Прошедшая в минувшую пятницу в Ростове-на-Дону первая в истории «Народного фронта» конференция с участием знаменитых артистов, депутатов, министров, высокопоставленных чиновников, ученых, губернаторов и самого Владимира Путина обернулась недельным обсуждением неосторожного твита журналиста «Газеты.ру» Екатерины Винокуровой (http://polit.ru/article/2013/04/03/thirtyseven/), в котором она назвала многодетную мать Наталью Сарганову идиоткой. Больше ничего, касательно прошедшего мероприятия, ни СМИ, ни блогосфера обсуждать не желают. Из этого, по-видимому, можно сделать два вывода. Первый, Владимир Путин и ОНФ вместе взятые могут в медиапространстве пойти по цене одного единственного, совершенно никем не запланированного твита. Второй, что масштабная конференция (а значит ОНФ вообще) остается уже неделю в медиаполе (пусть хотя бы и в качестве простого упоминания) не благодаря успехам организаторов, а лишь по воле «идиотского» стечения обстоятельств.
Удивляться здесь особенно нечему. «Народному фронту» еще крупно повезло.
Ритуальные обсуждения
Повезло, например, в том, что в блогах и СМИ не начали широко обсуждать тематические площадки конференции, которые проходили в первый день, 28 марта, в формате трехчасовых «круглых столов».
Одни только названия площадок могли бы вызвать массу вопросов: «Достойный труд и социальный престиж человека труда», «Россия – страна без бедности», «Здоровье граждан, здоровый образ жизни» и т. п. Но, на счастье ОНФ, никто не стал ехидно спрашивать: «Без бедности» - это вообще или по отдельным слоям населения?» или «Что, прямо за три часа все вопросы здоровья 130 миллионов граждан и обсудят?». Ведь действительно, провести «круглый стол», собрать и систематизировать все предложения, подвести итоги и сформулировать предложения президенту к следующему утру – задача почти нереальная. Ну, только если все заранее уже не оговорено.
И правда, «столы» еще шли, а гости конференции уже делились с журналистами информацией, на какие их предложения будут завтра звучать ответы Владимира Путина.
А раз «сани» у рачительных хозяев российской политики были готовы еще «летом», то и на самих площадках «подготовка к зиме» напоминала скорее ритуальное камлание, нежели «заготовку впрок» и обсуждение идей улучшения жизни страны.
Так на площадке «Достойный труд» обсуждали возвращение на телевидение передачи «Сельский час» и вспоминали Халка. А еще упорно продолжали рассказывать про 25 миллионов рабочих мест, которые вскоре должны появиться в ходе модернизации производства и экономики. Рассказывали, словно позабыли азы - при любой модернизации количество рабочих мест всегда только сокращается, и никак иначе. Задачу «Народного фронта» там, кстати, определили как «стучаться в двери» и «развивать желание». Кроме шуток. Двери имелись в виду губернаторов и муниципалитетов, а под желанием – желание что-то делать. Ну, для страны, для общества. Такая машина желаний.
На площадке посвященной здоровью обсуждали расширение практики «трезвых сел», то есть населенных пунктов, где резко ограничена продажа алкоголя. А также необходимость приплачивать врачам за каждого обнаруженного ракового больного. Видимо, не учтя, что такие методы приведут к скорейшему появлению у нас еще и «раковых сел».
На площадке «Крепкая семья. Защита детей» вообще читали стихи и критиковали передачу Малахова «Пусть говорят». «Россия – страна без бедности» наоборот рассматривала в качестве корня финансового неблагополучия россиян плохую заботу о детях и острую необходимость введения «сертифицированных нянь».
Хазанов, видимо единственный человек, который всерьез думал, что на этих площадках что-то решается, в какой-то момент просто не выдержал. «Я вообще не понял, по какому принципу прошло рассеивание [по «круглым столам»] участников этого э… мероприятия?», - задал вопрос народный артист. Хочешь - смейся, хочешь – плачь.
Но пронесло – к площадкам пресса внимания особого не проявила, чем избавила еще не толком не народившийся «Народный фронт» от массы поводов для троллинга.
Кассовый твит
И быть первой конференции ОНФ успешно похороненной в архивах российских медиа, если бы не еще одно стечение обстоятельств. А именно: не подумав о последствиях корреспондент «Газеты.ру» Екатерина Винокурова прослушав обращение к президенту многодетной матери из Тулы Натальи Саргановой написала у себя в Twitter’е: «Выступает какая-то идиотка с 36 приемными детьми (что само по себе уродство). Рыдает перед ВВП, что у нее денег мало. Ну не усыновляла бы». Твит провисел всего пять минут, но, тем не менее, уровень цитирования ОНФ на будущую неделю он обеспечить успел.
Владимир Путин говорил с «фронтовиками» 2 часа. Говорил о многом, и даже кое-что конкретно пообещал – школьную форму вернуть, послабления выпускникам с красным дипломом на госслужбе дать. Звание «Герой труда» (как в СССР было) прямо не сходя с места вернул россиянам. Но стоило покинуть президенту столицу Южного федерального округа, обсуждать эти «мелочи» перестали.
А ОНФ, при этом, со страниц СМИ никуда не делся. Начиная с вечера пятницы и до сего дня история с Саргановой и журналистом «Газеты.ру» не утихает. А значит и ОНФ упоминается исправно. Ну, в самом деле, надо ведь каждый раз указать, где именно писала Екатерина Винокурова свой злополучный постинг. А «разов» за последние семь дней набралось будь здоров. Сначала пишут о возмущении Саргановой, потом об извинениях журналиста, потом оправдательную колонку пишет сам журналист. Но и это не все. Вскоре появляются инициативные личности, которые от лица многодетных матерей вообще требуют уволить журналиста. Потом выступает главный редактор «Газеты.ру» и защищает журналиста. И так далее, и так далее. Все это, естественно, плодится, цитируется и перепечатывается многократно.
