будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 20, 2025
Страна
Долгин Борис

Избирательные компромиссы

Первая поствыборная неделя начнется с того, что в понедельник Центризбирком объявит полные предварительные результаты. 7 – 8 ожидается оглашение официальных итогов. С понедельника же продолжится подача исков в связи с нарушениями на выборах, подкремлевские молодежные группировки будут активно демонстрировать победу и противостоять потенциальным «оранжистам». Листовки «нашистов» о состоявшейся победе были распечатаны заранее. Можно ожидать и не слишком массовых акций тех, кто уверен в том, что прошедшие выборы не были ни честными, ни свободными, ни справедливыми, ни прозрачными.

Ход предвыборной кампании, масса эксцессов в процессе проведения выборов (недопуск наблюдателей на участки, недопуск их к проверке информации о вбросах и т.д.), а также специфические результаты дают все основания для подобной позиции. Причем, гордо подчеркиваемое практически полное совпадение результатов экзит-полов и данных, озвучиваемых Центризбиркомом, служит одним из самых эффектных оснований для сомнений в последних. Интересно будет познакомиться с подробным описанием методологии деятельности опрашивавших команд. Но если приводимые цифры – это непосредственные первичные данные, не умножавшиеся ни на какой «коэффициент искажения» относительной публичностью (который у нас от кампании к кампании следовало бы увеличивать), то мы имеем дело со своего рода социологическим приговором избиркомам. В ситуации массированной кампании в стиле «Вся страна поддерживает план Путина», результат «плана Путина» в опросе должен существенно превышать тот же результат при заведомо анонимном голосовании. Процент же готовых сообщить о своем голосовании за подвергавшийся небывалому публичному остракизму Союз Правых Сил обязан еще более радикально отличаться от процента, полученного в результате анонимного голосования.

Значит ли это, что грядущая Дума будет восприниматься как нелегитимная? Станут ли разнообразные процессы и протесты «серьезным испытанием для победителей»? Конечно, нет. Ни внутреннее, ни международное давление в нынешней ситуации не способно мотивировать власти проводит конкурентные выборы. Ожидать их можно только при появлении внутреннего убеждения правящей группы в том, что они зачем-то окажутся необходимы.

При этом нет особых оснований сомневаться, что даже без всяких вбросов и других замечательных фокусов, «ЕР» получила во всяком случае относительное большинство. Что КПРФ действительно оказалась на втором месте – даже если у нее и отсыпали какое-то количество голосов (вряд ли больше трети). Что ЛДПР – на третьем месте – примерно с тем результатом, который мы и наблюдаем, а «СР», несмотря на очень неприятную для себя избирательную кампанию, действительно получила результат, близкий к проходному барьеру (чуть больше барьера или чуть меньше, но в Думу по цифрам ЦИК пройдет).

Более того, нет оснований сомневаться, что СПС и «Яблоко» пока все же не дотянули до 7%. Хотя кампания первого была сильнее обычной – благодаря навязанной властной атакой радикализации. Фантастические же цифры пусть и минимального, но превышения квазипартией Рявкина-Барщевского результатов СПС вообще относятся лишь к необходимости унизить реального оппонента и попытаться вытеснить его с политического поля (в ближайшие дни мы увидим заказные материалы о том, как «старые правые» себя дискредитировали, маргинализовали, что им давно следует подвинуться и дать дорогу очередным «новым» правым, которые не будут заниматься критиканством, а будут высказывать легкое несогласие по небольшому кругу согласованных вопросов – или даже просто осознать свою ненужность в ситуации наличия в «Единой России» своего либерального крыла). Какую-то роль в занижении процента, конечно, играет нежелание возвращать избирательный залог или финансировать либеральную оппозицию из бюджета.

Не-вполне-легититимность Дума обретет лишь в глазах пусть и заметного, но меньшинства наших сограждан. Похожую позицию, вероятно, займут и международные наблюдатели (речь не идет о представителях СНГ или ШОС), политические элиты стран либеральной демократии, но любые зарубежные правительства и международные организации при этом неизбежно будут работать с тем парламентом, который будет. Как мы уже неоднократно писали, борьба с призраком цветной революции – это очень продуктивный способ освоения государственных и негосударственных средств, не имеющий, однако, ничего общего с проблемами, стоящими на повестке дня современной России.

В ближайшее время мы, вероятно, сможем увидеть также ответы на ряд достаточно принципиальных вопросов для развития страны: продолжится ли после окончания избирательной кампании мобилизация через конструирование внешних и внутренних врагов, будет ли свернуто превращение рыночной экономики в госкорпорационную, решится ли власть на попытку маргинализации либеральной интеллигенции и вытеснение ее представителей из сферы науки, образования, культуры, экспертизы, госупраления с замещением полуграмотными политтехнологами или даже относительно грамотными специалистами, вовремя уловившими конъюнктуру идеологического рынка и перековавшимися в адепты «суверенной демократии».

Помешать оперативному прояснению ответов на эти вопросы сможет лишь то, что на самом выходе из одной избирательной кампании, мы, как и ожидалось, вошли в другую – президентскую. В каком именно формате она будет происходить мы, вероятно, узнаем в течение ближайших двух недель. Настораживает проявившаяся в рамках парламентской кампании неготовность к тому, чтобы создавать площадки для широких компромиссов, формировать сложные системы согласования разных интересов и ценностей.

В ближайшие дни мы также сможем увидеть, насколько готовы силовики на отступление в деле замминистра финансов Сергея Сторчака. В понедельник ожидается реакция на ходатайство вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина об изменении меры пресечения обвиняемому – под личную ответственность Кудрина за то, что Сторчак не скроется и не будет осуществлять помех следствию.

