В ближайшие две недели окончательно определится будущий президент США, Президент России скорее всего, все-таки выступит с Посланием Федеральному Собранию, в большей степени прояснятся масштабы нынешнего экономического кризиса – в мире и в России, четче станет политическая картина в Грузии и в Украине. В последней мы, возможно, все-таки узнаем сроки проведения парламентских выборов. Президент Израиля обозначит свою позицию по поводу досрочных выборов, и они, возможно, все-таки будут назначены. Ну, и, наконец, 4 ноября по традиции продемонстрирует ничуть не больше «национального единства», нежели 7 ноября – «примирения и согласия».
Одно из центральных «регулярных» событий этого года – выборы президента США – состоится через неделю. Неопределенности с подсчетами, конечно, не исключены, но скорее всего к концу следующей недели мы уже будем знать имя лидера страны, сочетающей наибольшую влиятельность с, вероятно, наиболее яркими антипатиями в других странах.
Кандидат окружающего мира определился давно – за пределами США предпочли бы иметь дело с Бараком Обамой. Ситуация внутри страны существенно сложнее: Обама лидирует, но его отрыв по опросам, в последнее время, кажется, несколько уменьшается. Это заставляет нервничать его сторонников и возрождает надежды у противников, поскольку на заведомо анонимных выборах может все-таки сказаться и «стесняющийся» расизм, и другие факторы. Двухступенчатая модель голосования может сыграть в пользу как одного, так и другого кандидата, несколько скорректировав предпочтения избирателей. Относительная определенность в некоторых штатах позволяет некоторым экспертам (например, автору самого удачного в Рунете блога, посвященного электоральной географии, Александру Кирееву) говорить о том, что Обаме гарантированы голоса 260 выборщиков из 538, и что таким образом осталось получить недостающие 9 (для определения президента Конгрессом, в котором преобладают демократы) или 10 голосов. Но они же отмечают, что в случае сокращения разрыва ряд неопределившихся штатов может вернуться к республиканцам.
Попытки объяснить сокращение разрыва между кандидатами особенно удачными экономическими идеями Маккейна кажутся сомнительными. Не исключено, что начал работать эффект усталости от мнимой определенности результата – с менее активным участием сторонников Обамы в опросах и угрозой менее активного голосования. Впрочем, сокращение разрыва может вызвать новую мобилизацию.
Обострение вопроса о строительстве новой институциональной среды мировой политики, а также ситуации вокруг России заставляет нас более заинтересованно следить за происходящим. Присущее обоим кандидатам мессианство с вытекающей из него готовностью к глобальным свершениям у республиканского кандидата оказывается изрядно сдобрено склонностью к реактивной политике вместо стратегической и к унилатерализму вместо принятия решений с учетом позиций иных игроков. В нашей ситуации это будет значить акцент на наказании, а не на воздействии путем вовлечения.
Опыт показывает, что позиции по этим вопросам меняться могут и что готовиться нужно к работе с любой администрацией, но пока ситуация такова.
Послание президента России, так и не состоявшееся 23 октября, может быть оглашено на этой неделе, но скорее на одной из следующих. Информация о его подготовке не слишком обширна, но она подтверждает наши соображения об основных тематических блоках этого документа. Как бы ни устали его ждать, причины отсрочек вполне понятны, да и ценность в качестве первого развернутого программного высказывания на посту президента тоже несомненна. Показательны будут и выбор тем, и характер предлагаемых решений, и интонационные особенности.
С определенным интересом ожидаются также знаковые решения по самым разным вопросам – от помилования Светланы Бахминой до высказываний в День политзаключенного, формально празднуемого как День памяти жертв политических репрессий и от окончательного решения по ЕСН до вопроса о том, насколько государство и окологосударственные структуры будут использовать кризис для получения контроля за привлекательными частными ресурсами.
В ближайшее время можно ожидать каких-то изменений в формате временного урегулирования вокруг Абхазии и Южной Осетии. Нынешний формат несколько пробуксовывает. Есть ощущение возобновления (или так и не случившегося прекращения) провокаций со всех сторон. Есть явная необходимость в жестком разъединении – либо по образцу стены безопасности (что вряд ли реалистично при тамошнем ландшафте), либо в формате международных сил, обладающих полномочиями, признаваемыми всеми сторонами конфликта. Скорее всего, только такие варианты способны гарантированно исключить не только санкционированные провокационные действия каждой из сторон, но и разного рода «местную самодеятельность».
