Первая поствыборная неделя начнется с того, что в понедельник Центризбирком объявит полные предварительные результаты. 7 – 8 ожидается оглашение официальных итогов. С понедельника же продолжится подача исков в связи с нарушениями на выборах, подкремлевские молодежные группировки будут активно демонстрировать победу и противостоять потенциальным «оранжистам». Листовки «нашистов» о состоявшейся победе были распечатаны заранее. Можно ожидать и не слишком массовых акций тех, кто уверен в том, что прошедшие выборы не были ни честными, ни свободными, ни справедливыми, ни прозрачными.
Ход предвыборной кампании, масса эксцессов в процессе проведения выборов (недопуск наблюдателей на участки, недопуск их к проверке информации о вбросах и т.д.), а также специфические результаты дают все основания для подобной позиции. Причем, гордо подчеркиваемое практически полное совпадение результатов экзит-полов и данных, озвучиваемых Центризбиркомом, служит одним из самых эффектных оснований для сомнений в последних. Интересно будет познакомиться с подробным описанием методологии деятельности опрашивавших команд. Но если приводимые цифры – это непосредственные первичные данные, не умножавшиеся ни на какой «коэффициент искажения» относительной публичностью (который у нас от кампании к кампании следовало бы увеличивать), то мы имеем дело со своего рода социологическим приговором избиркомам. В ситуации массированной кампании в стиле «Вся страна поддерживает план Путина», результат «плана Путина» в опросе должен существенно превышать тот же результат при заведомо анонимном голосовании. Процент же готовых сообщить о своем голосовании за подвергавшийся небывалому публичному остракизму Союз Правых Сил обязан еще более радикально отличаться от процента, полученного в результате анонимного голосования.
Значит ли это, что грядущая Дума будет восприниматься как нелегитимная? Станут ли разнообразные процессы и протесты «серьезным испытанием для победителей»? Конечно, нет. Ни внутреннее, ни международное давление в нынешней ситуации не способно мотивировать власти проводит конкурентные выборы. Ожидать их можно только при появлении внутреннего убеждения правящей группы в том, что они зачем-то окажутся необходимы.
При этом нет особых оснований сомневаться, что даже без всяких вбросов и других замечательных фокусов, «ЕР» получила во всяком случае относительное большинство. Что КПРФ действительно оказалась на втором месте – даже если у нее и отсыпали какое-то количество голосов (вряд ли больше трети). Что ЛДПР – на третьем месте – примерно с тем результатом, который мы и наблюдаем, а «СР», несмотря на очень неприятную для себя избирательную кампанию, действительно получила результат, близкий к проходному барьеру (чуть больше барьера или чуть меньше, но в Думу по цифрам ЦИК пройдет).
Более того, нет оснований сомневаться, что СПС и «Яблоко» пока все же не дотянули до 7%. Хотя кампания первого была сильнее обычной – благодаря навязанной властной атакой радикализации. Фантастические же цифры пусть и минимального, но превышения квазипартией Рявкина-Барщевского результатов СПС вообще относятся лишь к необходимости унизить реального оппонента и попытаться вытеснить его с политического поля (в ближайшие дни мы увидим заказные материалы о том, как «старые правые» себя дискредитировали, маргинализовали, что им давно следует подвинуться и дать дорогу очередным «новым» правым, которые не будут заниматься критиканством, а будут высказывать легкое несогласие по небольшому кругу согласованных вопросов – или даже просто осознать свою ненужность в ситуации наличия в «Единой России» своего либерального крыла). Какую-то роль в занижении процента, конечно, играет нежелание возвращать избирательный залог или финансировать либеральную оппозицию из бюджета.
Не-вполне-легититимность Дума обретет лишь в глазах пусть и заметного, но меньшинства наших сограждан. Похожую позицию, вероятно, займут и международные наблюдатели (речь не идет о представителях СНГ или ШОС), политические элиты стран либеральной демократии, но любые зарубежные правительства и международные организации при этом неизбежно будут работать с тем парламентом, который будет. Как мы уже неоднократно писали, борьба с призраком цветной революции – это очень продуктивный способ освоения государственных и негосударственных средств, не имеющий, однако, ничего общего с проблемами, стоящими на повестке дня современной России.
В ближайшее время мы, вероятно, сможем увидеть также ответы на ряд достаточно принципиальных вопросов для развития страны: продолжится ли после окончания избирательной кампании мобилизация через конструирование внешних и внутренних врагов, будет ли свернуто превращение рыночной экономики в госкорпорационную, решится ли власть на попытку маргинализации либеральной интеллигенции и вытеснение ее представителей из сферы науки, образования, культуры, экспертизы, госупраления с замещением полуграмотными политтехнологами или даже относительно грамотными специалистами, вовремя уловившими конъюнктуру идеологического рынка и перековавшимися в адепты «суверенной демократии».
Помешать оперативному прояснению ответов на эти вопросы сможет лишь то, что на самом выходе из одной избирательной кампании, мы, как и ожидалось, вошли в другую – президентскую. В каком именно формате она будет происходить мы, вероятно, узнаем в течение ближайших двух недель. Настораживает проявившаяся в рамках парламентской кампании неготовность к тому, чтобы создавать площадки для широких компромиссов, формировать сложные системы согласования разных интересов и ценностей.
В ближайшие дни мы также сможем увидеть, насколько готовы силовики на отступление в деле замминистра финансов Сергея Сторчака. В понедельник ожидается реакция на ходатайство вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина об изменении меры пресечения обвиняемому – под личную ответственность Кудрина за то, что Сторчак не скроется и не будет осуществлять помех следствию.
