Сегодня двустороннюю встречу проводят премьеры Дмитрий Медведев и Сергей Румас, а 7 декабря в Сочи встретятся Владимир Путин и Александр Лукашенко. Ожидалось, что к 20-й годовщине создания союзного государства, они подпишут новые документы об углублении интеграции России и Белоруссии. Но накануне Лукашенко пообещал своему парламенту разговаривать с Путиным жестко.
Белоруссия и Россия в конце 2018 года решили создать рабочую группу по урегулированию проблемных вопросов и развитию интеграции. С российской стороны группу возглавил глава Минэкономразвития Максим Орешкин, с белорусской — министр экономики Дмитрий Крутой. В настоящее время Москва и Минск ведут согласование «дорожных карт» по интеграции в рамках обновленной программы действий по созданию Союзного государства. Румас 19 ноября после встречи с Медведевым заявил, что стороны согласовали 21 из 31 «дорожной карты». При этом развязки по чувствительным для Белоруссии картам — по рынку газа и нефти — планируется представить президентам.
Накануне в большом интервью российским телеканалам Дмитрий Медведев высказался и о взаимодействии с братским государством. «Есть сложные темы, связанные с энергоносителями, ценами, каждая страна хочет добиться каких-то преимуществ для себя, но уверен, что развязки здесь можно найти и на президентском уровне, и на уровне правительства», — сказал российский премьер. По его словам, «нужно увидеть свет в конце тоннеля: куда мы с этой интеграцией идем».
«О какой можно дальнейшей интеграции говорить, если до сих пор нет договора о поставках природного газа? — вопрошал ранее Лукашенко перед парламентом. - То есть у нас завтра Новый год, а мы не имеем договора по объемам и ценам поставок природного газа. Не решены вопросы по нефти. Даже элементарный вопрос до сих пор не решен - по "грязной" нефти. Мы считаем, а они делают вид, что этой "грязной" нет. А ведь мы "провалили" ВВП в основном из-за нефтяных проблем», — констатировал Лукашенко.
Речь идет о поставках в нефтепровод "Дружба" некачественной российской нефти в апреле этого года. Ущерб оценили в 20 миллионов долларов. Если Россия откажется компенсировать упущенную выгоду из-за поставок некачественной нефти, Белоруссия оставляет за собой право обратиться в суд. В апреле глава республики заявил, что при необходимости страна будет закрывать нефтепроводы на ремонт, несмотря на транзит через них российской нефти. Тогда Лукашенко назвал запрет Россельхознадзора на ввоз белорусских яблок и груш санкциями, заявив, что в России «обнаглели до такой степени, что начинают выкручивать руки».
К этой теме он вернулся и сейчас. «Если для нас будут закрывать рынки (постоянно или периодически) для поставок наших товаров, что это за единое экономическое пространство? Вопрос будет поставлен жестко», — предупредил Лукашенко и констатировал: «Мы никогда не собирались и не собираемся входить в состав любого государства, даже братской России».
«Нам все время говорят: "Мы не собираемся поступаться суверенитетом". Так и не надо ничем поступаться с одной стороны. Но с другой стороны, любая интеграция - напомню простую юридическую истину - это частичное уменьшение суверенитета, и мы тоже свой суверенитет уменьшили, когда объединились в Евразийский союз», — напомнил в четверг Медведев. По его словам, «РФ отдала часть своих полномочий на наднациональный уровень, поэтому любая интеграция — это уменьшение суверенитета». «Это же произошло и в Европейском Союзе. Значительная часть вопросов решается в Брюсселе, а не в европейских столицах. Не нужно бояться этого, нужно принять мужественные решения, которые позволят заложить твердый фундамент под экономическое, социальное развитие наших стран на долгие годы вперед», - указал российский премьер.
«Я не пацан, который отработал 3−4−5 лет президентом. Мне хватило — вот так. И я не хочу перечеркнуть все то, что я сделал вместе с вами, с народом — создал суверенное независимое государство, чтобы его сейчас уложить в какой-то ящик с крестом наверху, и куда-то выбросить или кому-то передать? При мне этого не будет никогда», — жестко заявил Лукашенко, находящийся в кресле президента уже 25 лет.
Еще в апреле Лукашенко заявлял, что в Белоруссии необходимо усилить полномочия различных ветвей власти. Белорусский лидер рассчитывает передать своему преемнику измененную Конституцию. «Мне задают часто вопрос... хотел бы ты оставить эту Конституцию своему преемнику? Я честно и прямо говорю: нет», — сказал он во время ежегодного Послания к народу и парламенту 19 апреля. Позднее, Отвечая на упреки в авторитаризме, он отметил, что конституция и законы страны всегда исходили из существующих реалий и пояснил, что на рубеже 1990-х Минску было обещано, что из рублевой финансовой системы экс-республики СССР не выходят. Но обманули. «Я никогда этого не отрицал: действительно, у нас правовая система была выстроена именно таким образом и нацелена на создание и укрепление вертикали власти, потому что после распада Советского Союза мы остались одни», — сказал он, пояснив, что в сложившейся ситуации властям было не до обеспечения прав человека. «Основное право человека было покушать и одеться, чем я и занимался», — подчеркнул президент.