Попытку избрать премьер-министра и спикера парламента Украины мы будем вероятно, наблюдать во вторник. Коалиция, сформированная на прошлой неделе, может дать трещину уже на этой, если хотя бы два человека из «НС-НУ» не поддержат кандидатуру Юлии Тимошенко. В качестве кандидата на пост спикера Верховной Рады стало звучать имя существенно более яркого политика, нежели нынешний лидер блока Ющенко, Арсения Яценюка. Но и его могут поддержать далеко не все коллеги по коалиции. Поторопиться с формированием полноценного кабинета министров заставляет ситуация с ценами на газ, о которых лучше бы договариваться тем, кто будет договоренности выполнять. Кроме того, изменение параметров бюджета в части цен на газ требует пересмотра и остальных статей. П это требует работоспособного законодательного органа.

Последние попытки найти формулу компромисса перед докладом Совбезу ООН (10 декабря) предпримет на этой неделе тройка международных посредников по урегулированию ситуации вокруг Косово. Хотя в процессе переговоров некоторое сближение позиций наметилось – руководство Сербии проявило куда большую, чем раньше, готовность пойти на компромисс, какие-то варианты стали нащупывать и сами посредники, но результаты недавних выборов в Косово, а также недостаточное принуждение властей края к компромиссу привело к тому, что Совбез ООН опять окажется перед проблемой определения статуса края. При этом Россия и Китай в текущей ситуации почти гарантированно блокируют решение о независимости принимаемое поверх головы Сербии. Нельзя исключать продления мандата переговоров посредникам, но на этой США и ЕС пойдут только если в мандате будет четко указан алгоритм поведения в случае, если в отведенные сроки договориться не удается. Все более вероятным становится провозглашение независимости Косово в одностороннем порядке.

Больше шансов на достижение согласия на этой неделе у парламента Ливана. Надежды на то, что уходя просирийскому президенту Эмилю Лахуду удастся отстранить от власти и коалицию патриотических сил страны, контролирующую правительство, не сбылись. Клиентам Ирана и Сирии пришлось всерьез задуматься о компромиссе. В пятницу президентом Ливана может быть избран относительно нейтральный главком вооруженных сил Ливана генерал Мишель Сурейман.

Если компромисс в Ливане реализуется, это, как и ближневосточная конференция в Аннаполисе, и намечаемая конференция в Москве с постепенным возможным размораживанием отношений по линии Сирия – Израиль, не может не беспокоить Иран. Новый секретарь Высшего совета национальной безопасности этой страны Саид Джалили продемонстрировал на прошлой неделе в Европе куда меньшую переговороспособность. В понедельник он скорее всего будет демонстрировать те же свойства в Москве. На этой же неделе может появиться проект новой резолюции Совбеза по иранскому вопросу. Иранская президентская вертикаль всячески демонстрирует, что какие-либо новые санкции ей совершенно не страшны. Кажется, единственное за счет чего международное сообщество может ожидать конструктивного ответа на невоенные меры, - это все-таки внутренние противоречия в иранской элите, знаки которых все чаще оказываются заметны наблюдателям.

Соседняя с Ираном Турция на этой неделе, вероятно, продолжит военные действия на территории Ирака, но скорее всего они будут вновь носить «компромиссный» характер – локальных операций против отдельных баз курдской рабочей партии. Операцийф, которые не вынуждают власти иракского Курдистана рассматривать происходящее как нападение на контролируемую ими территорию.

Какого-то компромисса можно ждать на этой неделе в Грузии. Может возобновиться вещание самого влиятельного независимого телеканала «Имеди». Во всяком случае, об этом объявил выступивший посредником, известный польский диссидент, редактор «Газеты Выборчей» Адам Михник. До 6 декабря кандидаты в президенты должны будут собрать по 50 тысяч подписей. По составу сокращенного таким образом списка претендентов можно дует точнее прогнозировать ход дальнейшей борьбы.

Новых компромиссов можно ожидать и от переговоров в четверг нового министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского и министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Возможные площадки для компромиссов: поставки польского мяса в Россию, блокирование Польшей начала переговоров Россия – ЕС о заключении нового соглашения о партнерстве, может быть, даже Северо-Европейский газопровод (идея ответвления на Польшу когда-то обсуждалась) и др.

К ситуации возможности компромиссов постепенно подходит и Пакистан. В понедельник состоятся переговоры между двумя экс-премьерами страны – Беназир Бхутто и Навазом Шарифом. Среди тем неизбежно будет участие в парламентских выборах 8 января, а также обещание президента Мушаррафа отменить режим ЧП до 16 декабря.

В выходные состоится не намного менее трудный саммит Евросоюза и Африканского союза, перенесенный в итоге в португальский Лиссабон – далеко не все европейские столицы готовы видеть у себя Роберта Мугабе, практикующего не только отъем, перераспределение и национализацию собственности, а также другие формы разрушения национальной экономики, но и зверства по отношению к политическим оппонентам. Впрочем, возможность присутствия в португальской столице не избавит престарелого зимбабвийского диктатора от необходимости выслушивать очень неприятные вещи о дикости нравов и необходимости передачи власти кому-то другому.

С похожей проблемой, хотя и отложенной до 2012 года столкнулся по итогам воскресного референдума венесуэльский коллега Мугабе. Большинство граждан отвергло попытку Чавеса снять ограничения по срокам президентства, по формам преследования оппозиции и т.д. Без крайней необходимости оба руководителя не склонны к компромиссам, но и в ситуации, когда это становится вынужденной мерой, они не собираются просто взять и уйти, не оставив достойного преемника.

Долгин Борис
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).