будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Страна
Долгин Борис

Кто возьмет ответственность за школу?

Проблемы образования, наряду с медицинскими, армейскими и спортивными традиционно входят в разговорный рацион нашего соотечественника v вне зависимости от рода его занятий. Самое главное, что повод обругать идиота-учителя, как и врача, путающего ангину с пневмонией, как и любимую, но вечно проигрывающую футбольную команду, всегда находится. Но команда командой v это все-таки игра. А вот школа, поликлиника (или армия) v это те институты, с которыми в той или иной форме приходится сталкиваться каждому. Причем, столкновение может носить решающий характер. Неужели и эти реальные сферы обсуждаются только потому, что нужны общие приличные темы: англичане v о погоде, мы v о школах?

Вчера на специальном совещании «Место и роль образования в программе социально-экономического развития региона до 2010 года» первый заместитель министра образования Виктор Болотов сделал несколько интересных заявлений. «Лента.ру», ссылаясь на РИА «Новости» изложила его мысль так: «Российские школы не могут существовать без привлечения родительских денег- постоянная нехватка бюджетного финансирования заставляет школы обращаться за помощью к родителям учеников. Это касается закупки учебников, проведения ремонтных работ и некоторых других сторон жизни образовательных учреждений-». Первая мысль по прочтении: государство поднимает руки и признается в неспособности обеспечить государственные же школы достаточным финансированием. Такого рода честность похвальна, но что же дальше? Легализация этих денежных потоков, с одной стороны, сделает их более прозрачными: вместо принесенного в школу видеомагнитофона, вряд ли вставшего на учет и унесенного через некоторое время директором (завучем) домой, появится нечто, реально перешедшее в собственность школы и известное органам управления образованием. С другой стороны, узаконенный поток станет шире, и усилится и так имеющееся искушение сделать способность поучаствовать в этом потоке критерием отбора в школу или какой-либо из ее классов. Есть еще и третья сторона: очень сомнительно, чтобы надводный поток перекрыл подводный. То есть, реальная нагрузка на родительские кошельки возрастет еще и за счет необходимости совместить официальную помощь школе с подносимым совершенно частным образом, например, к выпуску.

Наряду с имущественным вопросом и вытекающей из него вполне конституционной проблемой реального влияния материального положения семьи на качество получения образования, возникает еще один идеологический вопрос. Известно, что кто платит, тот и заказывает музыку. Когда платит государство, оно вправе «заказывать» параметры процесса и продукта v разумеется, посоветовавшись с нанявшим его обществом и наиболее разбирающейся в этой проблеме частью общества v экспертами. Чем большее финансирование уходит к родителям, «попечительскому совету» и проч., тем в большей степени логично ожидать возможности их воздействия на образовательный процесс. Теоретически это возможно через предусмотренный Стандартом общего образования «компонент образовательного учреждения». Но действительно ли к этому готовы федеральные и региональные руководители отрасли?

«Газета.ру», ссылаясь на «Клуб региональной журналистики», дополняет и уточняет информацию, разлетевшуюся по агентствам. «Главная задача сегодня v переход на нормативное финансирование, работа по привлечению внебюджетных средств, повышение внимания к развитию сельских школ и подключение общественности к образовательному процессу», v заявил первый замминистра. Родительские и другие попечительские деньги, очевидно являющиеся вариантом «внебюджетных средств», стоят здесь уже не на первом месте. Акцент далее делается вообще на усилении хозяйственной самостоятельности школ: «Нормативное финансирование позволит школам самим распоряжаться полученными средствами. Мы хотим, чтобы школа могла быть собственником этих денег». В этом изложении мы вроде бы видим даже понимание увязки между материальными потоками и возможностью принятия собственных решений. Пояснение для не привыкших к относительно новой терминологии: нормативное финансирование (если немного упростить) v это система финансирования учебных заведений, исходя из нормативной суммы на реального учащегося, хотя и с учетом «немасштабируемых» или сложно зависящих от этого параметра расходов. Последнее особенно важно для многих заведомо малокомплектных сельских школ.

Зависимость финансирования от реального «спроса» на учебное заведение v реальный рыночный механизм поощрения (с созданием возможности расширения) школ, дающих современное качественное образование, и, напротив, стимул для обновления школ, чья администрация и учителя не способны это образование обеспечить. Или даже не обновления, а закрытия v если рядом есть более достойные аналоги.

Во всем этом, правда, есть несколько проблем. Известно, что культура не развивается дисперсно v она неизбежно образует гроздья. При этом вовсе не обязательно в столицах и их центрах, но они все равно они образуются. Так вот, в нашей школе это порой приобретает катастрофический характер: омерзение от директоров кондово советского пошиба, неуют от соприкосновения с коллегами, мало заинтересованными в своей работе, желание работать с детьми, у которых «светятся глаза», наконец, материальный фактор приводят к тому, что приличные учителя все больше уходят из одних школ и концентрируются в других v не только и не столько частных. Дальше следует цепная реакция: ухудшение качества преподавания в школах «исхода», уход оттуда части интересующихся хоть чем-то детей, ухудшение уровня мотивации остающихся, отсутствие хороших педагогов- Некоторым обратным регулятором, правда, служит приход в школы, ставшие популярными, наряду с теми, кто хочет учится, тех, кого родители хотят учить в престижной школе. Кроме усиления неоднородности учащихся, это поднимает цены на платную часть образовательных услуг (что возвращает нас к вопросу об имущественном цензе, а эти школы приводит к более однородному, но куда менее приятному составу учеников). А далее идет процесс сознательной работы администраций по повышению престижа в том числе и тех школ, которые к качественному образованию отношения не имеют. Конечно, при наличии времени и особого желания разобраться все равно можно.

Казалось бы, если будет корректно реализована идея нормативного финансирования, все и станет, наконец, хорошо. Может быть и стало бы, если бы не соотношение количества школ серьезных и обычных. Далеко не является исключением ситуация, когда некоторые отнюдь не новые, а вполне «классические» предметы годами просто не преподаются. Причем, это касается даже относительно благополучной Москвы.

Сделать с этим что-то срочно вряд ли получится. Увеличение финансирования проблему решит только частично. Вопли о том, что нормативное финансирование разрушит нашу лучшую в мире школу, бессмысленны v она и сейчас не очень функционирует. Точнее, разбита на очень разные островки, действующие совершенно по-разному. Но если не расширять площадь островков роста, где идет какая-то серьезная работа, нет шанса создать новую школу даже со временем. Курс на увеличение самостоятельности и ответственности самих школ может этому помочь. Важный шаг и попытка дать школам в руки инструмент мобилизации общественности. Следующий вопрос, как им воспользуются сами школы.

Долгин Борис
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).