Наступающая неделя станет временем фиксация результатов первой стадии переконфигурации власти в России – ее электорального оформления. Уже в понедельник будут объявлены предварительные результаты президентских выборов. В пятницу, как ожидается, будут подведены официальные итоги.
Следующий этап (примерно в два с половиной месяца) будет посвящен практической реализации намеченной переконфигурации. Во всяком случае, в ее первичном варианте. 7 мая ожидается инаугурация нового президента, а к 20-м числам мая – формирование нового правительства, обновленных составов Администрации Президента, Совета Безопасности и т.д.
Дальше уже будет идти более плавный процесс «тонкой настройки» обновленной системы.
Владимир Путин заметил в ночь на понедельник: «Выборы закончились, и рассчитываю, что предвыборные страсти останутся в прошлом». Вероятно, речь идет не только о страстях, связанных с выборами президентскими, но и с вполне искусственным обострением ситуации перед выборами в Государственную Думу. Впрочем, наиболее радикальная часть оппозиции скорее всего с тезисом об окончании драки вряд ли согласится – так, уже на понедельник намечены акции в формате «Маршей несогласных» в разных регионах страны. Смысл их проведения в данный момент не вполне ясен. Не соглашаться с обновленной политикой властей пока трудно – с ней для началу нужно познакомиться (а лучше бы – попытаться повлиять на нее), не соглашаться с формой первого этапа переконфигурации власти в связи с тем, что он не был классическими выборами, можно, но при этом четко осознавая, что все конкретные претензии к прошедшей процедуре относятся к частным для нее аспектам, и не отменяют легитимности произошедшего.
Этих частных, неприятных аспектов было явно больше, чем надо, начиная с нерегистрации действительно оппозиционных кандидатов, через административные меры по увеличению явки и до попыток охраны на некоторых участках воспрепятствовать выносу собственного бюллетеня. Но элементальная интеллектуальная честность заставляет признать, что даже если бы эти глупости сделаны не были, принципиальный характер произошедшего не изменился бы. Да. это было бы, несомненно, полезно как фактор дальнейшего воссоздания института выборов, но и в этом случае не отменило бы того факта, что фокус внимания сосредоточен не на выборе одного из кандидатов, а на принципах переконфигурации системы власти в условиях вполне очевидного будущего президента, действительно поддерживаемого абсолютным большинством населения страны.
Достаточно легко спрогнозировать оценки разных групп наблюдателей и международных структур, однако не вызывает сомнений, что ни малейших сомнений в том, признавать ли легитимность произошедшего не будут испытывать власти ни одного заметного государства мира.
Неочевидно также, что продолжение «предвыборных страстей» прекратится и с другой стороны – тех, кто попробует продолжать зарабатывать на борьбе мифической угрозой «цветной революции», и тех, кто под предлогом защиты «плана Путина», «курса Путина» будет пробовать делегитимизировать прорисовывающийся вариант постепенной либерализации режима (при сохранении системы защит от заметного вмешательства внесистемных факторов). Более того, чем радикальнее будет внесистемный протест, тем сильнее будут позиции именно этих групп во власти. Иная ситуация может быть только тогда, когда этот протест представляет собой реальную угрозу или когда главной для власти является внешняя легитимация. Но ни первое, ни второе условие не имеют отношения к нашей нынешней реальности.
В течение недели может стать более ясным, как скоро предполагается закончить блокирование работы Европейского университета в Санкт-Петербурге. Именно эта история вокруг одной из точек роста отечественного образования стала своего рода оселком, по которому заметная часть образовательного и научного сообщества, более широких кругов общественности, пытается разглядеть степень искренности деклараций власти о желании развивать в России передовую науку, современное образование, строить инновационную экономику – человек, воспитанный в рабстве, не решится на инновацию. Пока сигналы поступают противоречивые – так, как будто бы имеющаяся готовность позволить работу в другом помещении компенсируется максимальным затруднением поиска этого помещения. Ситуация с тем, что учреждение культуры или науки может быть прикрыто руками пожарных, продолжает дискредитировать страну и делать другие аналогичные учреждения России куда менее надежными партнерами в глазах зарубежных ученых и учреждений.
