В РЖД могут произойти масштабные кадровые перестановки. По некоторым данным, накануне совет директоров компании решил прекратить полномочия нескольких топ-менеджеров. Ожидается, что официально о кадровых перестановках могут объявить сегодня.
Об отставках пишут «Ведомости», «Интерфакс» и «Коммерсантъ». Источники сообщили изданиям, что свои должности покинут первый вице-президент РЖД Вадим Морозов, вице-президенты Олег Атьков и Валерий Решетников, а также главный бухгалтер Галина Крафт.
Вадим Морозов, который является фактически вторым лицом в компании и отвечает за общее руководство, а также координацию производственно-хозяйственной деятельности, по данным СМИ, станет советником президента РЖД. Ожидается, что его место займет вице-президент по организации железнодорожных перевозок Анатолий Краснощек. Близкие к совету директоров монополии источники уверяют, что из правления также могут выйти вице-президенты Петр Кацыв, Александр Целько и Дмитрий Шаханов.
Один из дин из топ-менеджеров железнодорожного оператора, поясняет, что правление РЖД, в состав которого входят 25 человек, было неоправданно раздуто. По его словам, сокращение может быть связано с планами нового президента монополии Олега Белозерова оптимизировать издержки. В прошлом году правление заработало более миллиарда рублей, а за шесть месяцев текущего — почти 600 млн. Ранее Белозеров сообщал, что в РЖД оптимизировали бюджет на 2016 год на 50 млрд рублей.
«Мы понимаем, что сейчас развитие возможно исключительно за счет оптимизации нашей деятельности, и мы сейчас работаем практически по всем направлениям, начиная от повышения производительности труда — в этом году предполагаем, что выйдем на 5%; мы очень серьезно оптимизируем ценовые и удельные стоимости при закупках и при строительстве», — отмечал он.
Сокращать расходы РЖД требовал и премьер Дмитрий Медведев. По его словам, оптимизация не должна противоречить основным целям компании, и существует необходимость развития. Однако премьер считает, что издержки монополии тем не менее высоки.
«Мы знаем, что управлять ими можно по-разному. Поэтому прошу считать контроль за издержками "Российских железных дорог" и в дальнейшем ключевым показателем деятельности компании. Потому что от этого зависит развитие всей системы», — отмечал Медведев. До этого премьер заявлял на одном из совещаний, что практически в каждой госкомпании есть «значительные возможности для оптимизации издержек».
Не исключается, что кадровые изменения означают продолжение реформирования железнодорожного транспорта. Источник в компании-железнодорожном операторе поясняет, что речь может идти о либерализации локомотивной тяги. По его словам, этому препятствовало предыдущее руководство.
Эксперты считают, что Белозеров не сработался бы Морозовым из-за масштаба фигуры последнего. По их мнению, новый глава компании, похоже, решил сам контролировать хозяйственную деятельность РЖД, и кадровые перестановки позволят ему это сделать. Они также не исключают, что Анатолий Краснощек больше подходит Белозерову по стилю работы. Эксперты полагают, что сокращение состава правления РЖД является правильным сигналом, так как компания жила не по средствам даже в кризис.
Сам Белозеров на первой планерке заявлял, что не собирается радикально менять внутреннюю политику. «Революций не планирую. Все, что можно сделать поступательно, эволюционным путем — будем делать», — заявлял он.
Однако о возможных сокращениях СМИ начали писать уже в конце августа. Уже тогда прогнозировался уход Морозова, Решетникова и вице-президента по корпоративной безопасности Александра Бобрешова. В качестве одного из кандидатов на место Морозова назывался, в том числе, и Краснощек. В итоге компанию покинул Бобрешов. После его ухода вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, который также является председателем совета директоров РЖД, заявил, что смена топ-менеджмента в монополии возможна в любой момент, независимо от смены руководства.
В одном из промышленных холдингов, входящих в число клиентов РЖД, объясняют возможные перестановки тем, что со старым составом правления у нового главы компании возникает «конфликт элит», и от Белозерова ждут перемен — а это возможно только в случае полной смены старого топ-менеджмента. Главе монополии с одной стороны нужно начать контролировать финансовые потоки компании, а с другой — избежать проблем с перевозками. Поэтому, считают эксперты, логика замены Морозова Краснощеком понятна — последний является представителем старой команды.
РЖД могут ожидать и дальнейшие кадровые перестановки. По данным «Интерфакса», сегодня могут объявить и об уходе главы «Федеральной грузовой компании» (ФГК) («дочка» РЖД) Виталия Евдокименко. Как пишут «Ведомости», он руководил компанией с момента ее основания. В РЖД передали ФГК почти все грузовые вагоны, однако потом «дочка» начала приносить убыток. В итоге ФГК передала до конца следующего года почти все полувагоны в управление Центру фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) монополии. Евдокименко просил Белозерова вернуть вагоны обратно из-за того невыполнения ЦФТО части заявок на перевозку. Эксперты считают, что он испытывал постоянное давление со стороны РЖД, а передача вагонов и их возвращение мешали ФГК выстраивать эффективную коммерческую работу.
Изменения могут произойти не только в руководстве компании. Не исключается, что РЖД начнет менять подрядчиков. В первую очередь, подобную возможность объясняют уходом Владимира Якунина. «Сейчас подрядчики РЖД не знают, что их ждет. Положение их владельцев неустойчиво», — отмечал бывший сотрудник компании.
Ранее сообщалось, что новый президент РЖД предложил создать реестр добросовестных и недобросовестных подрядчиков. «Ни для кого не секрет, что и с безопасностью не все в порядке с точки зрения отношений подрядных организаций к инфраструктуре железных дорог. Да и вообще иногда есть случаи, когда подрядчики выбирают дорогие работы, а потом оставляют нас один на один с вводом», — пояснял вице-президент РЖД Олег Тони.