В московских школах появится новый предмет — интернетоведение. По крайней мере, о таких планах рассказал исполняющий обязанности главы департамента информационных технологий столицы Артем Ермолаев.
Интернетоведение хоть и будет факультативным предметом, но преподавать его будут всерьез. Школьникам будут рассказывать об информационной безопасности, показывать им учебные материалы и ресурсы о путешествиях.
Преподавать предмет будут профессиональные педагоги «из интернет-среды», они же обучат школьных учителей. Так как не все родители могут быть рады раннему ознакомлению их детей с такой опасной вещью, как интернет, обучение интернетоведению планируется начинать с пятого класса.
Столичное правительство планирует с помощью интернетоведения убить сразу двух зайцев: с одной стороны, привить знания о жизни в Глобальной сети молодым москвичам, с другой - заполучить в их лице «агента» в каждой семье, благодаря которому все больше москвичей смогут пользоваться удобными интернет-сервисами, в том числе и государственными услугами.
Смех новый предмет может вызвать только сначала. Для современного человека узнать основные принципы жизни интернета ничуть не менее важно понимания работы применяемого в кредитных договорах сложного процента, и уж точно поважней интеграла. Пятиклассники зачастую думают, что знают об интернете абсолютно все, но сравнивают себя, в данном случае, со своими родителями и бабушками, поэтому нет ничего плохого в том, чтобы научить их азам безопасности в Сети.
С другой стороны, после распада Советского Союза и исчезновения из школ политинформации, родители как-то постепенно привыкли, что школа занимается не воспитанием детей, а нагрузкой их знаниями. Алгебра, физика, химия, иностранные языки смотрятся в школьной программе вполне органично, а вот увеличением часов для физической культуры был вынужден заниматься лично президент: у третьего урока «физ-ры» в неделю больше лоббистов не оказалось.
Вообще, всякое вторжение в стройный ряд школьных предметов воспринимается, как правило, негативно. Родителей иногда можно понять: дети изучают оптику, занимаются дифференцированием, что еще нужно? Однако государство, которое воспринимает школу не только как образовательное учреждение, но и как институт, который воспитывает граждан страны, постоянно пытается добавить новые предметы или каким-то образом изменить жизнь молодых людей.
Так, с 2010 года в качестве эксперимента, а с 2012 по всей стране был введен курс «Основы духовно-нравственной культуры России». Ученики обязаны пройти этот курс во втором полугодии 4 класса и в первом полугодии 5. Родители должны выбрать, что именно будет изучать их ребенок: основы православной, исламской, буддистской или иудейской культур, основы всех мировых религиозных культур вместе взятые, или же основы светской этики.
Многие протестовали против введения этого курса в школы, опасаясь возвращения в школы Русской православной церкви, которая была оттуда изгнана одним из первых декретов большевистского правительства. Однако практика показала, что из предоставленного набора чаще всего школьники и их родители выбирают Основы светской этики (43 процента). Православная культура идет только на втором месте — ее выбрали 32 процентов учащихся. Основы мировых религиозных культур решил изучать 21 процент, а ислам — 4 процента.
О приходе в школу еще одного странного даже не предмета, а норматива, заговорили весной 2013 года. Президент Владимир Путин заявил тогда, что в школу необходимо вернуть нормативы ГТО. Изначально нормативы ГТО были введены руководством СССР в 1930-х годах с целью физической подготовки будущих солдат к массовой войне — для этого требовалось научить людей быстро бегать, высоко прыгать и далеко метать гранату. Неизвестно, помогли ли нормы ГТО выиграть Вторую мировую войну, но тотальная мобилизация и массовая армия точно сыграла в этом нелегком деле решающую роль.
В 1970-х годах советское руководство пыталось возродить нормы ГТО, причем не столько в школе, сколько среди старшего поколения — занимающийся физкультурой человек меньше болел, а значит, требовалось меньше расходов на здравоохранение, что было немаловажно при хронически дефицитном советском бюджете.
После краха советской системы о ГТО все быстро забыли: устраивать тотальную войну больше никто не собирался, а о здоровье граждан теперь заботились сами граждане, причем чаще всего за свои деньги — в крупных городах в 2000-е годы начался бум фитнесс-клубов.
Однако теперь ГТО собираются возродить, причем именно в школах, хотя очевидно, что детям интересны не тройные прыжки или метание гранаты, а скейт-борды, ролики, баскетбол и другие популярные, хоть и не слишком «военные» виды спорта.
Другое «нововведение», которое обсуждается на высшем уровне — возвращение школьной формы, опять же потерявшей свою актуальность после распада СССР. В теории, российские школы и сегодня имеют право ввести форму для своих учеников. Однако, судя по тому, что желающих немного, эта идея непопулярна среди руководства учебных заведений и родителей. Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму, однако пока не принят.
Школьная форма вряд ли сможет скрыть социальное расслоение. Сегодня только совсем малообеспеченные семьи затрудняются купить детям к новому учебному году пару приличных штанов и несколько маек и рубашек. А вот наличие дорогого телефона, или родителя на хорошей машине, не скроет никакая форма.
Впрочем, введение формы выгодно отечественной легкой промышленности, которую пока нагружает разве что закупка обмундирования для вооруженных сил.