будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Аналитика
Хьюитт Джордж

Абхазия: два года независимости

События августа 2008 года изменили ход истории вЗакавказье. Через две недели после прекращения огня в «пятидневной войне» (8-12августа) президент России Дмитрий Медведев объявил о признании своимгосударством независимости Южной Осетии и Абхазии – де-факто свободных отзаконов Грузии с конца войн 1991-92 гг. и 1992-93 гг. соответственно. Признаниебыло объявлено 26 августа 2008 года в 3 часа дня по московскому времени – двагода назад. Сейчас появляется возможность оценить состояние Абхазии и ее перспективы.

Начало войны было положено 7 августа в значительной степениошибочным решением президента Грузии Михаила Саакашвили отдать приказ оракетированной атаке Цхинвала – столицы Южной Осетии. Его расчет (в другойлогике оказавшийся ошибочным) строился на том, что Южная Осетия являетсяслишком незначительным для России регионом, чтобы защищать его (несмотря на наличиепогибших среди миротворцев). И что если даже Россия пошла бы на военный ответ,то Соединенные Штаты и/или другие западные структуры объединились бы для оказанияему помощи.

В результате войны Тбилиси потерял даже те территории,которые оставались под его контролем со времени конца войн ранних 90-х: верхняячасть Кодорского ущелья (или Верхняя Абхазия, как переименовали его грузины) ите территории Южной Осетии, которые первоначально были населены этническимигрузинами. Статус же «де-факто» превратился в статус «де юре» в глазах России и,на сегодняшний день, еще трех государств: Никарагуа, Венесуэлы и крошечнойНауру – они последовали российскому примеру.

Намерения грузинских властей по отношению к Абхазии и ЮжнойОсетии до войны августа 2008 года выражались в том, что в конце января тогогода Михаил Саакашвили переименовал грузинское Министерство по урегулированиюконфликтов в Министерство по реинтеграции. Это разозлило жителей обоих регионови укрепило их позицию в том, что невозможно иметь дело с режимом в Тбилиси.

Уже название заявления государственного министра ТемуриЯкобашвили «Государственная стратегия по реинтеграции оккупированныхтерриторий» (принято правительством в марте 2010) гарантировало, что его планбудет игнорировать интересы населения этих республик, которые решительноотвергают такое описание их конституционного статуса (см. статью Нила Ашерсона«После войны: принимая реальность в Абхазии иГрузии»).

Тяжелое начало

Чтобыпонять, насколько силен был всплеск общественной радости на улицах абхазскойстолицы Сухуми 26 августа 2008 года, его нужно было испытать на собственномопыте. Для жителей нового государства это было оптимистичным временем –возможно, даже слишком. В тот момент экс-президент Абхазии Владислав Ардзинба (онуправлял с 1994 по 2004 год, умер 4 марта 2010) сделал компетентное наблюдение:«Страшные времена в прошлом, теперь начнутся тяжелые». Справедливо было бы отметить,что ситуация ко второй годовщине войны, возможно, не кажется столь радужной,как многие надеялись в то время.

Состоялосьвпечатляющее официальное проявление государственности – визит Дмитрия Медведевав Сухуми 8 августа 2010 на встречу с преемником Ардзинбы, президентом АбхазииСергеем Багапшем, и совместный визит Багапша и его южноосетинского коллегиЭдуарда Кокойты в Никарагуа и Венесуэлу в июле. Высказанное 22 июля 2010 годамнение Международного суда ООН о провозглашении независимости Косово в 2008также вселило надежды, что последствия для молодых Закавказских республик будутблагоприятными.

Большенет страха грузинских военных нападений – таких, как летом 2006, когда МихаилСаакашвили внезапно ввел войска в Кодорское ущелье. В принципе, эта внутренняябезопасность является благоприятной для туризма, который выглядит самойперспективной отраслью экономики Абхазии. Но после того, что было в 2009 году,2010-й не выглядит продолжением тенденции. Много говорят о том, что причиной сталаотносительная свобода для россиян путешествовать на территории с более низкимиценами и более высоким уровнем сервиса.

