будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Госдума МВД ФСБ законотворчество интернет
Июль 20, 2025
Страна
Жаворонков Симон

Задача для ФСБ

Задача для ФСБ
vpn3-800-600
Памятник интернет соединению. Источник: Pixabay

Депутаты Государственной Думы приняли во втором чтении законопроект, который вводит в России запрет на использование анонимных прокси-серверов и VPN-сетей для доступа к запрещенным сайтам. За документ единогласно проголосовали 363 депутата, против не выступил никто, двое воздержались.

Второе чтение — ключевое, в третьем, заключительном чтении в документ могут вноситься только технические правки. Ко второму чтению депутаты изменили порядок выявления сервисов, которые используются для обхода блокировок. Если до этого заниматься этим предлагалось Роскомнадзору, то теперь ответственность за поиск анонимайзеров и VPN возложена на ФСБ и МВД. Определять провайдера, через которого работают анонимайзеры, Роскомнадзор будет только по запросу от правоохранительных органов.

Законопроект о запрете сервисов, которые помогают обходить блокировки, внесли в Госдуму только в июне 2017 года, однако нижняя палата парламента не стала откладывать обсуждение документа в долгий ящик — ожидается, что он будет принят до конца весенней сессии, то есть еще в июле.

Самая безобидная норма законопроекта упраздняет реестр блогеров, который был создан в 2014 году.

 
Карнавал на улице. Человек в маске Анонима / pixabay.com

Блокировка VPN-сервисов — куда менее приятная идея. Дело в том, что VPN-сервисы достаточно легко заблокировать, для этого нужно просто запрещать доступ к сайтам, которые их предлагают. В теории это легко обойти — например, уже сейчас есть telegram-каналы, которые предлагают VPN-сервисы, но пользоваться ими, безусловно, будет не так много людей.

Впрочем, полностью заблокировать доступ россиян к запрещенным сайтам практически невозможно. Так, в самых популярных браузерах есть функции сжатия информации, которые прогоняют контент сайтов через сервера собственников браузеров, так что чисто технически пользователь обращается не к заблокированному сайту, а к серверу, к которому у правительства нет никаких претензий.

Есть также анонимная сеть Tor, которую не удалось заблокировать даже китайским властям. Правда, пользоваться ею в Китае очень сложно, так что делают это только технически подкованные граждане Поднебесной.

Если цель государства состоит скорее в том, чтобы заблокировать доступ к запрещенным сайтам максимальному количеству пользователей, а не абсолютно всем россиянам, то можно считать, что она вполне достижима.

 
Китай. Ученики в школе

По мнению руководителя проекта «Роскомсвобода» Артём Козлюка, входящие в состав принятого сегодня Госдумой во втором чтении законопроекта поправки могут «осложнить доступ к VPN и анонимайзерам, но полностью своей задачи не решить».

Отметим, что в среду стало известно, что в Госдуму будет заново внесен законопроект о модерации соцсетей, его новую редакцию подготовят депутаты Сергей Боярский и Андрей Альшевских. Эту информацию изданию «Медуза» подтвердил Боярский. «Мы учли замечания, которые нам поступили, мы будем перевносить проект. Это не отзыв, другая процедура, техническая. <…> Просто текст чуть-чуть поменяем», — сказал он. Он пояснил, что изменения внесут перед первым чтением, «дабы не подвешивать [законопроект] ко второму чтению».

Ранее об отзыве законопроекта и его внесении в новой редакции сообщил «Коммерсант» со ссылкой на источник в Госдуме. По информации издания, это было связано с отрицательным отзывом на документ государственно-правового управления президента, а также замечаниями правового управления Госдумы и комитета по информационной политике.

В законопроекте говорилось, что из социальных сетей должна удаляться «недостоверная» и «порочащая» информация по заявлениям пользователе. Авторы документа ссылались на опыт Германии, где принят закон, требующий от соцсетей в срочном порядке удалять противоправный контент.

В законопроекте, помимо прочего, устанавливались штраф для соцсетей за недобросовестную модерацию на суммы до 50 миллионов рублей; при этом о критериях противоправности контента в документе ничего сказано не было.

Жаворонков Симон
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).