В блогах вообще полная вакханалия. Корреспондента на все лады клянут, называют по-всякому (самым мягким будет «московская мажорка» и «журналисточка»). Други, в свою очередь, журналиста поддерживают. И везде ОНФ, «Фронт», «Народный фронт» и опять ОНФ.
И все это десятки, если не сотни публикаций, постов, твитов и комментариев. Если потом, решат измерить медийную эффективность прошедшей конференции по количеству упоминаний «Общероссийского народного фронта», то можно не сомневаться: половина, если не больше, - чистая заслуга Екатерины Винокуровой.
Ведь дошло уже до того, что потянувшись не за темой «Фронта», а непосредственно за темой оскорбленной многодетной в СМИ заявляют будто и первое звание «Героя труда» дадут не кому-нибудь, а именно Наталье Саргановой. И скажите, что здесь ни при чем пресловутый журналистский твит? Сарганова, кстати, в интервью «Полит.ру» первой поблагодарила «твитнувшего» ее журналиста.
И правильно. Во «Фронте» тоже должны подумать. Корреспондент «Газеты.ру» им, пусть невольно, но «сделал кассу». А это достойно благодарности. Хотя бы устной.
А раз так, то возникает еще несколько вопросов. Как получилось, что конференция со знаковыми персонами, с целым президентом (!) показалась общественности менее интересной, чем рядовой, в общем-то, твит-скандал? Неужели такую медийную слабость мероприятия организаторы не могли предсказать? А если могли, то зачем вообще такую конференцию проводить?
Детище доктора Володина
Заявление о создании «Общероссийского народного фронта» Владимир Путин сделал в 6 мая 2011 года на межрегиональной конференции «Единой России» в Волгограде (то есть, что любопытно, тоже в ЮФО). На следующий день уже был создан координационный совет ОНФ. Далее «Фронт» провел праймериз внутри «Единой России» при подготовке к выборам в Государственную Думу 6 созыва и провел под своим флагом в нижнюю палату около 80 депутатов (сейчас их количество медленно, но уверенно подрастает за счет «ушельцев»). И на этом все. С тех пор ОНФ активности не проявлял.
К концу прошлого года уже стало известно, что председателем ОНФ станет, по-видимому, Владимир Путин, передавший свой пост главы теряющей рейтинг «Единой России» потерявшему президентский пост Дмитрию Медведеву. Но чтобы президент мог возглавить организацию – она должна существовать не на словах, а на бумаге. А значит нужен учредительный съезд. И с осени прошлого года от ОНФ активности никто не ждал, все ждали съезда. Съезда, на который прибудет Владимир Путин и всех возглавит. И что-то там, видимо, не заладилось. Что именно - гадать сложно, но, по слухам, по мимо всех очевидных проблем, у «Фронта» существуют также и некоторые сложности с финансированием.
Как бы там ни было, сначала сообщалось, что съезд ОНФ пройдет зимой, в конце декабря 2012 года. Потом, что он пройдет весной 2013. Зимой же, вместо съезда, появился оргкомитет по подготовке съезда, который возглавил герой России Андрей Бочаров. Весна шла, а до прошедшей пятницы мы так и не знали, когда будет этот съезд. Но 29 марта его дата все же была названа Владимиром Путиным, он пройдет – 11-12 июня. То есть теперь съезд перенесен на лето. Отлично, но зачем тогда конференция?
Здесь напрашивается только одно предположение. Организаторы проекта (а штабом «Фронта» с первых дней его создания руководит первый замглавы Администрации президента Вячеслав Володин), видимо, забеспокоились, что затянувшаяся пауза в публичной деятельности ОНФ может негативно сказаться на популярности, а значит и на эффективности всего предприятия. И они, раз уж не смогли провести съезд весной, решили делать хоть что-нибудь.
И получается, что они все эту «тусовку знаменитостей» - первую конференцию «Фронта» - организовали чтобы получить хоть какой-то, при отсутствии реальных инфоповодов, медийный выхлоп. Инфоповоды от этого, конечно, более реальными не стали, и вышло, конференция только для того, чтобы вернуть «Героя труда» и сообщить дату съезда. Обсуждать нечего. И изменить эту ситуацию не смогло даже появление первого лица государства, которое обычно и без всяких поводов действует безотказно.
Если рассуждать языком литературной метафоры, то ОНФ, похожий на лоскутное одеяло, собранный из различных кусков-организаций (их на сегодня во «Фронт» вступило почти 2 тысячи) никак не заработает как единый организм. У него пока нет единой души, единой воли. Примерно также как не было их у собранного из различных кусков мертвой плоти безымянного чудовища Виктора Франкенштейна из знаменитого романа Мэри Кэлли. И также как доктору Франкенштейну в романе, доктору Володину (а он ведь и правда доктор, юридических, а не медицинских наук) нужна помощь со стороны. Некий энергетический разряд, который бы смог гальванизировать это огромное тело, чтобы оно наконец шевельнулось. И также как при помощи инженерных конструкций ученый в книге призывает молнию, также Вячеслав Володин пытается встряхнуть проект появлением Владимира Путина. Ну что ж и в романе у героя все получилось не с первого раза. Может быть и Вячеславу Володину понадобится еще не один политический «разряд», пока его детище сделает первый настоящий шаг в политическом поле. В любом случае, следующий сеанс «гальванотерапии» для ОНФ уже назначен. Подождем лета.