Еще одна системная статья об Олимпиаде, но если предыдущая была по поводу олимпиад как таковых на предмет, что с ними будет дальше, то здесь системность будет, что ли профильней и внутриспортивнее. Итак, 33 медали — 13 золотых (тут Россия повторила весь СССР-1976 года), 11 серебряных и 9 бронзовых. Обзор победителей был тут, а теперь на тему, как все это составилось.
Понятно, конкретно по каждой медали рассуждать неправильно: скажем, не выкрутился бы Уайлд во второй попытке полуфинала в слаломе, то было бы на одну золотую меньше, и что? А если бы Бьорндален внезапно не утомился и не сдал 30 секунд преимущества, а Свенсон потом не застрелился бы со штрафным кругом, то, может, не было бы и биатлонной эстафеты – еще раз ну и что. Это не к тому, что все вообще получилось случайно, люди из других команд выбирали свое золото в таких же обстоятельствах. Это к тому, что детали тут ничего не дадут, а вот 13 золотых – это уже определенно система.
В этой связи часто упоминается факт: пять золотых - это участие натурализованных. Что, собственно, так (почти так – Ан третью золотую все же завоевал не сам, а в эстафете). Но нюанс в том, что и в данном факте присутствует ранее неизвестная технология. Чтобы на Олимпиаду, главный старт четырехлетия, всякое такое, национальная сборная, честь державы, с конкретной целью добыть медали натурализовывали иноземцев? Не было такого. В другую сторону уже привычно, в российскую - нет. То есть, понятно, что были какие-то ресурсы привлечения, а это не деньги только, но еще и всякие обстоятельства – но научились использовать и обстоятельства. Как, например, проблемы Ана на родине или адаптация Уайлда как мужа Заварзиной (это же не она к нему в США уехала). В шорт-треке это еще и Владимир Григорьев (когда-то – Украина), да - это третье место, но в эстафете-то он сыграл.
Есть и другой подсчет – 7 из 13 золотых медалей "сделали" иностранные тренеры (справки по тренерам в этой заметке – оттуда). То есть, их тоже вполне технологично привлекли к делу национального – как впоследствии выяснилось – триумфа. Вообще, любопытно, что у того же Уайлда тренер оказался отечественный, в смысле - российский, Артур Злобин (и это 2 из 6 золотых медалей "от российских тренеров", а еще 3 у фигуристов и еще эстафета биатлонистов).
В этой последовательности причины 13 золотых выставляются вовсе не для затем, чтобы изобразить, что Олимпиаду выиграли (если всерьез отнестись к теме командного зачета) иностранцы. Нет, просто это самая заметная технологическая причина. Но и все: наличие иностранца-тренера ничего не гарантировало. Ну, эпопея Пихлера известна всем (печать по его поводу вряд ли скрасило серебро в эстафете). Определенный провал был и в женских коньках – и группы "многоборцев" (Маурицио Маркетто, Италия) и в "конькобежной" (Константин Полтавец, Голландия). Совсем провал произошел в керлинге (Томас Липс, Швейцария) - 9 место, хотя при нем же эта же сборная выигрывала в 2012 Европу. А Урбан Планиншек и Марьян Чернигой (Словения) ничего не смогли поделать с горными лыжами. То есть, не в том дело, что иностранный специалист неким умопомрачительным путем соединения своей иноземной прагматики с российскими физическими данными непременно производит победу. Но, все же, этот момент точно присутствует.
Другой вариант: пришло новое поколение спортсменов, которые, значит, успешные. Но вот тут не обнаруживаются принципиально новые люди. Ну, не считая фигуристок - золото в женском одиночном 17-летней Сотниковой и золото в командных Липницкой. Но в целом с возрастом как раз наоборот.
Хотя бы Зубков и Демченко – одному 40, другому 42. Ну да, технические – в какой-то мере – виды. Собственно, у Демченко не золото, а серебро, но там еще и серебро в эстафете. А это опять возвращается тема иностранцев. У саночников бригада: тренер Плайкнер (Италия) плюс ассистенты Хиллебранд (Германия, тренер по общефизической и стартовой подготовке) и Шедлер (Лихтенштейн – тренер-механик).
В бобслее то же самое: Пьер Людерс (Канада), ассистенты: Линдер (Канада, тренер мужской сборной), Мининс (Латвия, старший тренер женской сборной), Валлнер (Австрия, – тренер-механик) В итоге два золота экипажей Зубкова в двойке и четверке. Причем, тут же технологии не только технологические – Людерс неизвестным науке способом сумел усадить вместе чуть ли не смертельных врагов Зубкова с Воеводой.
Еще скелетон, Шнайдер (Германия, главный тренер сборной) и ассистент Платцер (Германия). Тут золото Александра Третьякова и бронза Елены Никитиной. Собственно, Третьяков справлялся и раньше, на мире в разных вариантах он с медалями уже лет пять, то вот же еще и Никитина. Конечно, все это вполне технологические виды спорта. Тут, похоже, уже есть система.
Что-то схожее и в шорт-трек. Тренер Себастьян Крос (Франция), ассистенты Дюран (Франция), Хван (Корея), Каминска (Польша): три индивидуальные медали Виктора Ана (два золота и бронза), серебро Владимира Григорьева и золото в эстафете. А еще есть Марио Фукс (Австрия, тренер сборной по сноуборду в борд-кроссе), произведший решительно не планируемое серебро Николая Олюнина.
И еще раз: это все вовсе не на тему, как иностранные специалисты сделали эту Олимпиаду для российского спорта. Вообще, они и раньше по видам тренировали, а теперь просто этакий кумулятивный эффект и очень наглядный пример. То есть, по сути-то совершенно глобалистский проект. Завоз технологий и специалистов практически в варианте Петра I-го или же как специализированный и уже удавшийся вариант Сколково. Это все к тому, что такие штуки работают и сейчас.