Попытку избрать премьер-министра и спикера парламента Украины мы будем вероятно, наблюдать во вторник. Коалиция, сформированная на прошлой неделе, может дать трещину уже на этой, если хотя бы два человека из «НС-НУ» не поддержат кандидатуру Юлии Тимошенко. В качестве кандидата на пост спикера Верховной Рады стало звучать имя существенно более яркого политика, нежели нынешний лидер блока Ющенко, Арсения Яценюка. Но и его могут поддержать далеко не все коллеги по коалиции. Поторопиться с формированием полноценного кабинета министров заставляет ситуация с ценами на газ, о которых лучше бы договариваться тем, кто будет договоренности выполнять. Кроме того, изменение параметров бюджета в части цен на газ требует пересмотра и остальных статей. П это требует работоспособного законодательного органа.
Последние попытки найти формулу компромисса перед докладом Совбезу ООН (10 декабря) предпримет на этой неделе тройка международных посредников по урегулированию ситуации вокруг Косово. Хотя в процессе переговоров некоторое сближение позиций наметилось – руководство Сербии проявило куда большую, чем раньше, готовность пойти на компромисс, какие-то варианты стали нащупывать и сами посредники, но результаты недавних выборов в Косово, а также недостаточное принуждение властей края к компромиссу привело к тому, что Совбез ООН опять окажется перед проблемой определения статуса края. При этом Россия и Китай в текущей ситуации почти гарантированно блокируют решение о независимости принимаемое поверх головы Сербии. Нельзя исключать продления мандата переговоров посредникам, но на этой США и ЕС пойдут только если в мандате будет четко указан алгоритм поведения в случае, если в отведенные сроки договориться не удается. Все более вероятным становится провозглашение независимости Косово в одностороннем порядке.
Больше шансов на достижение согласия на этой неделе у парламента Ливана. Надежды на то, что уходя просирийскому президенту Эмилю Лахуду удастся отстранить от власти и коалицию патриотических сил страны, контролирующую правительство, не сбылись. Клиентам Ирана и Сирии пришлось всерьез задуматься о компромиссе. В пятницу президентом Ливана может быть избран относительно нейтральный главком вооруженных сил Ливана генерал Мишель Сурейман.
Если компромисс в Ливане реализуется, это, как и ближневосточная конференция в Аннаполисе, и намечаемая конференция в Москве с постепенным возможным размораживанием отношений по линии Сирия – Израиль, не может не беспокоить Иран. Новый секретарь Высшего совета национальной безопасности этой страны Саид Джалили продемонстрировал на прошлой неделе в Европе куда меньшую переговороспособность. В понедельник он скорее всего будет демонстрировать те же свойства в Москве. На этой же неделе может появиться проект новой резолюции Совбеза по иранскому вопросу. Иранская президентская вертикаль всячески демонстрирует, что какие-либо новые санкции ей совершенно не страшны. Кажется, единственное за счет чего международное сообщество может ожидать конструктивного ответа на невоенные меры, - это все-таки внутренние противоречия в иранской элите, знаки которых все чаще оказываются заметны наблюдателям.
Соседняя с Ираном Турция на этой неделе, вероятно, продолжит военные действия на территории Ирака, но скорее всего они будут вновь носить «компромиссный» характер – локальных операций против отдельных баз курдской рабочей партии. Операцийф, которые не вынуждают власти иракского Курдистана рассматривать происходящее как нападение на контролируемую ими территорию.
Какого-то компромисса можно ждать на этой неделе в Грузии. Может возобновиться вещание самого влиятельного независимого телеканала «Имеди». Во всяком случае, об этом объявил выступивший посредником, известный польский диссидент, редактор «Газеты Выборчей» Адам Михник. До 6 декабря кандидаты в президенты должны будут собрать по 50 тысяч подписей. По составу сокращенного таким образом списка претендентов можно дует точнее прогнозировать ход дальнейшей борьбы.
Новых компромиссов можно ожидать и от переговоров в четверг нового министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского и министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Возможные площадки для компромиссов: поставки польского мяса в Россию, блокирование Польшей начала переговоров Россия – ЕС о заключении нового соглашения о партнерстве, может быть, даже Северо-Европейский газопровод (идея ответвления на Польшу когда-то обсуждалась) и др.
К ситуации возможности компромиссов постепенно подходит и Пакистан. В понедельник состоятся переговоры между двумя экс-премьерами страны – Беназир Бхутто и Навазом Шарифом. Среди тем неизбежно будет участие в парламентских выборах 8 января, а также обещание президента Мушаррафа отменить режим ЧП до 16 декабря.
В выходные состоится не намного менее трудный саммит Евросоюза и Африканского союза, перенесенный в итоге в португальский Лиссабон – далеко не все европейские столицы готовы видеть у себя Роберта Мугабе, практикующего не только отъем, перераспределение и национализацию собственности, а также другие формы разрушения национальной экономики, но и зверства по отношению к политическим оппонентам. Впрочем, возможность присутствия в португальской столице не избавит престарелого зимбабвийского диктатора от необходимости выслушивать очень неприятные вещи о дикости нравов и необходимости передачи власти кому-то другому.
С похожей проблемой, хотя и отложенной до 2012 года столкнулся по итогам воскресного референдума венесуэльский коллега Мугабе. Большинство граждан отвергло попытку Чавеса снять ограничения по срокам президентства, по формам преследования оппозиции и т.д. Без крайней необходимости оба руководителя не склонны к компромиссам, но и в ситуации, когда это становится вынужденной мерой, они не собираются просто взять и уйти, не оставив достойного преемника.