В Москве с сентября начинает работу Школа открытых данных, созданная НП «Инфокультура» при поддержке Открытого правительства. Занятия там будут проводиться бесплатно, а их видеозаписи будут публиковаться на сайте. Это в своем роде знаковый момент в процессе развития повестки, связанной с открытыми данными. Посмотрим, как это выглядит на фоне уже имеющегося опыта.
По мере того, как государство от риторики переходит к действиям, повестка, касающаяся открытых данных, их публикации и использования, принимает различные формы — в зависимости от того, каким образом эта тема развивается в том или ином обществе. Это, в частности, проявляется на уровне официальных и околоофициальных высказываний, а также, что немаловажно, в том, куда вкладываются средства. Одним из показательных моментов здесь становится подход к популяризации этой темы. Данные раскрыты: кто и как будет их использовать? Здесь тема приобретает два измерения. Одно из них представляет собой континуум между полюсами «бизнес» - «гражданственность». Второе — между полюсами «инициатива снизу плюс инициатива сверху» - «инициатива снизу и инициатива сверху как два параллельных процесса».
Государства, по тем или иным причинам оказывающиеся ближе к полюсу гражданственности, начинают делать акцент на том, что популяризация этой темы должна осуществляться непосредственно через привлечение широких масс к овладению работой с данными. Государства, акцентирующие скорее экономическую выгоду от раскрытия данных, склонны меньше вкладываться в обучение и больше в стимулирование рынка, который должен предложить общественности новую продукцию на основе открытых данных. Скажем, выступавшие на профильном мероприятии в Медиацентре РИАН эксперты из Франции и Австрии говорили как раз о разработках и бизнесах, которые создают новые продукты — например, многофункциональные интерактивные приложения на основе геоданных. И уже используя эти продукты, люди приобщаются к открытости — опосредованно.
Иной подход практикуется в Великобритании, где государство щедро спонсирует негосударственные организации, занимающиеся массовой просветительской деятельностью и распространением практических навыков среди общественности. Яркий пример - «Фонд открытых знаний» (Open Knowledge Foundation, OKFN) и созданная на его базе Школа данных (School of Data) — проект совершенно общедоступный и бесплатный для пользователей. Второе измерение — направленность просветительской инициативы — подразумевает, что в одних странах в популяризацию и массовое обучение государство вкладывается (как в Британии), а в других не вкладывается, но инициатива при этом есть. Специфический случай, например, представляет собой испаноязычная образовательная среда. Общественность живо интересуется темой и хочет учить основы, судя по обилию массовых и испаноязычных общедоступных курсов. Но при этом эти курсы и инициативы зачастую размещаются не самостоятельно, а на каких-то уже существующих ресурсах. Недавно, например, всё та же Школа данных при OKFN обзавелась специальным испаноязычным разделом. Также много общедоступных испаноязычных курсов есть в панамериканском Knight Center (наряду с английскими и португальскими).
Еще один пример — США, где тема открытости, которую одномоментно популяризовал, придя к власти, Барак Обама, развивается уже давно, но при этом идет двумя параллельными потоками. С одной стороны, это коммерческие платные курсы, в изобилии представленные, скажем, в Poynter University. То есть обучение работы с данными понимается как необходимое вложение с перспективой получить квалификацию в области престижной ныне дата-журналистики. С другой стороны, это мощная волна инициатив, направленных на бесплатное просветительство. Это обычно организации, которые, с одной стороны, зарабатывают на жизнь, оперируя открытыми данными, а с другой стороны, порождают множество общедоступных обучающих материалов. Можно назвать, как минимум, такие институты, как ProPublica и Sunlight Foundation.
Естественно, в каждом конкретном случае нет крайностей, а есть, наоборот, сочетание признаков, по которым общую ситуацию можно описать как тяготеющую к тому или иному полюсу.
В России сейчас этот процесс только начал набирать обороты. Собственно, до нынешнего лета об открытых данных преимущественно говорили, но официальные структуры их не открывали, хотя начиная с 2012 г., в соответствии с президентским указом, ведомства вели подготовку к раскрытию. Были, конечно, общественные инициативы и добровольческие проекты — в частности, уже несколько лет существует проект Opengovdata.ru, участники которого собирали данные из всех возможных источников и затем приводили их в пригодный для обработки вид. К настоящему моменту этот ресурс переехал на сайт Hubofdata.ru.
К июлю 2013, как и планировалось, госструктуры, согласно заявлению министра РФ Михаила Абызова, открыли порядка 800 наборов данных. В мировых масштабах это, конечно, очень мало, и сама практика публикации еще нуждается в фундаментальной доработке, но процесс пошел. Собственно, с этой точки должна начинаться та или иная работа по популяризации.
И она началась. Потому что когда данные открыты, а никто не знает, что с этим делать, это тоже нехорошо. Если до настоящего момента возникали преимущественно волонтерские образовательные проекты, то теперь появилась Школа открытых данных, представляющая собой феномен, в чем-то сходный с британской моделью. Проект организовало некоммерческое партнерство «Инфокультура», а Открытое правительство его поддержало. О перспективе создания такой Школы, кстати, упоминал Михаил Абызов, перечисляя планы Открытого правительства на ближайшее будущее.
Занятия в Школе начнутся с сентября (расписание пока уточняется). В настоящий момент аудитории предлагаются два курса: по открытым данным и по журналистике данных. Первый — более общий и технически ориентированный; второй — заточенный под использование соответствующих методов, прежде всего, в журналистике, то есть будут подробнее обсуждаться способы и инструменты представления информации. Занятия будут проводить отечественные и зарубежные эксперты. Считается, что главной аудиторией курсов станут журналисты, госслужащие, гражданские активисты, программисты, а также студенты вузов.
В нынешнем первозданном виде Школа открытых данных представляет собой открытый образовательный проект, действующий как в физической, так и в виртуальной реальности. В физической это действительно школа, то есть помещение в Москве, в котором будут проводиться лекции и семинары. В виртуальной — это сайт, на котором будут выкладываться видиозаписи этих лекций, а также различные учебные материалы. Физические занятия бесплатны, но у них есть неизбежные пространственные ограничения - поэтому туда нужно записываться заранее. У онлайн-формата таких ограничений нет, поэтому им смогут пользоваться все, у кого есть доступ к интернету. Все материалы сайта распространяются по свободной лицензии (Creative Commons), согласно которой единственное требование к их использованию, распространению и переработке — это указание источника.
«Главная цель Школы открытых данных, - прокомментировал возглавляющий «Инфокультуру» Иван Бегтин, - в появлении большого числа активистов и «евангелистов» открытых данных — людей, готовых не только применять их на практике, но и активно рассказывать об этом всем остальным. Открытые данные — это не только технологии, но и идеология, и для нас важно, чтобы разделяющих ее было как можно больше».