Начало наступающей недели, как и предполагалось, пройдет под знаком проблемы Косово. Вслед за односторонним провозглашением независимости сегодня (по Москве – в ночь на завтра) состоится заседание Совета Безопасности ООН, созванное по инициативе России. В ожидании событий на прошлой неделе уже прошло предыдущее заседание. Нынешнее будет проведено в открытом режиме, с участием президента Сербии Бориса Тадича. Сегодня состоится также заседание совета министров иностранных дел Евросоюза и заседание Совета НАТО. Сербия пытается инициировать заседания Постоянного совет ОБСЕ во вторник и комитета министров Совета Европы в среду.
Ни от одного из этих заседаний не следует ждать чего-либо принципиально неожиданного. СБ ООН в лучшем случае подтвердит вслед за генсеком организации, что резолюция СБ 1244 продолжает действовать. На том, что из этого следует, члены Совбеза не сойдутся. В том числе никто не сможет отменить полномочия структур ООН в крае. НАТО заявит о сохранении контроля за ситуацией, недопущении насилия и продолжит призывать к спокойствию. Евросоюз не будет заявлять о коллективном признании Косово (этот вопрос нет смысла ставить, пока нет консенсусного решения), но, скорее всего, примет решение об отправке в край военно-гражданской миссии. ПС ОБСЕ и КМ СЕ заведомо не придут к консенсусу. Было бы хорошо, если бы хоть в каком-то из этих форматов началось содержательное обсуждение выходов из ситуации.
В течение недели мы будет наблюдать парад признаний и непризнаний края в качестве независимого международного субъекта. Признающие государства по большей части могут принадлежать к числу западных (воспринимающих происходящее как неизбежных результат действий в крае сербских властей в конце 1990-х годов) или мусульманских (элементы солидарности со значительной частью косоваров, исповедующих ислам, вполне проявлялись еще в 1990-е) государств, а также стран, критически зависимых от государств первых двух групп. Исключениями из правила станут государства, имеющие отчетливые проблемы с собственными сепаратистскими движениями (это уже предопределило позицию мусульманской Индонезии).
Не вполне ясным является характер ответной реакции наиболее жестко противостоявших этому развитию событий Сербии и России. К числу очевидных относятся заявления протеста со стороны парламентов, правительств, МИДов двух стран, возможные экономические санкции против края (последние, впрочем, вряд ли приведут к заметным результатам), действия по недопуску членства края в международных организациях. Глава МИД России отверг возможность введения наших санкций против ЕС, в Сербии же по этому вопросу могут возникнуть существенные разногласия внутри правящей коалиции. Происходящее может вызвать очередной шквал изоляционистской, антизападной риторики в обеих странах.
Серьезные эксцессы со стороны радикальной молодежи могут быть продолжены в Сербии. Есть опасность того, что они перекинутся на территорию края (туда уже пытались проникнуть группы радикалов), в этом случае действительно трудно будет избежать нового всплеска взаимного этнического насилия. Роль одного из центров провоцирования силового сценария выполняет руководство сербской православной церкви в Косово. Его позиция может быть отчасти понята с учетом проблемы православных святынь в крае, но и в период, когда нынешняя ситуация создавалась националистической политикой Милошевича, голос церкви отнюдь не способствовал миру и ненасилию.
Последствия одностороннего решения проблемы края будут негативными. Вопрос лишь в масштабе создаваемых проблем. Ограничатся ли они подпиткой антизападных настроений в Сербии и России и небольшим всплеском сепаратистских движений во всем мире или запустят процесс односторонних признаний независимости, приведут в Сербии к власти неумеренных националистов, приведут к вспышке насилия на Балканах и в мире. Как мы уже писали, никакая риторика не способна отнять у любого решения прецедентный характер, хотя и реализацию этой прецедентности никто не может сделать автоматической.
Крайне неприятным является вопрос об ответственности за происходящее. Велика здесь ответственность югославского руководства, начавшего трансформацию коммунистической идеологии и полусоциалистической практики в националистическую идеологию и практику. Это и спровоцировало нарастание межнациональной напряженности и фактическую сецессию края в начале 1990-х в ответ на отмену автономии, а в конце 1990-х проявилось в этнических чистках с сербской стороны.
