Пресс-служба Кремля сообщила, что В.Путин произвел поручение по поводу ЖКХ. Поручение сформулировано по итогам заседания Госсовета РФ, которое было 31 мая.
Там много пунктов и следует выбрать какой-то базовый, который - безусловно - должен лежать вне пределов самой темы, означая нечто большее. Отыскивается легко.
Вот он: Кабмину поручено до 1 октября представить "предложения по установлению долгосрочного тарифа на коммунальные услуги". Тут сразу же куча интуитивно очевидных, но не всегда верных выводов. Во-первых, заявлена важность данной темы, что совершенно разумно, что ж еще на свете так скрепляет государство (тем более - власть) и его граждан (ну, жителей)? Чтобы именно в первую очередь, каждый день с утра до ночи, причем - в силу естественного порядка вещей? И даже наоборот - что для граждан государство в первую очередь, ближе к ним? Конечно, это ЖКХ.
Из данного факта следует явно справедливый вывод о том, что и на высшем уровне публично признано: что-то с ЖКХ не так. Следовательно, рвется связь государства и его народа. Мало того, никакой ОНФ тут не при делах, потому что ровно накануне стало известно, что у ОНФ другая миссия, это будет анализировать сайт госзакупок. В жилконторы и управляющее компании их не направят, это будут делать (см.ниже) совсем другие, официальные лица.
Вывод третий, также представляющийся справедливым: тут, пожалуй некоторая реставрация СССР - имея в виду долгосрочность тарифов. Ну, не вечно закрепленных, но в слове "долгосрочность" уже и стилистически есть что-то советско-социалистическое. Но тут, конечно, надо уточнить: в каком смысле и что имеется в виду? Пресс-служба уточнила: "Представить предложения по установлению и применению долгосрочного тарифа на коммунальные услуги на период, сопоставимый со сроком окупаемости инвестиционных проектов".
Что за такие и причем тут "инвестиционные проекты", в зависимости от которых будет долгосрочном постоянство тарифов? А, похоже, они не причем, это типа для примера приведено время постоянства - как бы в среднем время окупаемости инвестиций, хотя они и разные бывают. Ну, в общем, как-то так, но это ничего, потому что а) идея высказана и б) это ж еще пока только "подготовить предложение".
А вот СССР как бы замаячил. Но, на самом-то деле, замаячил иллюзорно. Тут интереснее: некий гибрид систем хозяйствования (если постоянство будет обеспечено). Черт его знает, работает ли такой гибрид где-то - должен бы, учитывая, что в социальных целях цены на что-нибудь могут морозиться. Но тут объем и цена вопроса тотальны, производя общесистемный прецедент и покрывая - как услугополучателей - решительно всех, даже нелегальных арендаторов жилых площадей.
Структура & Методика
Методика-то выглядит как раз ровно противоречащей СССР. Правительству поручено
"к 2016 году передать частным операторам /в уставных капиталах которых доля участия РФ, субъектов РФ и муниципальных образований составляет не более 25% на основе концессионных соглашений объектов жилищно-коммунального хозяйства всех государственных и муниципальных предприятий, осуществляющих неэффективное управление". Причем, если по постоянству тарифов еще только подготовить предложения, то тут - уже срок.
То есть, подход в целом рыночный. Ну да, за вычетом одной маленькой штучки: а что такое и как именно будут измерять "неэффективное управление"? Далее между схемами хозяйствования устанавливается баланс - на силовой основе. По факту с равными угрозами в сторону каждой из схем опускаются обе.
1. В.Путин поручил проверить руководителей муниципальных предприятий ЖКХ на аффилированность: "Провести с участием территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, территориальных органов прокуратуры РФ и территориальных органов Министерства внутренних дел РФ проверку муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства /ЖКХ/ в целях выявления признаков аффилированности руководителей указанных предприятий и должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, а также нарушений антимонопольного законодательства при заключении договоров с органами местного самоуправления".
2. "В. Путин поручил Генпрокуратуре, МВД совместно с ФАС принять дополнительные меры для выявления и пресечения правонарушений в деятельности организаций, осуществляющих управление жилищным фондом, его эксплуатацию и обслуживание". В перечне поручений отмечается, что "правоохранительные органы должны обратить особое внимание на "выявление фактов использования подложных документов при создании соответствующих организаций (управляющих компаний - ИФ) и осуществлении ими своей деятельности".
Но это, в общем, почти духовная составляющая скрепляющего все в державе ЖКХ. А есть еще и материальная основа. За нее - в полном безразличии к типу надстройки - отвечают другие люди. Да, за основу национального достояния должны отвечать специальные люди. Потому что следующее поручение: "Правительству РФ в целях развития ЖКХ обеспечить снижение к 2017 году не менее чем в 1,5 раза количество аварий и чрезвычайных ситуаций при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов". Также правительству поручено снизить к 2018 году "до нормативного уровня технологические потери коммунальных ресурсов при их транспортировке по сетям, а к 2020 году провести модернизацию коммунальной инфраструктуры "до нормативного уровня износа основных фондов".
Разумеется, в этой схеме должно быть отведено место и для самих граждан. Следующее поручение: в Россия должна появиться "Государственная информационная система ЖКХ". В.Путин поручил правительству принять меры по рассмотрению в кратчайший срок в Госдуме проекта федерального закона о такой информационной системе. Техническое задание уточнено: данная система должна дать возможность гражданам "беспрепятственно вести мониторинг потребления коммунальных услуг и порядка начисления платы за них". Система должна обеспечить "предоставление счетов за потребленные жилищно-коммунальные услуги и оплата этих счетов; прием обращений граждан с жалобами на некачественное предоставление услуг; размещение информации о фактическом состоянии расчетов за услуги и коммунальные ресурсы".
Тут нюанс: а ведь можно было и не вводить опцию оплаты ЖКХ через эту систему, тогда бы граждане укрепляли свою связь с государством также и (как сейчас) в момент офлайновой оплаты. Но нет - эти отношения выводятся в онлайн, в чем - несомненно - присутствует явная либерализация режима. Тут же и государственная надежность: "Правительству также поручено до 1 ноября определить источники и объем финансирования" этой информационной системы ЖКХ". Так что эта тоже находится на основополагающем уровне, как все жкх-коммуникации.
То есть - помимо того, что все это ужас, как важно - виден и некий прецедент. Это же основополагающая структура государства и очевидное системное решение - явно имеющее в своей основе ровно ту структуру мысли, которая принимает сейчас решения в РФ.