Возобновлениежелезнодорожного сообщения и работы аэропорта в Бабушере (рядом с Драндой) сталоогромным преимуществом (Бабушера до сих пор является крупнейшим аэропортомКавказа – даже после расширения взлетно-посадочной полосы вдоль российскойграницы в Адлере, рядом с Сочи, в преддверии Олимпийских игр 2014 года). Вновьоткрытый аэропорт, несмотря на то, что авиасообщение осуществляется только сРоссией, дает возможность туристам прибывать сразу в центр Абхазии.

Работапо реконструкции железных дорог и аэропорта, с подписанием договоров, былапредпринята Россией, которая является их арендатором. Сама Абхазия просто неимеет необходимых средств для осуществления необходимых обновлений. Даже решение о предоставлении разрешения на это былоподвергнуто сомнению в регионе, также в Абхазии было проявлено некотороенедовольство по поводу различных межгосуларственных соглашений, подписанных сКремлем, включая военный договор, позволяющий российским военным базамразмещаться на территории Абхащии и, что наиболее спорно, контролировать границыс Грузией. Многие абхазы чувствуют, что они должны охранять свои границы сами,также они недоумевают, почему существует необходимость давать этим базам правона покупку потенциально очень ценной собственности в республике.

Вцелом, Абхазии в значительной степени извлечет пользу из западных вложений ивлияния, особенно в опустошенных войной и всё еще заброшенных Очамчире иТкварчале.

Некоторыезападные специлисты по Кавказу – такие, как специальный представитель ЕвросоюзаПитер Семнеби, аналитик Томас де Ваал, – отстаивают в отношении Абхазии европейскуюполитику «обязательство после признания»: эта идея ранее была представленаЛинкольном Митчеллом и Александром Кулей, должностными лицами из СоединенныхШтатов. Подразумевается надежда, что политические контакты, в конечном счете, приведутк восстановлению отношений с Грузией, и должны вывести на полное признание. Этонапоминает о том, что стратегии, которые реализовывались «международнымсообществом» с 1992-93 годов, привели к полностью противоположному результатупо сравнению с намеченным – а именно, к большему отчуждению от Тбилиси ибольшему сближению с Москвой.

Неясный момент

Абхазияи Южная Осетия, в пределах ограничений их позиций, вынуждены создавать то, начто есть предложение. Их непреклонная решимость избегать воссоединения сГрузией разжигается убеждением, что эта страна потеряла какое-либо моральноеправо на притязание когда-либо заполучить контроль над этими территориями. Носуществует проблема, находящаяся вне сознания этих двух республик, что и ценности,и, в существенной мере, интересы состоят в их открытости к разнообразным воздействиям.

Навсем постсоветском пространстве к неправительственным организациям относятся сподозрением и даже время от времени с настоящей враждебностью; Абхазия и ЮжнаяОсетия – не исключения.

Группы,которые получают зарубежное финансирование значительных проектов, объявляются виновнымив том, что они работают против интересов их же собственных обществ. Самаяпечальная иллюстрация этому произошла в Абхазии в начале лета 2010.

Этоистория о документальном фильме, снятом грузинским режиссером Мамукой Купарадзеи профинансированном базирующейся в Лондоне негосударственной организацией,которая работает с международными конфликтными ситуациями (Conciliation Resources) и немецким Фондом ГенрихаБёлля. В фильме показано расследование, начатое в 2008 году двумя 20-летнимигрузинами, причин войны 1992-93 годов в Абхазии. Лента показывает их надежды набудущее (война в августе произошла во время съемок фильма). Документальнаялента вызвала глубокое личное возмущение Темури Якобашвили из-за невыгодногоизображения действий со стороны радикальныз грузинских националистов, которыеразыгрались в те дни. Многие грузинские зрители высказали негативную оценку, нодругие увидели в этом обратное, поскольку грузины показаны подвергающимисомнению действия собственного правительства.

Фильмбыл снят с международной поддержкой, включая Portcullis House и англо-грузинское сообщество в Лондоне. В июне 2010 годафильм был показан по абхазскому официальному телеканалу с последующей живойдискуссией; премьер-министр Абхазии Сергей Шамба санкционировал визит МамукиКупарадзе в страну для участия в событии.