Велика ответственность России, не одергивавшей югославских партнеров – вряд ли те склонны были к послушанию, но у них не возникало бы ощущения заведомой безнаказанности. Еще один повод не радоваться нашей роли – длительное фактическое отсутствие конструктивных идей по урегулированию конфликта. До относительно недавних пор (последней попытки переговоров) позиция российской дипломатии заключалась лишь в недопущении принятия решений помимо Сербии, необходимости подождать, пока найдется выход, устраивающий обе стороны – без попытки помочь найти этот выход. Лишь в ходе последних переговоров эти поиски начались всерьез. Принципиальна и ответственность российской интеллектуальной элиты за односторонность информации о ситуации вокруг края, доносившейся до большинства нашего населения. Заметим, что тенденция к односторонности, не была результатом никакого госконтроля – позиция закладывалась в период плюралистического телевидения середины – конца 1990-х.
Велика ответственность элит косовских албанцев – периоды напряженности в крае бывали и до Милошевича, одним из поводов для его риторики и действий стал процесс постепенного выдавливания сербского населения из края. Террористических характер Армии Освобождения Косово, этнические чистки против сербского населения, разрушение православных святынь края – это ничуть не менее достоверные факты, нежели деятельность сербских националистов.
И, наконец, последним важнейшим виновником происходящего стали Европа и США. Там культивировалась односторонность взгляда на происходящее вокруг Косово, зеркальная по отношению к российской. Некритическая поддержка албанского сепаратизма, неготовность сделать логичные выводы из порой звучавшего признания террористического характера АОК, неготовность вести дел к компромиссу и для этого всерьез давить на албанскую сторону, желание поскорее любой ценой продавить найденное негодное решение, раз уж не находится другого, более пригодного и многое другое.
Разумеется, сейчас актуальнее «Что делать?», а не «Кто виноват?», но без понимания истории, правды и мотивов позиции каждой из сторон вряд ли может быть найдено какое-либо решение за исключением универсального «авось рассосется».
От того, насколько далеко зайдут Сербия и Россия в готовности идти на конфронтацию, будет зависеть многое в ближайшей судьбе наших стран. От того, насколько быстро и эффективно западные эксперты и политики осознают ошибки и угрозы их последствий в данной истории, может зависеть конфигурации и успешность коалиций, которые предстоит Западу заключать в ближайшие десятилетия.
На неделе продолжится процесс переконфигурации власти в России. Не исключено выступление будущего президента в Ижевске на съезде Союза машиностроителей России (глава – Сергей Чемезов). Если в Красноярске мы услышали проект общих принципов экономической политики, то во вторник в Ижевске могут прозвучать элементы того, что обычно называют «промышленной политикой». Еще одно значимое мероприятие, на котором мы сможем познакомиться с ориентирами на будущее в значимой сфере – неформальный саммит СНГ 22 февраля.
Предстоящая неделя прояснит, в какой именно степени российское руководство предполагает использовать прецедентность ситуации в Косово для конфликтов на постсоветском пространстве. Нагорный Карабах в этом контексте никогда и не звучал, Приднестровье звучало редко, а вот грузинские автономии упоминались регулярно.
Ситуация вокруг Приднестровья будет звучать в ходе вероятных переговоров российского президента с молдавским (на этой неделе в Москву приезжает и молдавский премьер Василий Тарлев). Уже около года речь идет об определенном продвижении в урегулировании, но конкретные его формы пока общественности не были предъявлены.
Еще одним премьером, чей визит может продублирует приезд президента своей страны станет Юлия Тимошенко. Правда, ее задача будет не в том, чтобы подготовить договоренности для своего президента, а в реализации своей игры – налаживании параллельных контактов с российским руководством, завершении переговоров по газу (разногласий между двумя сторонами пока хватает). Попытка вновь отменить визит Тимошенко была предпринята, более того, президентская сторона будет стремиться решить все вопросы помимо премьера, встроить «Нафтогаз Украины» в президентскую вертикаль и получить за компанией кадровый контроль. Впрочем, начнут неделю президент и премьер Украины более дружно – с вопроса о начале переговоров о создании зоны свободной торговли Украины с ЕС (на Украину приезжает комиссар ЕС по вопросам торговли Питер Мандельсон), ставших возможными после принятия решения о вступлении Украины в ВТО.
Одна из интриг недели ожидается в том состоится ли в рамках неформального саммита индивидуальная беседа российского президента с президентом Грузии, активно обещавшим сближение с Россией и заинтересованным в том, чтобы прояснить намерения российского руководства в отношении Абхазии и Южной Осетии, точнее даже – найти аргументы, чтобы убедить Россию не иметь определенного рода намерений. При благоприятном развитии ситуации президенты могут объявить об успешных результатах начинающихся в понедельник консультаций по возобновлению авиационного сообщения между двумя странами.