Важным условием успешности международных переговоров по урегулированию ситуации должны быть стать внутренние комиссии по расследованию ситуации вокруг августовской войны. Дальше всего от того, что должно было бы работать, – комиссия Совфеда России. Несколько ближе – комиссия Общественной палаты России и нынешняя парламентская комиссия Грузии. Но и они крайне далеки от идеала. Задачей российской комиссии должно быть не только расследование преступлений со стороны грузинского руководства или военных, но и анализ действий российского руководства, событий, происходивших на территориях, контролировавшихся российскими войсками. Необходимо понять, кто должен отвечать за разгул мародерства, за неприцельные стрельбы с нашей стороны. Правда, не вполне понятно, кто в наших условиях может организовать подобную независимую, но не «радикально оппозиционную» комиссию.
Грузинской комиссии, включающей в себя ту часть оппозиции, которая не стала сдавать депутатских мандатов, в этом смысле немного проще, но и там независимость этой части оппозиции вызывает вопросы. Необходима комиссия и в Южной Осетии, и в Абхазии. Необходима, наконец, международная комиссия по расследованию, полномочия которой признает каждая из сторон.
Бурного обсуждения этих вопросов в Грузии можно ожидать в процессе подготовки и проведения акций к годовщине разгона митинга 7 ноября 2007 года. В контексте нынешнего всплеска демонстративной толерантности руководство Грузии может разрешить акции оппозиции. Но ни на какое выполнении требования отставки Михаил Саакашвили явно не готов идти, хотя смена правящей группы на не несущую ответственности за решение о начале войны была бы большим козырем Грузии в переговорах по урегулированию ситуации. Но скорее можно ожидать давно обсуждаемой смены премьер-министра.
К какому-то итогу за ближайшие две недели должна будет прийти цепочка противостояний в Украине. Нынешняя патовая ситуация не может быть вечной. Присутствующий у украинских элит навык договариваться (пусть и не очень надолго) должен сработать и на этот раз. Оперативного создания новой коалиции ожидать не приходится (БЮТ-НУНС – уже не могут этого сделать, ПР и БЮТ – и не могли, а для ПР и НУНС это затруднено в ситуации поляризации по поводу России и рискованно с учетом перспективы обвинений со стороны БЮТ и роста его рейтинга). Отсутствие полноценного правительства в нынешней ситуации – не слишком популярный ход. Следовательно – выборы, тем более что многие к ним уже готовятся. Дальше вопрос о сроках и конфигурациях. Перспектива января маячит все более отчетливо. Странно, что заинтересованный во времени на раскрутку собственного проекта Ющенко как будто торопит события, а куда лучше сформировавшая команду, отчасти претендующую на те же голоса Тимошенко как будто тянет время.
В ближайшие же две недели, вероятно, будут подписаны соглашения с Россией по газу. Возможно, именно желание в рамках своего премьерства реализовать идею плавности перехода к понижающимся мировым ценам, не дать заработать на этом очки президенту, вынуждает Юлию Владимировну тормозить выборы.
В течение ближайших дней разрешится и ситуация с украинским судном «Фаина» у берегов Сомали. Не исключено, что решение будет все-таки силовым. В этом районе уже сконцентрировалось немало боевых кораблей. Неприятности происходят с судами все большего числа стран. Пираты настаивают на ускорении выкупа. На местных старейшин надеются не слишком сильно. После решения проблемы «Фаины» скорее всего можно ожидать некоторой зачистки побережья от пиратских гнезд.
Окончательной определенности можно ждать и в связи с выборами в Израиле. Как мы неоднократно отмечали, никакой однозначной предопределенности премьерства Ципи Ливни не было, именно потому что неочевидными были перспективы сформировать кабинет. Особенно в ситуации, когда заметная часть политических сил надеется выиграть от будущих выборов. Почти гарантированно проигрывает от них только «Кадима» (хотя во главе с Ципи Ливни она может проиграть меньше, чем проиграла бы с Ольмертом) и выигрывает «Ликуд». Дальше все неочевидно. «Авода» может взять больше, чем сейчас, но не войти в правительство, а может попробовать кульбит с объединением вокруг себя части «Кадимы» и кого-то слева. Электорат Либермана может частично уйти к Аркадию Гайдамаку, если ему удастся раскрутить общегосударственный проект. Или не уйти, а расшириться за счет уходящих от «Кадимы». Неочевидно сохранение в Кнессете некоторых малых проектов и т.д. Скорее всего, следующий состав Кнессета будет несколько более «правым», но насколько – сказать трудно.
Впрочем, нельзя исключать и какого-нибудь хитрого хода с новым политиком, снова пытающимся сформировать кабинет - вряд ли перспектива близких выборов и нового состава Кнессета так уж радует президента страны. Но и в этом случае вряд ли Израилю удастся пережить 2009 год без выборов.