будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минцифры интернет
Июль 2, 2025
Страна
Быков Антон

Великий русский файрвол

Великий русский файрвол
Great
Great Chinese Firewall of China. Изображение: softpedia.com

Минкомсвязи работает над законопроектом, который существенно расширит возможности государства по контролю над инфраструктурой российского интернета. О наличии документа с условным названием «Об автономной системе интернет» «Ведомостям» рассказали несколько источников в телекоммуникационных и интернет-компаниях. Его предположительным инициатором является замминистра связи Алексей Соколов. Законопроект вносит  поправки в законы «О связи» и «Об информации…».

В частности законодательство должно пополниться новым пунктом  — «Регулирование российской части сети интернет». Он устанавливает регулирующую функцию государства над всей критической инфраструктурой рунета, в которую входят национальные домены .ru и .рф, точки обмена трафиком, автономные системы и государственная информационная система обеспечения устойчивости сети.

Сейчас администратором  доменов верхнего уровня .ru и .рф является Координационный центр национального домена сети интернет (КЦ). Он обладает полномочиями по аккредитации регистраторов доменов, исследованию перспективных проектов и регламентации правил регистрации. Точки обмена трафика находятся под управлением различных компаний, самая крупная из них — MSK-IX — контролируется госоператором «Ростелеком».

Если законопроект будет принят,  то все критические элементы инфраструктуры рунета будут в ведении исключительно государства. Согласно документу, единая точка управления перейдет в один из федеральных органов исполнительной власти, утвержденных правительством. Он будет заключать контракты на управление рунетом и на функционирование критических элементов сети. Роль государственного органа в процессах, которые сейчас  работают без вмешательства государства, не уточняется.

Законопроект также подразумевает установление контроля над внешним интернет-трафиком, который поступает в российские точки связи из-за границы. Владельцы всех автономных систем, согласно документу, должны будут установить «технические средства контроля трансграничного трафика». Речь идет о системе СОРМ, которая позволяет спецслужбам прослушивать телефонные линии, перехватывать интернет-трафик, а также хранить информацию со всех видов связи.

В начале мая уже сообщалось, что Минкомсвязи к 2020 году намерено перевести циркуляцию 99%российского интернет-трафика внутрь страны. Для этого готовятся соответствующие поправки в госпрограмму «Информационное общество». Тогда знакомые с разработкой законопроекта источники успокаивали, что власти не собираются делать рунет полностью автономным от всемирной паутины. Однако независимые эксперты рассматривают инициативы чиновников не так оптимистично и предупреждают, что без общественного контроля негативная тенденция сближения с Китаем в методах  регулирования интернет-пространства может найти непосредственное воплощение.

Законопроект «Об автономной системе интернет» также предполагает создание единой федеральной информационной системы обеспечения целостности и устойчивости рунета. В эту систему будут включены системы доменных имен (DNS, Domain Name System), IP-адресации и мониторинг трафика. В феврале неназванный федеральный чиновник объяснял «Ведомостям», что власти, таким образом, пытаются разобраться в принципах работы сложно устроенного российского сегмента интернета, поскольку если этого понимания не будет, соответственно не будет понимания того, как защитить его от так называемых «внешних угроз».  

Сейчас все уникальные адреса компьютеров в сети выдаются операторам голландской компанией RIPE NCC. На основе базы данных этой компании операторы выстраивают маршруты трафика. Если из реестра голландцев исчезнет информация о российских IP-адресах, то весь рунет может быть выведен из строя минимум на сутки.

Однако источник «Ведомостей» в интернет-компании возражает: копии базы IP-адресов имеют большинство крупных операторов, а во время учений по устойчивости рунета в 2014 году выяснилось, что он благополучно работает даже при отключении. Собеседник издания убежден, что наделение госоргана функцией выдачи адресов операторов не добавит безопасности рунету. По его мнению, это лишь замедлит работу операторов и заставит их согласовывать с чиновниками изменение маршрутов трафика.

Государство намерено контролировать все сети, созданные физическими, юридическими и индивидуальными предпринимателями, следует из проекта закона. Все пользователи, получившие IP-адрес такой сети, обязаны будут предоставить государству персональную информацию для размещения в государственной информационной системе.

Вопреки федеральному чиновнику, который уверял, что власти не ставят задачу сделать рунет автономным от мировой паутины, сотрудник крупной международной организации в разговоре с «Ведомостями» констатировал, что из законопроекта в его нынешнем виде можно сделать вывод о желании чиновников создать полностью автономную систему функционирования рунета. Чиновник в правительстве заверил издание, что из-за обработки слишком большого количества информации внешними источниками, якобы создается угроза национальной безопасности,  поэтому Россия должна иметь возможность отключиться от мира и работать внутри страны.  

Этот документ, а также несколько предыдущих законопроектов, являются продолжением работы над реализацией поручения президента Владимира Путина по обеспечению безопасности интернета. Оно было дано Минкомсвязи по итогам заседания Совета безопасности в 2014 году на фоне резкого ухудшения отношений с западными странами после присоединения Крыма к России и начала боевых действий на востоке Украины.

Как сообщали СМИ, в том же году Минкомсвязи совместно с ФСБ, ФСО и Минобороны провели учения, которые должны были проверить дееспособность рунета при отключении от международного интернета. Позже пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский назвал эту информацию «бредом».

О том, что обособление сетевого трафика внутри страны не означает тотального контроля со стороны государства, говорил и получивший от бизнес-омбудсмена несколько неопределенный статус интернет-омбудсмена, Дмитрий Мариничев. Он заявлял, будто бы вся работа над укреплением защиты российского сегмента интернета от внешнего воздействия будет иметь только положительные результаты.

Независимы эксперты, впрочем, опасаются, что российские власти, очарованные китайской методикой регулирования интернета, желают хотя бы частично внедрить ее на территории России. В Китае доступ к иностранным сайтам ограничивается в рамках программы «Золотой щит», которую называют Великим китайским файрволом. Все внутренние ресурсы проходят обязательную регистрацию, которая позволяет немедленно вычислить авторов "незаконного" контента, внутри китайской зоны ограничен доступ к значительной части ведущих внешних интернет-ресурсов.

В апреле этого года Россия и Китай провели совместный форум по вопросам развития и безопасности информационно-коммуникационных технологий. Большое внимание на форуме уделялось как раз работе над "усовершенствованием" законов, регулирующих поведение граждан в интернете.

Быков Антон
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).