будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ВВП Минфин госбюджет
Июнь 30, 2025
Страна
Карпюк Илья

Провал в долговую яму

Провал в долговую яму
f165bf85c5faa62987b97279cb72bced
Алексей Кудрин представил Заключение Счетной палаты на проект федерального бюджета. Источник: ach.gov.ru

Российское правительство слишком много надежд возлагает на повышение ставки НДС с 18 до 20%, доходы бюджета вырастут не так сильно, как на это рассчитывают. Об этом, как пишут «Ведомости», говорится в заключении РАНХиГС и Института Гайдара на проект бюджета на 2019-2021 гг. Если в проекте бюджета сказано, что в 2019 году поступления от НДС составят 6,5% ВВП, а в 2020 и 2021 гг. — 6,7% ВВП, то в реальности они могут оказаться на 0,5–0,7 п. п. ниже, указано в заключении.

Проблема в качестве официального макропрогноза и его отдельных показателей, используемых Минфином для расчета поступлений от НДС прямым счетом (то есть не от суммы всех доходов налогоплательщика, а от добавленной стоимости), объясняет завлабораторией Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Илья Соколов. Аналитики считали по-другому: брали представленные Минэкономразвития оценки конечного потребления и исходили из собираемости НДС с учетом теневого сектора (в 2017 году его размер оценивался в 39% ВВП), структуры льгот, поведенческих предпочтений и ожиданий. В результате поступления НДС могут не превысить 5,4 трлн рублей в 2018 году и 6,3–7,1 трлн в 2019–2021 гг., говорится в заключении экспертов.

 
Максим Орешкин
Авилов Александр/АГН "Москва"

Если налоговые поступления и правда не будут наполнять бюджет со скоростью, на которую рассчитывают в правительстве, то потолок госрасходов в 2020 году составит 16,9% ВВП, а в 2021-м — 16,8% ВВП, рассчитали авторы. Это меньше, чем планирует Минфин, на 0,3 и 0,1 п. п. ВВП соответственно. Следовательно, для выполнения обязательств, Минфину придется больше брать в долг, что приведет к увеличению расходов на обслуживание госдолга, который к 2021 году вырастет до 17,7% ВВП, что на 1,2 п. п. выше прогноза Минфина.

Причем, учитывая рост цен на нефть, рост долга произойдет, фактически, из-за наличия бюджетного правила, которое ограничивает использование нефтегазовых доходов для финансирования текущих расходов. Уже сейчас в проекте бюджета говорится, что расходы на обслуживание долга увеличатся с 824,3 млрд рублей в 2018 году до 1,1 трлн в 2021 году.

Ранее, напомним, проект бюджета раскритиковала Счетная палата, которую недавно возглавил Алексей Кудрин. По оценке аудиторов, прогнозируемые темпы роста ВВП не позволят России войти в топ-5 крупнейших экономик мира к 2024 году — а это одна из задач, которую установил Владимир Путин. Как говорится в заключении Счетной палаты, Минэкономразвития использует прогнозные оценки МВФ по ВВП по паритету покупательной способности (ППС) России и Германии, однако они отличаются от фактических данных, опубликованных Всемирным банком. «Кроме того, использовался расчетный курс рубля и евро к доллару по ППС, что увеличивает неточность получаемых оценок», — подчеркивается в заключении.

 
Проект федерального бюджета
duma.gov.ru

Также Счетная палата сомневается в верности составления нацпроектов к майскому указу: «В случаях, когда результаты характеризуются числовыми значениями, сведения об организации статистического наблюдения отсутствуют. Низкое качество определения результатов и показателей создает риски принятия неадекватных или несвоевременных решений по ходу реализации национальных проектов». Алексей Кудрин ранее заявил, что 65% показателей из паспортов нацпроектов «статистически ненаблюдаемы».

Одна из главных претензий Счетной палаты, о которой говорится в заключении, — механизм бюджетного правила. По мнению аудиторов закупки, которые Минфин проводил в периоды ослабления рубля, усиливали валютную нестабильность, так как дополнительно увеличивали спрос на иностранную валюту.

Карпюк Илья
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).