Во вторник президент России Владимир Путин отправил в отставку Министра обороны Анатолия Сердюкова, занимавшего этот пост без малого 6 лет. Сменил Сердюкова на ответственном посту легендарный экс-глава МЧС, до последнего момента занимавший пост губернатора Московской области Сергей Шойгу.
"Учитывая обстановку, которая сложилась вокруг Министерства обороны, для того, чтобы создать условия для объективного расследования всех вопросов, мной принято решение освободить министра обороны Сердюкова от занимаемой должности", - сообщил Путин Шойгу во время личной встречи.
Последний, несмотря на заявление пресс-секретаря Дмитрия Медведева Натальи Тимаковой, что консультации по поводу кандидата на пост главы оборонного ведомства велись последние несколько дней, выразил удивление. «Предложение стало неожиданным», - заявил он.
Сам Шойгу вполне имеет право удивляться, но этого не стал бы делать внимательный наблюдатель, следивший за стремительно раскручивающимся скандалом вокруг компании «Оборонсервис», главным и единственным акционером которой является Минобороны, а главой совета директоров с 2008 по 2011 год - лично Анатолий Сердюков.
Очевидно, что «устойчивость» фигуры Сердюкова была очень велика, и его глава государства отправил в отставку с большой неохотой. Но, тем не менее, вопрос, почему Сердюкова отправили в отставку, имеет волне определенный ответ, точнее несколько ответов. Тут и провал ходовых испытаний авианосца «Адмирал Горшков», который продают Индии с 1994 года. Тут и результаты проверки финансовой деятельности пресловутого «Оборонсервиса». И, конечно же, пикантная история с 33-летней экс-главой имущественного департамента Минобороны, у которой в 6 утра в квартире застали ее соседа по элитному особняку (с достаточно темной историей превращения из здания финансового управления в элитный дом с фитнесс-клубом и сауной) в Молочном переулке, все того же Анатолия Сердюкова.
И все последовавшие за этим вопросы: откуда в квартире чиновника военного ведомства 3 млн. рублей наличных денег, 120 золотых колец (и всего ювелирных изделий на 3 млн. долларов), картины Айвазовского (которые якобы находятся на балансе Культурного центра Вооруженных сил) – это тоже на самом деле ответы.
Возможно, что утренний инцидент стоит считать главным ответом на вопрос об отставке: официально Анатолий Сердюков женат на Юлии Зубковой, дочери бывшего первого заместителя председателя правительства Виктора Зубкова, ныне спецпредставителя президента по взаимодействию с экспортерами газа.
Не вызывает особых вопросов и момент, выбранный для отставки. В Государственной думе идет процесс принятия бюджета страны, который предусматривает заметное увеличение расходов на оборону. Бюджет принимается на фоне негативной мировой экономической конъюнктуры, с серьезным дефицитом и под недвусмысленные предупреждения Минфина о возможном кризисе. Второе чтение бюджета назначено через 10 дней, а во всех газетах и на ТВ третью неделю Сердюков и дама с брюликами. Понятно, что надо срочно выбить это оружие из рук оппонентов. И вот Сердюков снят с должности, и уже сообщается, что он может быть допрошен следственными органами.
Еще проще оказывается ответ на вопрос: «Почему именно Шойгу?» Кандидатов на должность министра обороны редко бывает много, а если учесть, что это должен быть проверенный и надежный человек, член команды Путина, то речь можно вести всего о троих. Это нынешний глава администрации президента, экс-министр обороны Сергей Иванов, вице-премьер правительства, экс-представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин и губернатор Московской области, бывший главный спасатель Сергей Шойгу.
Назначить Иванова – это значит обезглавить президентскую администрацию. К тому же именно Иванов передал свой пост Сердюкову в 2007 году, и возвращение будет выглядеть политическим курьезом: «Не тому передал дела, пришел исправлять ошибки…» Рогозина же назначать министром – значит снимать с вице-премьерского поста и понижать в должности, что, естественно, тоже будет выглядеть не слишком красиво - в первую очередь по отношению к самому Рогозину.
О Шойгу же в коридорах власти ходит мнение как о человеке универсальном, что за полгода на новом для себя губернаторском посту он вполне подтвердил, активно включившись в работу и даже поучаствовав в распределении средств. Да и в прошлом у него самой разнокалиберной административной работы достаточно: и замом главы администрации Северной Осетии и Ингушетии поработал, и в Совбезе заседал, и партию создавал.
Разумеется, Сергей Шойгу за полгода после ухода из МЧС министерскую работу забыть никак не мог, временем проверен, ни в каких громких коррупционных скандалах не замешан, да и министерский пост – это для него избавление от муторной работы по проекту «Большая Москва», против которого он даже публично возражал. Плюс ко всему с 2003 года Сергей Кужугетович - генерал армии. В общем универсальный и единственный кандидат!
Впрочем эксперты относительно кандидатуры министра обороны, какой бы она ни была, переживают мало: для них перестановка в руководстве военного министерства – вопрос чисто технический.
Так генерал армии, президент академии Военных наук Махмуд Гареев напоминает, что глава Министерства обороны – это не более, чем просто высокопоставленный военный чиновник: «У нас всеми делами обороны страны в стратегическом плане руководит верховный главнокомандующий (президент страны Владимир Путин – «Полит.ру»). Министр обороны – это высокого уровня чиновник, который исполняет решения верховного главнокомандующего».