согласно уставу, могут не принимать в расчет результаты праймериз, но, как правило, такая политика приводит к скандалам. Так, в июне прошел отбор кандидатов от ЕР на муниципальных выборах в Самаре. После подведения итогов выяснилось, что 14 победителей не были включены в итоговый выдвигаемый список. Хотя никаких доказательств не было, участники произошедшего не сомневались, что в дело вмешался губернатор области Николай Меркушин, который не хотел видеть в Самаре неподконтрольные ему муниципалитеты. В итоге по решению президиума генсовета партии девять из 14 человек вернули в списки (у некоторых нашлись судимости или они сами отказались от выдвижения), а лидеру регионального отделения Александру Фетисову было вынесено предупреждение.
Судя по всему цель ЕР сейчас — создать независимую структуру, которая и будет отвечать за проведение праймериз.
Секретарь генсовета ЕР Сергей Неверов рассказал секретарям местных отделений, что предварительные внутрипартийные голосований (ПВГ, так формально называются праймериз) должны соответствовать трем главным критериям — открытость, конкурентность и легитимность.
Неверов представил концепцию, согласно которой проводить ПВГ будут специальные региональные организационные комитеты, подчиняющиеся федеральному организационному комитету. В состав региональных комитетов войдут представители партии, сторонники партии, а также представители общественных организаций. Финансовыми вопросами проведения голосований займутся специально созданные счетные комиссии, в которые будут входить 6–7 человек.
Таким образом внутри «Единой России» будет создан своеобразный аналог вертикали избирательных комиссий во главе с ЦИК. Очевидно, считается, что таким образом удастся избавиться от скандалов во время проведения праймериз и сделать их более прозрачными.