Напряженной наступающая неделя может стать для Украины. В понедельник была уменьшена подача газа. Это должно стать основанием для серьезной критики в адрес правительства со стороны президента страны. В понедельник же ожидается подписание в Верховной Раде текста политического соглашения различными силами страны, а во вторник – возобновление работы парламента. Результатом происходящего может стать переформирование правящей коалиции.
В течение недели станет понятно, удалось ли властям Армении задавить протест сторонников Левона Тер-Петросяна, удастся ли жестким разгоном митингов, введением чрезвычайного положения, использованием армии разрубить узел общественных противоречий или мы станем свидетелями перехода происходящего в форму гражданской войны или путча. Пока позиции властей выглядят более убедительными, но существенная информационная непрозрачность ситуации может создавать неточное представление о расстановке сил.
Если столкновения продолжатся, но подавить протест удастся, тем самым уменьшится роль остатков нерегулярных формирований и в случае обострения Карабахского конфликта, рассчитывать властям на ту же степень мобилизации общества не придется – не от роста симпатий к Азербайджану, а от ослабления идентификации себя с нынешней властью Армении. Впрочем, не намного лучшим может стать результат в случае поражения нынешних властей. Жесткая поляризация армянского общества в условиях тлеющего конфликта с соседом – то, чего трудно было избежать за счет стремления местной «вертикали власти» распространить контроль на максимум сфер в ситуации очень сильных поствоенных неформальных институтов. Но сам этот результат заведомо грозит ослабить позиции страны.
Палестинские террористы в течение недели попробуют ответить на атаку Израиля против их коллег из Сектора Газа. Постоянные обстрелы израильской территории и дальнейшее развитие террористической инфраструктуры в Газе делали операцию неизбежной – вопрос был лишь в степени ее масштабности. Пока был выбран относительно локальный вариант – практически без использования сухопутных сил. Если эффект окажется недостаточным, можно ожидать и более серьезной операции. Руководство ХАМАСа в Дамаске запросило перемирия, что уже не самый плохой сигнал. Помехой эффекту операции может стать только международное осуждение, вызванное попыткой представить чуть ли не половину жертв налетов – мирными. Это обосновывается тем, что они женщины и дети (до 18 лет). Важно помнить, что часть палестинских террористов – подростки, а еще часть – женщины. Что, конечно, не исключает возможности гражданских жертв в ситуации, когда мастерские по производству ракет, пусковые устройства и тренировочные базы террористов размещают среди жилых домов.
В начале недели на Ближнем Востоке с целью интенсификации мирного диалога собиралась побывать госсекретарь США Кондолиза Райс. Вряд ли происходящее отменит ее визит, но задача теперь стоит несколько иначе – не интенсификация, а возобновление, потому что одним из результатов операции в Газе стало объявление Палестинской администрации о приостановке переговоров. Власти ПНА, что бы они не думали по поводу террористов из ХАМАС, практически вынуждены реагировать подобным образом, дабы не лишиться поддержки населения автономии.
В воскресенье пройдут парламентские выборы в Испании. Основные игроки – левоцентристская Испанская социалистическая рабочая партия нынешнего премьера Хосе Луиса Родригеса Сапатеро и правоцентристская Народная партия Мариано Рахоя. На прошлых выборах Народная партия проиграла во многом за счет того, что ее представители, находившиеся у власти попыталась свалить теракты на басков, не желая связывать произошедшее с участием страны в иракской операции. Социалисты, придя к власти сразу пообещали выполнить требование террористов – вывести испанские войска из Ирака, попытались вести переговоры с баскскими сепаратистами (закончились неудачей и возвращением их к «малокровному» террору), предприняли шаги к федерализации страны, а также меры по либерализации частной жизни граждан (постепенное отделение школы от церкви, признание гомосексуальных браков и т.д.) и дистанцированию государства от наследия франкизма. Еще один предмет разногласий –миграционная политика («народники» – сторонники ужесточения). В случае отсутствия убедительной победы какой-либо из сторон свою роль смогут сыграть коммунисты, а также региональные партии, проводящие своих депутатов в центральных парламент. Вне зависимости от результата выборов, у центральной власти Испании останутся задачи нахождения какой-то версии компромисс со своими провинциями, определенной секуляризации имеющейся системы (если, например, «народники» в свое следующее правление не отменят часть мер социалистов - это будет шаг в том же направлении).