будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 19, 2025
Страна
Левкин Андрей

Изготовление народа вручную

Изготовление народа вручную
aaapr
Иллюстрация: Сергей Елкин

Вчерашняя заметка про 18+ ("Посылание в будущее") была приквелом к этой. Там шла речь о том, как власти обустраивают СМИ для тех, кому не исполнилось 18 лет. Что ж, с будущим теперь все в порядке, но надо же что-то делать и с теми, кто старше? Одними только детьми их не окормить. Для них нужна еще какая-то медиаполитика.

Главный вопрос по этому поводу позавчера задал на Полит.ру Владимир Гельман. А именно: должна ли власть иметь для медиаполитики длинный сценарий или хватит коротких? Общественно-политическое недовольство - это сезонный процесс или среднесрочный тренд? Один эпизод этого интервью (начинается со слов В.Гельмана).

"- Власти понимают, что когда нынешний режим непривлекателен, но и альтернативы ему непривлекательны, то статус-кво сохраняется просто по умолчанию. Чтобы поддержать его, оппозицию публично дискредитируют. У Собчак какие-то миллионы, к Навальному за уши притягивают уголовное дело, Гудкова давят со стороны бизнеса и так далее. И вершина публичной дискредитации оппозиции - дело Pussy Riot.

- Да чем же Pussy Riot оппозицию дискредитируют?

- А просто гражданам показывают, что альтернативой тому, что есть сейчас, могут оказаться весьма непривлекательные персонажи, пляшущие на церковном амвоне. И люди, защищающие Pussy Riot, выглядят как их пособники, что большинство граждан отпугивает от оппозиции...

- И насколько эти шаги оправданы?

- Эти шаги могут быть оправданы, если окажется, что протесты носят, так сказать, сезонный характер. Вот прошла волна протестов к выборам, выборы прошли - и все закончилось, теперь все и так уляжется и рассосется. В этом случае такие меры способны отодвинуть наступление новой волны протеста на достаточно долгий срок. Но если же протесты имеют принципиальный характер (а так и есть, скорее всего, на самом деле), то независимо от этих мер протесты могут пойти и вширь, и вглубь, задевая все новые и новые слои общества. Вот известно, что Центр политических разработок проводил фокус-группы в различных регионах, и выяснилось, что недовольство сложившимся положением дел там ничуть не меньше, чем в столице, просто выражено пока менее. Если все так и есть, то действия власти бьют мимо цели".

Много групп - много медиа-политик?

В контексте этой заметки к словам Гельмана требуются локальные уточнения. Во-первых, дело не только в том, что большинство граждан соотносит протестующих с самими ПР. Сами протестные активисты уже надёжно уткнулись ровно в кейс ПР. Отчего и любопытно, что станет основным месседжем митинга 15 сентября. В заявке пока обтекаемо сообщено, что "акция пройдет под лозунгом "За досрочные выборы! Против репрессий!"

Во-вторых дискредитация не так, чтобы уже произведена, - она продолжается, принимая все более прихотливые формы. Вплоть до самодискредитации: ПР теперь вершина интеллектуально-художественного творчества, сюжет "Радио Свобода" вводит их на равных в общество Самых Серьезных Образцов Мировой Культуры. Что, понятно, экзальтированно закрепит протестный пафос за данной историей. Конечно, это касается данного времени, данного места и конкретной референтной группы. Разумеется, в других местах происходят другие дела, употребляющие лейбл ПР. Вот, например, в Казани. Потому что совместными усилиями произведена акция с открытым кодом - желающие (власть, разумеется, в первую очередь) могут ее дописывать под свои нужды. И это, вообще-то, прецедент.  

Все это были только уточнения к варианту В.Гельмана, согласно которому имеется отчетливая рамка "неудовольствия сложившимся положением дел". А это именно то, с чем должна работать медиаполитика. Считается - по Гельману - что происходит расширение исходного протеста. Но это предполагает разнообразие групп недовольных, которые - однако - все ещё рассматриваются в общей рамке.

Кем и чем именно задается общая рамка, что за группа, которая там пассионарит? Исторически, вроде, очевидно: оргкомитет митингов, "белые ленточки" - потому что они все излагают пышнее, чем левые. Но там уже тоже переживания. Это дело, конечно, частное, но косвенное отношение к теме имеет. Г.Дашевский прямо сообщил факт жизни, о котором со стороны писать было бы как-то даже и неловко.

Г.Дашевский: "Мы можем предложить стиль жизни, но не систему ценностей. Стиль жизни, производный от нашего положения, от включенности в некую социальную сеть. Это неуловимая сеть социальных — их не назовешь лифтами, скорее качелей, уже в небе летающих. И что, мы можем всерьез сказать остальным: "Давайте как мы! Родитесь в московской семье интеллигентской в 1961 или в 1971 году"?" 

Ну чисто движение ХАМАС (харошие масковские семьи) признаёт, что не смогло заинтересовать народные массы. Но, кажется, этим не слишком расстроено, а и наоборот. Да, лирика, но тут и практическое следствие - инициативная группа сужается: вся эта история, выходит, была только для лиц, упомянутых в цитате. А тогда "остальные" недовольные не при делах, им не попасть на эти волшебные качели.

