Скандально известный художник-перформансист Петр Павленский провел очередную акцию - он отрезал себе мочку уха, желая таким образом привлечь внимание общественности к использованию психиатрии в политических целях. Об этом сообщила единомышленница художника Оксана Шалыгина на своей странице в Facebook.
Свою акцию Павленский назвал «Отделение» и провел ее в минувшее воскресенье, 19 октября, на крыше института психиатрии имени В.П. Сербского. На снимках видно, как он, сидя в обнаженном виде на краю крыши, большим ножом отрезает себе часть уха, а на следующей фотографии его уже скручивают сотрудники полиции. Акция также была запечетлена на видео. «Нож отделяет мочку уха от тела. Бетонная стена психиатрии отделяет общество разумных от безумных больных. Возвращая использование психиатрии в политических целях – полицейский аппарат возвращает себе власть определять порог между разумом и безумием. Вооружаясь психиатрическими диагнозами, бюрократ в белом халате отрезает от общества те куски, которые мешают ему установить монолитный диктат единой для всех и обязательной для каждого нормы», - приводит Шалыгина слова Павленского об этой акции. Он называет институт психиатрии «аппаратом исключения, который общество не сможет исключить, пока не избавится от веры в нового демона».
Как сообщила в Твиттере еще одна соратница эпатажного художника под ником @Gogolswives, Павленского после акции отправили в больницу, но не в психиатрическую. Известно, что в пятницу, 17 октября, Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга в третий раз отказал следствию в ходатайстве о направлении художника на психиатрическую экспертизу, указав на отсутствие каких-либо оснований для ее проведения. Аналогичный отказ следствие получило и в конце августа.
Скандальные акции Петра Павленского нередко вызывают сильный резонанс в обществе. Самой громкой можно назвать «Фиксацию», когда в ноябре прошлого года перформансист прибил свою мошонку к брусчатке на Красной площади. Таким нестандартным способом он хотел наглядно продемонстрировать свое видение общественно-политической ситуации в России. После этой акции на Павленского было заведено уголовное дело о хулиганстве, которое, правда, было закрыто уже спустя месяц. Кстати, вскоре после этого инцидента у министра культуры Владимира Мединского поинтересовались его мнением об акции. Тогда он посоветовал людям, интересующимся творчеством художника Петра Павленского, посетить музей истории медицины и психиатрии.
Два года назад, во время оглушительного скандала после акции Pussy Riot, Павленский по-своему выразил поддержку девушкам. Он зашил себе рот и в таком виде полтора часа провел у Казанского собора в Петербурге с плакатом «Выступление Pussy Riot было переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа» и со ссылкой на сюжет из Евангелия от Матфея под названием «Изгнание торгующих из храма». Спустя еще несколько месяцев, в мае прошлого года, голый Павленский замотался в кокон из колючей проволоки и предстал в таком виде у здания Законодательного собрания в Санкт-Петербурге. Эту акцию он назвал «Туша» и таким образом продемонстрировал «существование человека в репрессивной законодательной системе».
В феврале этого года состоялась одна из последних громких акций Павленского: в поддержку украинской оппозиции он вместе с единомышленниками возвел баррикаду из автомобильных покрышек и поджег ее на Малом Конюшенном мосту в Санкт-Петербурге. Отметим, что после каждой акции суд признает Павленского вменяемым.
Существует предположение, что последняя акция Павленского с отрезанием мочки уха посвящена украинской летчице Надежде Савченко, обвиняемой в причастности к гибели российских журналистов. Неделю назад она была доставлена на психиатрическую экспертизу. По словам официального представителя СКР Владимира Маркина, основной задачей экспертизы является «решение вопроса о вменяемости-невменяемости обвиняемой, а также определение ее процессуальной дееспособности». При этом украинская сторона выразила протест в связи с проведением этой процедуры, в украинском МИД считают, что в России Савченко подвергается пыткам во время экспертизы. Эта история очевидно перекликается с идеей, которую своей акцией пытался выразить Павленский, к тому же именно в институте имени Сербского находится на экспертизе Савченко.
«С удивлением узнал детали мочкорезки "художника". Мол, это он поводу Савченко. Так передайте этим артистам, что Надежда их не воспринимает», - заявил в Твиттере адвокат Савченко Марк Фейгин. К тому же он считает, что «"Павленскими" заполнен весь протестный бэкграунд: шиза и хипстер-фрики».
Акция на крыше института психиатрии привлекла внимание общественности. В социальных сетях она спровоцировала дискуссии как о психиатрии в России, так и об искусстве на его современном этапе развития (орфография и пунктуация сохранены):
«Павленский - акционист, чьи работы идеально ложатся в наше время. Он художник периода разочарования, охватившего вас после 2012. Акцию, друзья, бывает трудно понять, но не более трудно, чем стихотворение. 1) Павленский - смелый. В одиночку делает акции. Это трудно - всегда более трудно, чем группой. Самое трудное - решиться. Во то время, когда все валят, Павленский работает с огнем. 2) Павленский делает то, что делает каждый хороший художник: работает с атмосферой, в которой живет, со своим временем.», - пишет на своей странице в Facebook Надежда Толоконникова, одна из участниц Pussy Riot. Особенно девушку радует тот факт, что центральные СМИ называют Павленского художником: «Художником! Не хулиганом! Не сумасшедшим! Не нарушителем порядка! Жить стало лучше, товарищи».
«Павленский по ван-гоговской линии пошел», - отмечает Юрий Сапрыкин.
«А самосожжение - красивое завершение спектакля, мощное, с кульминацией. Надеюсь, что нам посчастливится это увидеть, возможно это и станет сдвигом представляемой зрителем точки…»- считает пользователь Игорь Кузнецов.
«На его акции нужно экскурсии водить - ничто не дает такого глубокого проникновения в голову системы. Вокруг кружилось 20-30 мужиков: 8 полицейских с дубинками и оружием, 6 пожарных мчс, дюжина охранников ин.Сербского, бригада скорой. И вся эта толпа два часа его боялась. БОЯЛАСЬ безумно, никто не решался даже заговорить, ноль попыток диалога, стояли на расстоянии 20-40 метров. Он такой мощный - просто фантастика. Но таким сердобольным как я, этого лучше не видеть. Реально думала сорвусь и полезу его снимать оттуда. Холод был страшный!»,- делится впечатлениями Lara Khalanskaya.
«Это тот, что за одно место себя прибил к мостовой? Идиот, больной, эксгибиционист-мазохист, не меньше, не больше. В психушке таких каждый второй», - пишет Anna Lappala.
«Нет, этого членовредителя мне точно не понять. ну разве что если он так по частям из психушки освобождается. Как тот прокажённый из анекдота. А вообще в таком духе отчаявшиеся протестующие и почище перформансы устраивали. самосожжения, размозжение собственной головы, вскрытие себе вен и брюшной полости….» — рассуждает Igor Kravtsov.