Скандал внутри образовательного сообщества, связанный с некоторыми положениями законопроекта «Об образовании» продолжился в Государственной Думе. Принятие его во втором чтении обернулось очередной «итальянской забастовкой», обвинениями «единороссов» в наличии среди них клерикального лобби и создании предпосылок для приватизации образования в России. Впрочем, потратив дополнительное время, «партия власти» снова победила, приняв законопроект почти в том же виде, в каком он был вынесен ко второму чтению.
Глава комитета ГД по образованию Александр Дегтярев заявил, что предложенный документ должен заменить действующее законодательство «единым современным законом, последовательно развивающим нормативное регулирование», который решает задачу создания «полноценного институционального поля» для государства, общества и личности.
По его утверждению, «новый закон должен создать условия для превращения образования в движущую силу и ресурс социально-экономического развития» и вообще является форсайтом, призванным, в числе прочего, определить для нас образ желаемого будущего.
Черты этого образа не понравилось не только заметной части образовательного сообщества, но и многим депутатам. В итоге на отдельное голосование были вынесены десятки поправок из рекомендованных комитетом к отклонению. Это затянуло обсуждение законопроекта до трех часов, вместо отведенных по первоначальному плану 10 минут. Впрочем, эта импровизированная «итальянская забастовка», как и более масштабная июньская акция, особого успеха недовольным законопроектом не принесла.
В частности, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке КПРФ Олег Смолин (КПРФ) предложил конкретизировать положение о содержании стандартов образования: «Считаю, что нужно указать в законе конкретный набор предметов, которые были бы доступны для наших детей, чтобы никому не приходило в голову оставлять [бесплатными] только физкультуру, ОБЖ». Поправка была отклонена: глава комитета по образованию заявил, что образовательные программы меняются слишком часто и невозможно предусмотреть эти изменения в законе. Этот диалог отсылал к скандалу вокруг стандартов старшей школы, в которых обязательными на некотором этапе назывались физкультура, ОБЖ, написание индивидуального проекта и находящийся в стадии проектирования предмет «Россия в мире».
Провалилась и предложенная Смолиным к отдельному рассмотрению поправка о 20-процентной надбавке для педагогов, работающих с учениками-инвалидами. Видимо, предполагается, что разницы в нагрузке для педагога в работе с обычным учеником или инвалидом просто нет.
Не прошла и группа поправок, призванная воспрепятствовать «приватизации» образования. Законопроект видит только две формы собственности для учебного заведения – государственную и частную. Учебные же заведения организованные общественными организациями в законе также становятся частными. Это, по мнению Смолина и ряда других депутатов уже сейчас приводит к тому, что образовательные учреждения общественных организаций превращаются в обычные коммерческие предприятия, теряя дух прежней работы. Глава комитета ответил на это, что в документе предусмотрено достаточно возможностей для создания учебных заведений «любых форм собственности» и авторы поправки «ломятся в открытые ворота».
Не удалось отстоять и наиболее активно защищаемый образовательным сообществом пункт - гимназии с лицеями, которые, обеспечивают сегодня ученикам возможность работы по программам повышенной сложности. За эту поправку просил Общественный совет при Минобрнауки. Однако мнение ученых и педагогов учтено не было. Законопроект принят лишь с возможностью «создавать типовые учебные заведения».
Не помогло Смолину упоминание дискуссии с премьер-министром Дмитрием Медведевым и указов президента Путина, когда речь зашла об увеличении зарплаты педагогам.
«Представитель Липецкой области объяснял, что его зарплата педагога уже достигла средней по региону, она всего на тысячу рублей меньше. Но за две ставки!» - объяснял Смолин палате. Иначе говоря, обещания поднять зарплату педагогам уже сегодня приводят к тому, что им просто увеличивают нагрузку (об этой опасности «Полит.ру» писал, освещая принятие бюджета).
Смолин предложил заменить в законопроекте словосочетание «заработная плата» термином «ставка», чтобы в погоне за соблюдением показателей педагоги не становились жертвами запредельных нагрузок. То есть, обещание о выходе на среднюю оплату по региону должно означать, что педагог должен получать ее за предусмотренные ставкой 18 часов нагрузки.
