Даже прошлая неделя, во многом посвященная новым президентом России зарубежным визитам, содержала вполне значимые внутриполитические и политико-экономические акценты: продолжены действия в защиту бизнеса, начата работа по воплощению предвыборного тезиса о верховенстве закона: создание независимого суда, попытка вернуться к борьбе с коррупцией не в режиме кампанейщины. Вероятно, на этой неделе мы сможем познакомиться с какими-то подробностями замыслов и, может быть, с новыми предметами внимания.
В понедельник мы увидим, как предполагается использовать механизм президиума правительства. На его первое заседание вынесены как вопросы доопределения новой внутриправительственной конфигурации (в частности, между Минэкономразвития, Минпромторгом и Минэнерго), так и вопросы из вполне конкретных областей – налоговой и социальной политики. В части налоговой политики, вероятно, станет ясно, какой будет формула компромисса между различными точками зрения на налоговую и бюджетную политику. Впрочем, заседание президиума правительства может оказаться не последней инстанцией обсуждения этих вопросов.
В понедельник прояснится ситуация вокруг итогов парламентских выборов в Грузии. Точнее – формальные итоги в основном подведены, но поскольку они не приняты пока никем из конкурентов Национального Движения, место для неопределенности остается. На понедельник – 90-летний юбилей провозглашения независимости Грузии – власть организует военный парад, а оппозиция – массовое шествие. В общем случае – вызрывоопасное сочетание.
Звучавшая еще до выборов установка Объединенной оппозиции на то, что может быть два варианта итогов - ее честная победа и подтасованная победа партии власти – вряд ли добавила ей симпатий международной общественности. Зато некоторые уступки требованиям оппозиции и международных структур со стороны власти, увеличили легитимность процедуры выборов и результатов. Заметим, что в данном случае совпали выводы самых разных международных наблюдателей – и традиционных, и СНГшных. Это все не отменяет вероятности имевшего место применения властью «административного ресурса», а также значимости для Грузии – как и для любой другой страны – сложной политической системы, с явно представленной, влиятельной оппозицией. Но рассчитывать на международную поддержку попыток полной делегитимизации прошедших выборов оппозиции не приходится.
Вряд ли оппозиция может рассчитывать и на слишком серьезную мобилизацию масс. Пик протестной активности, кажется, пока пройден. Немного комично звучат и призывы оппозиции о поддержке, обращенные к армии. Этот институт является одним из любимейших проектов Михаила Саакашвили. Разумеется, средства на создание новой грузинской армии президент выделял не из своего личного кармана, но прошедшие преобразования во многом ассоциируются именно с нынешними грузинскими властями. Армию готовят отнюдь не для решения проблем с оппозицией и до последнего будут пытаться подобным образом не задействовать, но вмешательство ее на другой стороне – фантастический сценарий. Столкновения со сецназом исключать нельзя, но вряд ли это выльется во что-то более серьезное.
Несмотря на подписанный в понедельник меморандум о признании прошедших выборов нелегитимными, скорее всего после разнообразных переговоров власти удастся добиться каких-то компромиссов с хотя бы частью оппозиции и не превратить парламент в сборище однопартийцев (во всяком случае, надолго).
Прекращение предвыборной кампании скорее может означать определенное ослабление российско-грузинской напряженности. Мифологические рассказы о планах грузинского или российского руководства начать войну ни в какой степени не убеждают. Другой вопрос – находящиеся на грани (или за гранью) провокации действия части силовиков с обеих сторон. Хотелось бы надеяться, что у политического руководства хватит политической воли наладить поступление достоверной информации о ситуации и не дать «хвосту вилять собакой».
