В среду как будто спонтанно в России сократили целых два ведомства. Премьер-министр Дмитрий Медведев на встрече с президентом Владимиром Путиным предложил упразднить Министерства по делам Крыма (Минкрым), а все функции Федеральной службы по тарифам (ФСТ) передать Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Глава государства немедленно согласился.
По словам премьера Министерство по делам Крыма, которое было создано после присоединения полуострова, выполнило все поставленные перед ним задачи. «В настоящий момент все юридические вопросы закрыты, речь идет не только об изменении конституции, что было сделано, но и о полной интеграции в правовое поле РФ... В этом смысле можно считать, что министерство по делам Крыма свою задачу исполнило», — сказал Дмитрий Медведев.
Учитывая, что Крым хоть и вошел в российское правовое поле, но с таким количеством исключений, что полуостров по праву можно считать наделенным особым статусом, слова главы правительства выглядят несколько странно. Да и министр Крыма Олег Савельев, судя по его публичной деятельности, занимался несколько иными вопросами: он лоббировал создание в Крыму особой экономической зоны, которая позволила бы полуострову пойти по сверхлиберальной модели развития. Элементы офшора, разрешение споров по британскому праву, сокращение базы НДС, европейские нормы строительства — все это так и осталось в мечтах Минкрыма, принятая федеральная целевая программа рассматривает полуостров как очередного реципиента российского бюджета, такого же, как десятки других регионов.
Более того, само существование специального министерства по делам конкретного региона автоматически предполагает, что этот субъект федерации живет в несколько ином правовом режиме, чем все остальная страна — иначе смысла существования этих ведомств просто нет. В России помимо упраздняемого Минкрыма существует министерства по делам Северного Кавказа и Дальнего Востока, кроме того, для всех трех направлений есть кураторы в ранге вице-премьера.
Кажется, что намного точнее об упразднении Минкрыма высказался глава государства. «Думаю, таким образом можно будет обеспечить большую самостоятельность региональных органов власти Крыма и Севастополя, и, с другой стороны, не утратить контакт взаимодействия между федеральной исполнительной властью и правительством», — сказал Владимир Путин на встрече с главой правительства.
Действительно, сразу после публикации сообщений из Москвы глава республики Крым Сергей Аксенов не без удовольствия заявил, что единственным исполнителем федеральной целевой программы по развитию Крыма после ликвидации министерства будет правительство республики. «Минкрыма свою задачу в переходный период выполнило, мы им благодарны. После его ликвидации совет министров Крыма будет исполнителем ФЦП», — сказал Аксенов.
Также после упразднения Минкрыма безусловно спокойнее будет себя чувствовать командование Черноморского флота, которое воспринимает Крым и, особенно, Севастополь «своей» территорией, на которой не приветствуется всяческое либеральное законотворчество.
После упразднения Минкрыма также будет распущена государственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Крыма и Севастополя, возглавляемая вице-премьером Дмитрием Козаком, вместо нее создана правительственная комиссия, секретарем которой стал Олег Савельев.
Также президент поддержал предложение премьера назначить «федеральных комиссаров» в каждое крымское и севастопольское министерство.
«Есть предложение... ввести в состав Совета Министров Крыма и в правительство... Севастополя должностных лиц на уровне заместителя руководителя ведомств, которые будут обеспечивать координацию взаимоотношений с федеральным правительством и федеральными ведомствами», — сказал Медведев. По его словам, это должны быть опытные люди, имеющие хорошие контакты на федеральном уровне, и, возможно, даже «взятые» из аппаратов федеральных министерств и ведомств.
Немного другая история связана с Федеральной службой по тарифам. Отдельное ведомство, ответственное за определение тарифов в первую очередь на электричество и тепло, было создано в 1992 году. Тогда была создана Федеральная энергетическая комиссия, а позже и ее региональные аналоги. Постепенно в руки этой структуры перешло управление тарифами всех естественных монополий, от транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам до стоимости электроэнергии для населения.
В 2004 году на базе ФЭК была создана Федеральная служба по тарифам, в которую были также переданы некоторые полномочия Министерства по антимонопольной политике по регулированию тарифов на услуги общедоступной электрической и почтовой связи, а также некоторые функции Минэкономразвития.
Причем, согласно положению о ФСТ, все ее решения принимались межведомственным Правлением, куда помимо руководства самой службы входили представители других министерств и ведомств, компетенцию которых затрагивают решения этого органа: Минэкономики, Минэнерго, Минтранса, Минсвязи и ФАС. ФЭК все решения принимало самостоятельно.
Таким образом ФСТ, хоть и имеет некоторую связь с антимонопольной службой, но обладает собственной более чем двадцатилетней историей, упразднение такого хорошо укрепившегося ведомства в России, да и в любой бюрократической структуре — большая редкость. Так же не стоит забывать, что штатная численность сотрудников службы — 500 человек, немало для гражданского учреждения, так что процесс слияния ведомств в любом случае будет непростым и займет месяцы.
По всей видимости главным движителем вливания ФСТ в ФАС стало общее сокращение расходов федерального правительства, которые, согласно бюджетным проектировкам Минфина, в 2018 году в реальном выражении будут на 14,6% меньше, чем в 2015. Масштаб сокращения госрасходов хорошо понятен в сравнении с Грецией: там за пять лет расходы правительства сократились на 20%, что, конечно, побольше, но цифры сопоставимы.
Кто будет главным бенефициаром вливания ФСТ в ведомство Игоря Артемьева сказать пока сложно. В «Коммерсанте» обращают внимание на то, что ФАС привержены идее силового регулирования работы госмонополий, а в Минэкономики предлагали идею единого регулятора госмонополий, объединив в нем ФСТ, часть функций ФАС и отраслевых ведомств.
Сегодня государственное регулирование работы монополий устроено достаточно сложно: Минэк разрабатывает госполитику, ФСТ формирует тарифную сетку и контролирует ее применение, ФАС обеспечивает недискриминационный доступ к инфраструктуре и решает споры, отраслевые ведомства готовят и утверждают инвестпрограммы. После слияния передачи функция ФСТ к ФАС более мощная служба будет и регулировать тарифы, и контролировать их применение, так что, в теории, будет труднее лоббировать повышение тарифов в ущерб потребителям. С другой стороны, теперь ФАС, по сути, будет сама себя контролировать, что вряд ли хорошо скажется на качестве работы.