«Мы хотим фактически реализовать указ президента», - заявил Смолин палате и пояснил, - «Пока российский профессор получает меньше эфиопского, никакой модернизации в стране не будет» (в указе есть положение о повышении к повышение к 2018 году средней заработной преподавателей вузов до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе). Поправка была отклонена.
Другой финансовый вопрос, поднятый в палате депутатом от «Справедливой России» Ольгой Епифановой, касающийся исчезновения положения о компенсации образовательным учреждениям расходов (предусмотренной действующим законом) на присмотр и уход за детьми. Комитет отклонил и предложение софинансировать эти расходы из федерального бюджета, и предложение доплачивать семьям 70% зарплаты за второго ребенка и 100% за третьего.
В процессе обсуждения закона продолжилась и традиционная атака на ЕГЭ. Несколькими депутатами также было предложено сделать его добровольным (что обессмысливает данный институт) или отменить его вовсе. В частности коммунист Михаил Заполев заявил, что новая форма проверки знаний «ничего кроме вреда не дает» и порождает коррупцию при поступлении в высшие учебные заведения. «Вы посмотрите, кто поступил в МГУ из дальних поселков. Это дети богатеньких», - говорит Заполев, - «Но даже если человек в слове из трех букв делает две ошибки, он получает 80 баллов по ЕГЭ». ЕГЭ, по мнению главы комитета по образованию, доказал свою эффективность, поправки были отклонены.
Подняли депутаты и тему изучения «духовно-нравственной культуры». «В законе, который сегодня принимается, фактически духовно-нравственная культура сводится к религиозной, с одной стороны, и становится фактически обязательной – с другой», - заявил Олег Смолин и предложил сделать в новом законе данные программы факультативными. Это предложение также было отклонено, после чего коммунист Борис Кашин заявил о недопустимости делегирования Минобрнауки права регулировать «политический вопрос» использования в школьной одежде специфически религиозных деталей – ношения хиджабов и т.п.
«Под благими предлогами защиты своей веры и конфессии мы ссорим между собой разные слои населения», - заявил Кашин и потребовал касающуюся этого статью 91 убрать, и оставить формулировки действующего закона, поскольку «мутная формулировка, создает предпосылки для обострения взаимоотношений учащихся на религиозной почве».
«Я считаю, что у нас появилось клерикальное лобби. Это очень серьезная вещь! Надо эту тему вынести за скобки, чтобы не допустить ошибки, которые уже многим стали ясны», - предостерег Кашин (заметим, что лидеры его партии в последнее время также замечены в неожиданном на фоне ее истории отстаивании традиционности, соборности и т.п.). Поправка была отклонена.
Были отклонены поправки, предлагающие не допустить ухудшения руководящего состава учебных заведений, обеспечения бесплатного подвоза к учебному заведению и домой детей-инвалидов, сохранения на определенном уровне количества студентов, обучающихся бесплатно, на тысячу населения, а также предоставления жилья, оплаты тепла и света сельским педагогам. По поводу последнего Дегтярев сказал просто: «В существующей экономической обстановке такой возможности нет».
Провалилась и попытка противостоять укреплению «школьной вертикали власти», оглашенная коммунистом Тамарой Плетневой. Депутат предложила передать больше полномочий школьным и родительским советам, сократив таким образом роль в вопросах управления учебным заведением муниципалитетов и учредителей. Вертикаль устояла.
Не удалось преодолеть и предусмотренный в новом документе стандарт наполнения классов – 25 человек. Предложение Плетневой сделать «хотя бы 20» с аргументами о низкой рождаемости и особенностях удаленных учебных заведений было также отклонено палатой.
Зато сбылась мечта деятелей РПЦ - в религиозных учебных заведениях духовные звания педагогов-клириков приравнены к аналогичным ученым званиям в светских учебных заведениях.
В третьем чтении рамочный законопроект об образовании будет рассмотрен 21 декабря. В действие же он должен вступить уже с 1 сентября 2013 года.
Законопроектом предполагается ежегодный публичный доклад Федеральному собранию, посвященный реализации государственной политики в сфере образования. Но не дожидаясь этого, «Полит.ру» намерен устроить экспертное обсуждение основных проблем законодательства об образовании с основными игроками на этом поле.