будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 19, 2025
Страна
Винокуров Андрей

Тень Конституции

Тень Конституции
konstituzia-1006
Фото: Сергей Бровко/Коммерсантъ

Глеб Чистяков вслед за некоторыми участниками противостояния 1992 - 1993 гг. поднял  вопрос о том, что не вполне корректный процесс принятия российской Конституции в 1993 году стал причиной негативного политического и правового развития России. Мы попробовали обсудить эту гипотезу с экспертами.

Вопрос легитимности - не вопрос

 
        Елена Лукьянова

«Процесс принятия конституции был нелегитимен. Он противоречил закону о референдуме, который на тот момент действовал. Он никем не был отменен. Для ее принятия были приняты специальные правила, но это не значит, что это неработающий документ», – отметила член Общественной палаты РФ, доктор юридических наук Елена Лукьянова.

«Поднимать вопрос о легитимности конституции сейчас не стоит», - уверен член политического комитета партии «Яблоко», политолог Виктор Шейнис (в 1993 году он был заместителем ответственного секретаря Конституционной комиссии Верховного Совета России).

«Для принятия конституции по тогдашнему законодательству требовалось большинство избирателей на референдуме. А Борис Ельцин объявил всеобщее народное голосование. Тонкий момент в том, что то, что происходило 12 декабря, не было названо референдумом, потому что по закону требовалось положительное решение большинства избирателей. А по указу Ельцина требовалось решение большинства пришедших на выборы. Разница в этом есть. В этом смысле конституция не носила строго легитимный характер. В той политической ситуации, которая сложилась, произошел разрыв с законностью. Но, реально, ни одна политическая сила, из тех, которые участвовали тогда в выборах, не заявили об отклонении конституции или о своем несогласии с ней. И то, что она существует в течение 20 лет, придает этому документу известную легитимность. И ставить сейчас вопрос о его нелегитимности ни юридически, ни политически некорректно», - полагает Шейнис.

 
 Михаил Краснов

А завкафедрой конституционного и муниципального права НИУ ВШЭ, профессор Михаил Краснов придерживается мнения, что вообще не стоит говорить о процессе принятия конституции как о противоречащем закону. «Я исхожу из того, что она легитимна. Мне пока никто не доказал, что это не так. Ну да, эта конституция в каком-то смысле детище революции, не спорю. Как и конституция 1918 года. Ее же тоже не царская Государственная дума принимала. И тем не менее в дальнейшем все считали, что она абсолютна легитимна. А конституция Франции? Ее король что ли утверждал? Народ собрался и утвердил. Что касается Верховного Совета СССР, то его к тому моменту уже не было», - полагает эксперт.

Недоосновной закон

Практически все специалисты, к которым обратился «Полит.ру», признали изъяны действующей конституции. По словам Лукьяновой, в первой и второй главах все хорошо. А вот дальше проблемы с «неравномерным распределением полномочий между органами власти».

 
        Виктор Шейнис

Виктор Шейнис считает, что основы конституционного строя, а также права и свободы гражданина в обсуждаемом документе прописаны хорошо, но они ничем не защищены. «Главная гарантия этих прав определяется не фиксацией и подробным перечнем этих прав, а организацией власти. А этот раздел крайне не совершенен и заслуживает пересмотра. Главное в конституции не провозглашение неких прав граждан, а ограничение прав государства. То есть важно не то, что предоставлено гражданам, а то, каким образом введены в рамки государственные органы. А у нас баланс властей нарушен, президентская власть превалирует, хотя и не выделена в особую власть. Все это и привело к постепенному подчинению законодательной и судебной власти президентской».

Политолог приводит в качестве примера ограничивающих мер власть первую поправку в Конституции США, принятую в 1971 году, запрещающую конгрессу принимать законы, нарушающие свободу совести, слова, печати и право народа на мирные собрания. Аналогичной позиции придерживается и Краснов: «Институциональный дизайн таков, что создает персоналистский режим». На взгляд Шейниса, спорные положения не результат ошибки, а «сознательная воля победившей стороны, которая знала, чего она хотела, и отчетливо проводила этот проект».

Менять можно, но осторожно

По общему впечатлению экспертов, радикальные изменения в Конституцию не требуются. «Какие-то поправки небольшие, не касающиеся первой и второй главы, было бы внести хорошо», отмечает Елена Лукьянова. Михаил Краснов совместно со своими студентами даже разработал новый проект конституции России.

До сих пор качественно основной документ только ухудшали. Шейнис отмечает, что последние вносимые поправки ущемляли права граждан: «Была принята поправка, продлевающая срок президентский полномочий в полтора раза. Это было ограничением прав граждан в вопросе, кто будет представлять государство. Учитывая то, каково сейчас соотношение сил в Федеральном собрании, что, скорее, стоит опасаться дальнейших неприятных изменений. Например, сейчас в Конституции прописано, что высшей ценностью является права и свободы человека. А есть те, кто уже говорит, что надо больше говорить о правах государства».

Краснов в беседе с «Полит.ру» отметил, что изменения в Конституции в ближайшее время маловероятны: «Если представители власти захотят, то сделают, не захотят - никто ничего не сделает. Но, видя, как рутинно и спокойно развиваются события, я думаю, что не захотят. Власти вполне удобно существовать в рамках этой модели. Но возможности такой не исключаю, поэтому и работаем. Вдруг раз – и поправки потребуются».

Таким образом, основной закон вряд ли будут править в ближайшие дни. Но судьба Конституции всецело зависит от первого лица или других принимающих решения политиков.

Винокуров Андрей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).