В ближайший единый день голосований, 14 сентября 2014 года, жители, по крайней мере, 23 российских регионов выберут себе губернаторов, еще три губернатора будут назначены на свои посты решением парламентов.
Причем количество переизбираемых губернаторов до 16 июня может только возрасти — по определенным причинам многим региональным лидерам выгодно идти на выборы в ближайшем сентябре, не дожидаясь окончания своих полномочий через год или два. Тут играет роль и нежелание совмещать региональные выборы с федеральными кампаниями (несмотря на увеличение срока полномочий Госдумы, выборы уже не за горами и состоятся в декабре 2016 года), и сомнительная перспектива социально-экономического развития многих субъектов.
В результате получается, что в сентябре 2014 года на пятилетний срок будут избраны или назначены губернаторы почти трети российских регионов, в которых проживает более четверти населения страны и которые производят 46% регионального валового продукта.
Иными словами, именно в сентябре 2014 года будет определена значительная часть средней управленческой прослойки — ключевого элемента всей системы российской системы государственного управления.
Современное российское законодательство предполагает, что губернаторы избираются или назначаются на пятилетний срок — таким образом те, кто займут свои кресла по итогам сентябрьской кампании, могут сохранять свой пост до 2019 года.
С одной стороны, среди губернаторов, которые через четыре месяца пойдут на выборы, есть достаточно опытные управленцы. Например, глава Кировской области и бывший лидер правой оппозиции Никита Белых. Хоть он и не привел свой достаточно депрессивный регион к процветанию, но контролирует ситуацию в Кирове достаточно хорошо и добивается хороших показателей роста на фоне других областей и республик Приволжского федерального округа. Или губернатор Липецкой области, который возглавляет регион с 1998 года и вряд ли к 20-летию своего правления совершит что-то такое, что разрушит все его предыдущие достижения.
С другой стороны, никто не может гарантировать, что, например, Игорь Кошин, который с февраля является временно исполняющим обязанности губернатора Ненецкого автономного округа, станет первоклассным главой региона. Или, например, избрание Виктора Толоконского на пост губернатора Красноярского края совершенно не гарантирует региону спокойствия. Толоконский десять лет руководил Новосибирской областью, но на посту полномочного представителя в Сибирском федеральном округе продержался всего четыре года, его сняли с этой должности в 2014 года после того, как затяжной конфликт с новым губернатором Новосибирской области привлек к избранию коммуниста на пост мэра Новосибирска, третьего по величине города в стране.
Тем более сложно будет свеженазначенным губернаторам Крыма и Севастополя — им придется решать проблемы зачастую на порядок более сложные, чем их коллегам из других регионов страны.
Нельзя сказать, что у Кремля при выдвижении своих кандидатов на губенаторские выборы нет права на ошибку. У президента, по крайней мере согласно действующему законодательству, остается право отправить в отставку любого губернатора в любой момент с формулировкой «в связи с утратой доверия». Многие губернаторы с помощью тех или иных рычагов влияния подконтрольны Кремлю при решении крупных политических вопросов, так что есть надежда на то, что чудовищно некомпетентные граждане не будут занимать кресла руководителей регионов годами.
Но очевидно, что ни Администрация президента, ни полномочные представители главы государства в федеральных округах, ни федеральные инспекторы в регионах не способны контролировать ежедневные управленческие решения губернаторов — то есть влезать в рутину бюрократической жизни, в которой, зачастую, и состоит смысл жизни чиновника.
Между тем губернаторам предстоит разбираться с очень непростыми проблемами, корень которых находится даже не в политических противоречиях, а в экономическом положении бюджетов большинства республик и областей. Выполнение «майских указов» Владимира Путина, подписанных сразу после его инаугурации, ложится тяжким бременем на региональные бюджеты.
Федеральное министерство финансов неоднократно требовало от регионов ограничить свои траты, однако «социальная» часть «майских указов» требовала другого, и губернаторы предпочитали подчиняться распоряжению президента, а не просьбам правительства.
С начала 2014 года сумма долгов всех регионов выросла почти на 250 мдрд рублей, причем если раньше большая часть кредитов предоставлялась федеральным бюджетом, то теперь главными кредиторами стали коммерческие банки. Рост задолженности в большинстве регионов растет быстрее ВРП и, что особенно опасно, взятые в долг деньги идут не на структурные преобразования, а расходуются на увеличение зарплат бюджетника и работникам социальной сферы. Если выгода от этих вложений и будет ощущаться, то очень нескоро, а деньги возвращать нужно будет уже через пару лет.
Если региональные власти потеряют контроль над ситуацией, то уже в ближайшее время появятся первые регионы-банкроты. Ранее до такого состояние целые субъекты федерации могло довести лишь крайне неграмотное руководство, теперь же к набиранию кредитов практически принуждает распоряжение президента.
Президент Владимир Путин, очевидно, понимает опасность происходящего, и по итогам последнего совещания с полпредами в Кремле дал поручение правительству придумать способы сокращения долговой нагрузки на регионы.
Правительство, согласно поручению президента, должно придумать схему, которая позволит снизить для регионов ставку по банковским кредитам, заместить их бюджетными кредитами, реструктурировать старые долги, а также изменить методику расчета средней зарплаты — это позволит снизить темпы повышения зарплат бюджетникам.
Вот только сегодня и федеральный бюджет находится не в самом хорошем состоянии — стагнация в экономике, присоединение Крыма, которое требует значительных финансовых вливаний, да и вообще привычка жить на широкую ногу не способствует бюджетной дисциплине. Уже много лет федеральная власть в случае необходимости перераспределяла налоги таким образом, чтобы сконцентрировать все больше ресурсов в своих руках и оставить регионы на правах «бедных родственников», которые все время фактически вынуждены ходить с протянутой рукой. Теперь этот ресурс практически полностью исчерпан, в России почти не осталось регионов-доноров.
Пока нет готового рецепта избавления от этой нетривиальной экономической проблемы и, несмотря на распоряжение Путина, ничто не гарантирует того, что в ближайшее время регионам будет жить легко и приятно. Это обстоятельство предъявляет особые требования к губернаторам — они должны будут избежать долгового коллапса несмотря на давление как населения, так и федерального центра. Готовы ли к этому 26 человек, которые через 4 месяца станут полноправными губернаторами, — большой вопрос.