Нельзя исключать отмены намечаемого визита в двух случаях: некоторых заявлений российского руководства еще до саммита и резкого обострения внутриполитической ситуации в Грузии. В пятницу запланировано начало голодовки лидеров оппозиции. В оставшиеся до этого дни есть время для того, чтобы добиться компромисса по поводу требований выдвинутых власти. Подготовленный было меморандум о согласии был оппозицией отвергнут как фиксирующий лишь намерения обсуждать выполнение требований, а не обязательство из выполнить. Среди требований – отставка министра внутренних дел, главы Центризбиркома, главы Общественного телевидения, пересчет голосов и т.д.
В соседней Армении во вторник пройдут выборы третьего президента. Номинированный в качестве преемника нынешний премьер страны оказался в конкурентной ситуации: опираясь на обе ноги власти (свою Республиканскую партию и «Процветающую Армению», которая может стать опорой уходящего в отставку президента Кочаряна), он вынужден бороться не только с массовкой из фиктивных и реальных политических фигур, не имеющих самостоятельных шансов, но и с первым президентом страны – Левоном Тер-Петросяном, вокруг которого сплотилась значительная часть оппозиции. Авторитет Тер-Петросяна как интеллектуала, отца независимости страны отчасти подрывается как за счет госпропаганды, так и за счет памяти о том, что тот готов был всерьез рассматривать варианты договоренностей с Турцией и Азербайджаном, а также общепостсоветской разрухой начала 1990-х. Против Саркисяна говорят нынешние проблемы, сильные подозрения в причастности (в качестве главы спецслужб) к загадочному инциденту с расстрелом в здании парламента заметной части верхушки страны в 1999 году, усталость части элит внутренней Армении от напора карабахских конкурентов, слишком откровенный характер агитации против первого президента. Результаты опросов вызывают у многих недоверие. Отдельный вопрос: честность подсчета голосов и традиционные для Армении акции по итогам выборов.
На этой неделе исполнится 20 лет с момента, когда назад Совет народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР обратился к Верховному Совету СССР, Верховному Совету Азербайджанской ССР и Верховному Совету Армянской ССР с просьбой о передаче Нагорно-Карабахской автономной области из состава Азербайджана в состав Армении. Все эти годы Армения существует на фоне Карабахской проблемы. Несмотря на заметную разницу обоих основных кандидатов на пост президента Армении, кто бы из них ни победил, ему скорее всего придется приступать к решению этой проблемы. Притом, вариант решения, скорее всего не будет зависеть от фамилии президента.
В ничуть не более простой обстановке пройдут в понедельник выборы в Пакистане. Не слишком хорошие результаты президентской Мусульманской лиги (К) не вызывают сомнений. Равно как и приличный результат Пакистанской Народной Партии покойной Беназир Бхутто. Окажутся в парламенте также Мусульманская лига (Н) Наваза Шарифа и блок исламистских партий разной степени радикальности. Попытка оппозиции создать блок и объявить импичмент президенту Мушаррафу может спровоцировать дальнейшую дестабилизацию.
Простые пакистанцы могут верить во что угодно (у нас любят приводить данные об их представлениях о гибели Бхутто), но квалифицированные наблюдатели обязаны понимать, что от устранения Бхутто в наибольшей степени мог проиграть именно нынешний президент, явно рассчитывавший на компромисс и разделение власти с ней. Насколько переговороспособным и умеющим считать на несколько вперед окажется новый глава партии – ее вдовец Асиф Али Зардари – мы узнаем довольно скорою
В воскресенье пройдет второй тур выборов президента греческой части Кипра. Нынешний президент с его неготовностью на компромисс с турками по итогам первого тура занял третье место – сражаться между собой предстоит спикеру парламента, лидеру экс-коммунистической Прогрессивной партии трудового народа Кипра Димитрису Христофиасу и экс-главе МИДа, представителю более правой партии "Демократический призыв" Иоаннису Касулидису. Вне зависимости от результатов второго тура, результаты первого – хорошая новость для жителей турецкой части острова, не попавших в Евросоюз из-за неготовности нынешнего президента и поддержавшего его тогда большинства греческой общины на компромисс.
В понедельник может разрешиться ситуация вокруг Европейского университета в Санкт-Петербурге: Дзержинский суд города должен вынести решение относительно дальнейшей деятельности вуза. Общественность, включая ответственные СМИ, оказалась в трудной ситуации, желая максимально помочь одному из действительно ценных островков современного социально-гуманитарного образования в России, но опасаясь при этом навредить вузу радикализацией конфликта. Остается надеяться, что победит все же логика интересов страны, ценностей развития а не перестраховки на пустом месте.