Но и наоборот: если постулируется замкнутая группа, то её главная забота состоит ровно в воспроизводстве своего стиля (того, о котором Дашевский), а это делается через постоянное воспроизводство групповых мнений. Что сильно ограничивает отражение более широкой реальности. Тут как тут семантическая недостаточность -> когнитивный диссонанс -> удержать своими мнениями ситуацию под контролем становится невозможно -> ламентации, как у Дашевского. Причем, у него же даже не учитывалось, что это могут услышать/прочитать "остальные" - они не учитываются даже когда речь идет как бы о них.

Социологи и телерейтинги, есть ли разница?

Да, еще недавно имелось нормативное чувство, будто все граждане государства живут в в единой общественно-политически-культурно-медийной среде и всё - касается всех, а правда - всегда одна. Но всё уже распалось на отдельные зоны, группы, кластеры, так что придумать единую стратегию власть уже и физически не сумеет. На самом-то деле это совершенно нормально, просто непривычно. А власти это ещё и чрезвычайно неприятно, она-то выстроена именно под единообразие. Работать с распавшимся на группы обществом в привычном ручном варианте она не сможет: рук не хватит. Вообще, в такой ситуации именно протестная деятельность и обеспечивает ей хоть какое-то единство всей поляны.

Но это не о том, какие группы бывают на свете, но - про медаполитику властей, на кого ее ориентировать, как и когда какую? А тут кстати и опрос.

"ВЦИОМ: 80% россиян негативно оценивают акцию Pussy Riot. Так, согласно свежим данным, полученным социологами ВЦИОМ, негативная реакция опрошенных на так называемый панк-молебен в Храме Христа Спасителя выросла пропорционально информированности граждан об этом скандальном деле. Информированность россиян об акции группы "Pussy Riot" выросла с 71% респондентов в апреле до 84% в августе этого года.

В свою очередь, акцию "Pussy Riot" считают хулиганством 34% опрошенных. 24% убеждены, что это «святотатство и оскорбление религиозной святыни». Пиар и саморекламу участниц группы в случившемся увидели 15% респондентов. А вот 7% россиян убеждены, что проступок Pussy Riot – экстремизм, разжигание вражды и неприязни к православным верующим. Несложно подсчитать сумму негативных оценок, которая в итоге составляет 80%. Судя по всему, адвокаты и сторонники Pussy Riot получили "обратный эффект".

Речь не о форме подачи сообщения, а вот откуда взялась эта цифра? Этих 80% власть достигла своей медиапропагандой или же пропаганда шла за предпочтениями населения? Что тут первично, а что вторично? Сначала пропаганда, а после нее - результаты опросов, или сначала опросы, а потом целевая пропаганда? Во втором случае медиа-политику можно и не сочинять, а просто смотреть рейтинги каналов и программ. Ну и потакать имеющимся настроениям в свою пользу.

То есть, в чем разница: уже можно не промывать мозги в нужную идеологическую сторону, можно просто сдвигать внимание, раскручивая как политику теле-рейтинговые истории. Прецедент теперь есть, население ведется на ура. Но зачем тогда социологи и их - какие-никакие - измерения реальности?

Этот вариант, похоже, и срабатывает. Как сообщил "Коммерсант", ВЦИОМ вместе с действующим телеизмерителем TNS Russia участвовал в открытом конкурсе "на право заключения государственного контракта на поставку медиаизмерений", объявленном еще в мае столичным департаментом СМИ и рекламы. Ведомство выбирало подрядчика, который бы снабжал его результатами измерений в отдельно взятой в Москве аудитории федеральных и местных телеканалов, а также всех вещающих в столице радиостанций.

Совершенно логичное в данных обстоятельствах поведение социологов: надо срочно расширять поле деятельности. Интересно, как ВЦИОМу удастся играть сразу с двух сторон (реальности и ее производства ан ТВ), зато факт сближения социологии и телерейтингов подтвержден фактичски. Причем, пока там ВЦИОМ будет разбираться с этой индустрией, по инерции главными будут рейтинги TNS. Будут подсказывать в деле производства медиа-политики, коль скоро дело принимает такой оборот.

Что такое TNS? Ну, на основе их цифр продается реклама на ТВ. Сейчас у TNS установлены пиплметры в 3600 домохозяйствах 72 городлв. Утверждается, что эта информация отражает телевизионные предпочтения жителей всех городов с населением более 100 000 человек. В московском регионе задействовано 700 домохозяйств.

Прикинуть только: 3600/700 домохозяйств определяют информационную и проч. политику. А если учесть, в каких именно точках (в домохозяйствах какого "стиля жизни" - по Дашевскому) установлены пиплметры, то получается, что вскоре наступит просто власть народа. Приоритеты вещания то ли станут приоритетами медийной политики, то ли наоборот, то ли - просто срастутся в симбиозе.

То есть это не о том, как сейчас будет ужас-ужас. Тут проблема и у власти: все время будут требоваться некие заменители стратегии, который всякий раз смогли бы организовать население в отношении 80%-20%. Но если они находятся, тогда все просто: такая тема какое-то время будет производить иллюзию единообразия граждан. По крайней мере, в пропорции 80-20. Изготовление каждый раз временного народа вручную, фактически. 

Левкин Андрей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).