Заметим, что на этой неделе юбилей своей первой в XX веке независимости отмечают все три государства Южного Кавказа. Как и многие другие постсоветские страны они пытаются возводить свою государственность к тем образованиям, которые возникли на обломках Российской империи еще до вхождения в СССР. Отсюда и очень непривычная для нашего уха схема – завоевания Красной Армией, насильственной советизации независимых «национальных» государств, предполагающая в качестве субъекта Россию. Местные большевики в такой схеме выступают как подручные, своего рода «пятая колонна». Насаждение этой черно-белой концепции существенно облегчается попыткой заметной части российской элиты идентифицировать себя с Советским Союзом - не в варианте моральной ответственности, которую несут все, в этом государстве жившие, что представляется справедливым и необходимым, но именно как поддержание знамени советской государственности в новой юридической форме.
Очередного проявления кризиса власти ждут в еще одном постсоветском государстве – на Украине. Но будет ли это всего лишь обмен обвинениями в кругу союзников по правящей коалиции или дело дойдет, скажем, до отставки министра внутренних дел, спрогнозировать трудно. Все необходимое для этого со своей стороны Юрий Луценко уже сделал. Распространяемая же им информация о готовящейся на пятницу отставке кабинета слишком похожа на провокацию.
В понедельник пройдет саммит ЕС на уровне министров иностранных дел, который, как ожидается, наконец, выдаст Еврокомиссии мандат на проведение переговоров с Россией о заключении нового соглашения о партнерстве. Наряду с этой хорошей новостью ожидается более неоднозначная: главы МИД Польши и Швеции собираются представить план создания совместной организации Евросоюза и ряда стран СНГ - "Восточноевропейского партнерства". В эту новую структуру, по замыслу инициаторов, помимо 27 стран ЕС должны войти Украина, Молдавия, Грузия, Армения и Азербайджан. С одной стороны, эту инициативу легко понять: эти и другие страны были бы рады вступить в ЕС, морковка вхождения в Евросоюз, как показывает опыт, служит важным фактором преобразований в странах, туда собирающихся, но обеспечить полноценное вступление всех этих стран в ближайшее десятилетие не представляется возможным – до сих пор не вполне преодолены последствия прошлых ускоренных расширений, а впереди еще проблема западных Балкан.
Мы неоднократно писали, о том, что своего рода выходом здесь было бы создание форматов для разноскоростной и разноуровневой интеграции – ровно об этом и идет речь в данной инициативе. Что же нас беспокоит? Ситуация с двумя оставшимися европейскими постсоветскими государствами – Белоруссией и Россией. По поводу первой говорится о возможности участия на техническом и экспертном уровне, по поводу второй – об уровне региональном – например, в связи с Калининградской областью. Почему в проекте не предусмотрена Белоруссия? Полагаю, что из-за нынешнего режима. Но разве нельзя было так и сказать, четко обозначив желание видеть в составе проекта Белоруссию, но соответствующую тем или иным стандартам. Это помогло бы чуть отрезвить тех сторонников Лукашенко, которые надеются, что именно ему удастся наладить диалог с ЕС, и ослабило бы возможность говорить о желании изолировать Белоруссию.
Еще сложнее ситуация с Россией. Ни малейших попыток вступления в Евросоюз мы не предпринимали, претензии к нашему уровню политической свободы, независимости судов и т.д., несомненно, есть. Но простое выведение России за скобки этого проекта видится крайне неразумным действием. Ожидаемый эффект: восприятие проекта как антироссийского, усиление веса изоляционистских сил и масштабов антизападной риторики. Надеюсь, что это не то, чего хотели бы добиться польский и шведский МИД своей инициативой.
Появление подобной инициативы кажется нам неизбежным и важным, но принципиально значимо, чтобы она содействовала объединению Европы, а не ее расколу. Для этого хотелось бы дополнительных интеллектуальных усилий со стороны авторов инициативы, а также российских политиков и дипломатов.
Обсуждения польско-шведской инициативы можно ожидать и в ходе визита в Польшу Николя Саркози. Запланированное подписание декларации о стратегическом партнерстве – это, конечно, хорошо, но французский президент славится умением обогатить формальные процедуры небанальными решениями. У него тем больше шансов согласовать что-то новое, что Саркози предстоит на днях и встреча с Владимиром Путиным. Первый визит в дальнее зарубежье в новом качестве наш премьер совершит в четверг – пятницу именно по приглашению своего французского коллеги Франсуа Фийона.