Реакциябыла на грани истерики. Звучали предположения, что фильм был хитроумнымгрузинским планом психологически расшатать абхазскую независимость; мнение, чтоответственные за поках фильма в Абхазии (включая Сергея Шамбу и сотрудниковместных НКО, имеющих партнерские отношения с Conciliation Resources) должны быть высланы в Грузиюс билетом в один конец, что все неправительственные организации в Абхазиидолжны быть без промедления закрыты.

Неяснымосталось, сколько подобных комментаторов действительно смотрели этот фильм. Носмысл ответа отражает тревожность распространенных (если не всеобщих) установоксознания. Что он не запечатлел, так это именно то, в чем Абхазия нуждается для своегоразвития. Это огромные вложения местных неправительственных организаций встроительство гражданского общества, основанного на действительнодемократических принципах. Это критически важная роль сотрудниковнеправительственных организаций, которые участвуют в международных конференциях,и встречах с теми, кто принимает решения, в распространении и углублениизападной информированности об Абхазии, о ее проблемах и стремлениях, так какбез их постоянного просвещения Абхазия и ее люди будут даже менее известны, чемсейчас. Вообще залогом развития Абхазии является получение западного влияния,экспертизы и инвестиций.

Задача десятилетия

Еслибольшое разнообразие внешних влияний – одно из недостающих звеньев для созданияобщественного благополучия в Абхазии, то другое – необходимость создатьжизнеспособное демократическое общество, готовое столкнуться с вызовами XXI века. Оно должно включать всеэтнические группы, проживающие на территории страны: абхазов, армян, русских,мегрелов... Последние базируются, в основном, в галльском районе ВосточнойАбхазии; со времен войны 1992-93 годов многие в Абхазии относятся к ним сподозрением, и как результат – их интеграция не рассматривается в качествеприоритетной задачи.

Многотысяч представителей картвельских народов (мегрелы, грузины и сваны), которыежили в Абхазии, бежали из северо-западной Абхазии осенью 1992 года – послепадения северного города Гагры, а также из Сухума и юго-восточных территорий всентябре 1993 года, в конце войны, и с тех пор живут в статусе беженцев вГрузии. Их шансы на возвращение в каком-либо значительном количественезначительны – даже начало такого процесса возможно только после признания состороны Тбилиси независимости Абхазии. При этом Никола Дакворт (Nicola Duckworth) из Amnesty International остается единственной из представителей неправительственныхорганизаций, кто говорит о том, что Грузия должна бы делать – и делала – вчасти более чем просто удовлетворения базовых портебностей для преодоленияразрушенного войной.

Спустядва года после пятидневной войны и начала признания независимости государственности«трудная» стадия, предсказанная Владиславом Арджиба в августе 2008,продолжается. После «страшных» и «трудных» периодов последних двух десятилетий дляАбхазии, сочетание «демократии» и «развития» может лучше всего передатьгрядущие задачи.

Джордж Хьюитт (George Hewitt)– профессор кафедры кавказскихязыков Лондонской Школы Восточных и Африканских Исследований. Редактор книги «Абхазы:справочник» (“The Abkhazians:A Handbook”.Routledge,1998).

См. также:  

  • Нил Ашерсон. Абхазия и Кавказ: выбор Запада
  • Нил Ашерсон. После войны: принимая реальность в Абхазии и Грузии
  • Иван Сухов. Абхазия: перемена ролей
  • Томас де Ваал. Абхазский архив: огонь войны, пепел истории
  • Зигмунт Джечоловский. Зугдиди: Вернусь ли я когда-нибудь на родину?
  • Зигмунт Джечоловский. Сухуми: кафе «Лика» на пороге войны
  • Зигмунт Джечоловский. Тбилиси: Двадцать часов до начала войны
  • Зигмунт Джечоловский. Михаил Саакашвили накануне войны
  • Инал Хашиг. Двойные гарантии для Абхазии 
  • Инал Хашиг. Независимость Абхазии необходимо воспринять как неизбежную данность
Хьюитт Джордж
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).