будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Страна
Долгин Борис

Как не проиграть в чужой войне

«Что нам Ирак? Это не наша война», – говорят одни. «Все на защиту Хусейна!» – другие. «Россия уже проиграла войну в Ираке – ей нужно срочно мириться с США», – третьи, как, например, организаторы прошедшего вчера обсуждения тезисов Института прикладных международных исследований. Практически все выступавшие там – сотрудники Института и внешние эксперты – оказались едины в необходимости успокоиться, «остановиться, оглянуться».

Вообще «мириться» с США наша общественность не очень настроена – Штатам и так бросили кусок невиданной величины: сам президент заявил, что мы остаемся стратегическими партнерами. Позиция Путина, как и российского МИДа, гораздо спокойнее настроений политической элиты, средств массовой информации и значительной части наших граждан. Так давайте попробуем разобраться, что и где могла и может проиграть (потерять) Россия в связи с этой войной?

В сфере экономики есть три вопроса: долги, нефтяные контракты российских компаний и общее воздействие кампании и ее результатов на конъюнктуру мирового рынка.

Долг Ирака перед Россией при Саддаме имел исключительное свойство расти. Перспектив выплаты не было. При постсаддамовском режиме Россия, как и другие кредиторы, смогут коллективными усилиями долг выбивать (российский составляет порядка 5% общего). Скорее всего, часть долга будет в соответствии с традиционной практикой списана. Но Россия при этом пострадает не больше прочих.

Нефтяные контракты представляют наибольшую проблему. Как именно их будет распределять послевоенная администрация – неизвестно. Можно предположить, что США будут крайне заинтересованы не демонстрировать привилегий собственным компаниям. Компания Halliburton уже прекратила участвовать в конкурсе на подряд на восстановление инфраструктуры Ирака. Вероятно, не без воздействия общественности, заподозрившей лоббизм со стороны вице-президента США Дика Чейни – ее бывшего руководителя.

Ход кампании пока что приводит к сложной динамике цен на нефть. И в будущем похоже никакого резкого спада не ожидается. Вопреки мнению наших конспирологов от экономики, нефтяная элита США (во многом стоящая за нынешней администрацией) категорически не заинтересована в существенном уменьшении нефтяных цен.

В сфере российской внутренней политики текущий проигрыш заметен куда больше. Резко усилилась популярность левых и правых движений националистического и ксенофобского характера. Почему? Потому, что, как заметил на вчерашнем круглом столе депутат Государственной Думы Владимир Рыжков, в России протест против операции в Ираке вовсе не носит пацифистского характера. Ковровые бомбардировки в Чечне не вызывали особых протестов. Достаточно точные – вопреки всем известным отклонениям – удары союзников – это возмущение вызывают. В Германии протест против войны имеет основанием пацифизм. В России, как и во Франции, – антиамериканизм.

Что происходит? Наши политики и многие журналисты по старым своим антипатиям несколько искажают картину реальности – придумывают, например, будто задача инспекции была проверить, есть ли в Ираке оружие массового поражения (в действительности речь шла преимущественно о другом – о контроле за разоружением, проверке доказательств уничтожения заведомо имевшегося оружия). Общество находит созвучные ноты и усиливает свой подспудный антиамериканизм. Теперь уже политики и журналисты боятся неаккуратно, слишком «проамерикански» выразиться – народ не поймет. Так и происходит взаимное усиление низовых комплексов и верхушечной инерции мышления. Даже либеральные политики, помня о предстоящих выборах, вынуждены лукавить, стараясь как можно сильнее дистанцироваться от проблемы под лозунгом «это не наша война». Будем надеяться, что это именно лукавство, а не слепота, ибо, как сказано в одной старой сказке, лжец лучше дурака – первый, когда пожелает, может сказать и правду, у второго это не получится вне зависимости от желания.

Конечно, лозунг «не наша война» такически верен – иначе как бы не пришлось помогать Саддаму. Верен ли он по сути – более сложный вопрос. Но самых сомнительных результатов Россия грозит добиться именно в сфере внешней политики. Она у нас, как известно, под непосредственным контролем президента.

В период Путина достаточно заметно стало существование в России двух внешних политик – внешней политики МИДа и внешней политики президента. Не в том смысле, что его приказы кто-то саботирует – Боже упаси. Дипломатическое ведомство служит верой и правдой – когда получает отчетливые указания, как это делать. По некоторым ключевым вопросам эти указания были четко озвучены, и МИД их дисциплинированно реализовывал. В более мелких случаях, а также тогда, когда точка зрения президента еще не сформулирована, МИД действует так, как понимает свою задачу сам.

А делает он это плохо. Антиамериканизм, поддержка «традиционно дружественных» режимов и сил в генетической памяти этого ведомства – сотрудники могут появляться новые, но установки наследуют проверенные. До сих пор в поворотные моменты Путину удавалось «победить» эту тенденцию. Самые яркие примеры: реакция России на 11 сентября, поддержка операции в Афганистане.

В борьбе за отношение к еще только намечавшейся иракской кампании победил МИД – и проиграла Россия. Президенту удалось навязать изматывающую борьбу за предотвращение операции – борьбу заранее проигранную. Как в свое время заранее была проиграна борьба против расширения НАТО или в защиту режима Милошевича.

Теперь российские официальные лица требуют прекратить операцию и вывести войска. Это серьезно? Ни один здравомыслящий человек не думает, что союзники могут на это пойти. Более того, если бы это случилось, среди главных пострадавших от новой волны «политического ислама» и терроризма была бы Россия. То есть требования выдвигаются только в расчете на то, что они не будут выполнены.

Союзники при всех возможных неудачах и затянутостях своего добьются – режим будет свергнут, начнется нелегкое строительство нового Ирака. Франция и Германия при первой же возможности подключатся ко всем этим процессам. Об участии же России может остаться память как о странной игре с неопределенными целями и заранее известным результатом, находящимся в иной плоскости нежели эта борьба.

Единственная возможность этого избежать – не проиграть войну в Ираке – внимательно посмотреть на реальные, а не вымышленные интересы страны – как в регионе, так и в мире. А вслед за этим, не дожидаясь окончания кампании, включиться в работу над созданием нового Ирака: продумать систему представительства различных групп населения (с учетом успехов и неудач опыта Ливана и Дагестана); подключиться к поиску относительно здоровых сил в иракском истеблишменте; готовить участие в тендерах на восстановление Ирака; разработать принципы «наследования» экономических обязательств с изменением режима и т.д.

А еще, наконец, задуматься над тем, как следует реформировать международные институты, чтобы не был мучительно смешно наблюдать за их деятельностью. Но это уже совсем другая история.

Долгин Борис
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).