В течение наступающей недели мы скорее всего узнаем, какой окажется конфигурация нового большинства в парламенте Сербии и, соответственно, кто же сформирует правительство. Как мы и писали, относительное большинство, завоеванное Демпартией Тадича само по себе не гарантировало формирования ею кабинета: блок с либерал-демократами и партиями нацменьшинств не давал абсолютного большинства. На прошлой неделе активно анонсировалось создание националистического кабинета из ультра-наци Николича, все менее от них отличающихся «умеренных» националистов Коштуницы и Соцпартии (мы во всех случаях опускаем имена внутрисписочных союзников), затем набрал очки вариант с коалицией демократов и социалистов. Вероятно, в демкоалиции экс-партия Милошевича сможет занять более заметные позиции. К минусам для нее относится потеря голосов некоторых из нынешних избирателей. К плюсам – облегчение движения в сторону нормальной европейской социал-демократии.
Для Сербии выбор, конечно, стоит не между Европой и Россией, скорее между форсированным движением в Европу (осознавая, вероятно, свою частичную ответственность за происходящее в Сербии и опасаясь негативной альтернативы, Евросоюз готов пойти на это) и временной маргинализацией, выход из которой может быть вновь связан с кровью.
Ситуация, менее сложная в ближайшей перспективе, но более проблемная в отдаленной, сложилась в Македонии. Там в воскресенье пройдут внеочередные парламентские выборы, вызванные сочетанием прокосовского афронта правительству со стороны албанских партий и удара в виде сработавшего вето Греции на прием Македонии в НАТО (по причине несогласованности названия страны). Вопрос, в конечном счете, не в том, какая из ведущих македонских партий победит – ныне правящая Демократическая Партия Македонского Национального Единства (ВМРО–ДПМНЕ) или Социал-Демократический Союз Македонии президента Бранко Црвенковского. Обе обладают некоторым опытом управления государством, обе – проевропейские, обе, вероятно, будут пытаться сделать союзником одну из албанских партий и обе столкнутся с требованиями албанцев: признать Косово, идти к дальнейшей федерализации Македонии.
Как и в случае с Сербией, не самую лучшую роль в развитии ситуации в стране сыграла неравноудаленная, заметно более проалбанская позиция ЕС и США, проявившаяся в частности в принуждении Македонии принимать фактически неограниченное количество албанских беженцев, согласиться на Охридские соглашения с албанскими боевиками и т.д. Так или иначе, решать проблему взлелеянного под собственным крылом проекта Великой Албании Евросоюзу предстоит довольно скоро. Можно только надеяться, что кто-то из евроэкспертов и евробюрократов над этим уже ломает голову.
Со среды этой недели по понедельник следующей будет длиться мероприятие тех, кому по определению положено ломать голову, - Общее собрание Российской Академии Наук. При всех остатках советской идеолого-академической бюрократии, при всех обоснованных претензиях к научной экспертизе в рамках советов, образуемых самой РАН, эта академия на фоне десятков самопальных остается структурой, обладающей хоть каким-то научно-организационным авторитетом.
Кроме традиционной задачи выбора новых членов, Академии предстоит определиться с президентом. Опыт предшествующих выборов показывает: в случае появления альтернативы -оставить максимум возможного неизменным или что-то начать менять, Академия без особых сомнений выбирает то, что в одной терминологии можно назвать сохранением лучших традиций, а в другой – болотом. Вспомним попытки выдвинуться опытного и деятельного ученого и администратора Евгения Велихова. Отсюда, скорее всего, следует очередная победа привычного Юрия Осипова, а не избрание думающего о переменах и имеющего опыт руководства структурами, реализующими разные принципы финансирования, Владимира Фортова. Впрочем, поскольку выбор делается все же в рамках возможного, не исключено, что Осипов останется лишь временно замещающим свою должность.