Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального (который сейчас находится под арестом) опубликовал расследование, в котором утверждается, что Наталья Сергунина, первый заместитель Сергея Собянина и, как утверждают многие, ответственная за проведение избирательной кампании в Мосгордуму, заработала миллиарды рублей на своей предыдущей должности, с 2011 по 2018 гг. она курировала все имущественно-земельные отношения в городе.
ФБК выяснил, что под руководством Сергуниной мэрия продала в центре города около десятка старинных особняков компаниям, бенефициаром которых являлся муж сестры Сергуниной Лазарь Сафаниев. Причем во всех случаях цена продажи была близка к минимально заявленной на аукционе. На месте большинства из этих зданий были построены гостиницы.
Также в расследовании указано, что сестра вице-мэра, ее мать и отец являются собственниками нескольких элитных квартир и пентхаусов в Москве, а также пяти дорогих автомобилей. Сестра чиновницы также является владельцем двух ресторанов на ВДНХ, а ее муж — собственником поместья в Австрии. Общую стоимость недвижимости, которой владеет семья Сергуниной, ФБК оценил в 6,5 млрд рублей.
«При этом Сергунина — самый бедный чиновник московской мэрии. Судя по ее декларации, она живет только на зарплату, а за всю жизнь заработала на скромную трешку на Юго-Западной», — говорится в расследовании.
Причина «наезда» на Сергунину со стороны штаба Навального вполне очевидна: с сентября 2018 года она возглавила аппарат мэра, сменив на этой должности Анастасию Ракову. Если верить средствам массовой информации, то именно Сергунина сегодня курирует проведение выборов, и, таким образом, несет ответственность за отказ в регистрации оппозиционных депутатов в Мосгордуму.
Можно долго размышлять о том, почему именно мэрия решила не допускать до выборов независимых кандидатов.
С одной стороны, электоральная история Москвы показывает, что в Мосгордуму прошли бы максимум 10 независимых депутатов, 15 — это потолок, на который можно было бы рассчитывать оппозиции при самых тепличных для нее условиях. Учитывая, что в МГД 45 депутатов, мэрия не потеряла бы контроль над законодательным органом.
С другой стороны, при всей декоративности и подконтрольности этого органа, Мосгордума — второй по значимости парламент страны. На выборах в 2005 году произошла чуть ли не последняя значимая победа либеральной оппозиции, тогда три мандата получил объединенный список СПС и «Яблока». После выборов 2009 года выборы в МГД обернулись полномасштабным парламентским кризисом: уже мало кто помнит, что в знак протеста против нарушений зал заседаний Госдумы покинули члены КПРФ, ЛДПР и СР. Кто знает, какое значение будут иметь депутаты Мосгордумы во время транзита власти, намеченного пока на 2024 год?
При этом стоит признать, что объект для атаки команда Алексея Навального выбрала правильно. Если разгон митинга полицией в современной России мало кого удивляет, то публичное заявление о том, что подпись гражданина в поддержку кандидата — не его подпись, да и сам гражданин — не гражданин в некоторым смысле шокирует или, как сказал Алексей Левинсон, наносит «оскорбление общественной нравственности».