Регистрацию пассажиров на авиарейсы можно существенно упростить, что сократит время ожидания, расходы авиакомпаний и повысит комфорт путешествий. Простой универсальный интерфейс «Астерос Контакт Авиа» позволяет вести параллельную регистрацию на рейсы разных авиакомпаний на любой стойке по принципу «единого окна» – common check-in. Недавно это технологическое решение для аэропортов, разработанное резидентом «Сколково» компанией «Астерос Лабс», прошло сертификацию по стандартам SITA. В качестве базовой CUTE-платформы систему SITA используют более 1000 аэропортов в 200 странах мира.
Ранее «Астерос Контакт Авиа» прошел сертификацию по стандартам ARINC. Была продемонстрирована совместимость решения с системой vMUSE – разработкой ARINC класса CUTE. Она позволяет использовать разные системы регистрации в инфраструктуре аэропорта на одном и том же оборудовании. В России vMUSE используется в международных аэропортах Уфы, Казани и в Шереметьево.
Интеграция этого решения, созданного как и все продукты «Астерос Контакт» на единой программной платформе, с операционной базой данных аэропорта полезна уже потому, что позволяет собирать и консолидировать статистическую информацию в режиме реального времени. Таким образом сотрудники аэропорта получают актуальные и точные данные по объему, специфике и конечному направлению полета обслуживаемых пассажиров.
Кроме того, в пакете разработок «Астерос Лабс» - мобильное приложение для оперативной регистрации пассажиров без багажа в любой точке аэропорта.
По мнению руководителя робототехнического центра Фонда «Сколково» Альберта Ефимова, международная стандартизация — важнейшая составляющая коммерциализации сколковских проектов, ставящих себе задачу выйти на глобальные рынки. Он также отметил, что требование по сертификации SITA было заложено в плане успешно выполненного грантового проекта. «Отрадно, что «АстеросЛабс» сумели пройти жесточайшие требования авиационного надзорного органа SITA. Мы рассчитываем, что опыт «АстеросЛабс» по международной сертификации пригодится другим резидентам Фонда «Сколково», - подчеркнул Ефимов.
О том, что изменится в жизни авиапассажиров с внедрением решения «Астерос Контакт Авиа», в чем уникальность разработок и о планах компании на будущее мы поговорили с ее главой Алексеем Демидовым.
Существуют ли аналоги «Астерос Контакт Авиа»? В чем преимущество ваших разработок?
Сегодня «Астерос Контакт Авиа» – единственный отечественный продукт, который относится к системам класса Common Language Facilities (CLF), то есть объединяет данные всех регистрационных систем аэропорта, а в больших авиаузлах их количество может достигать пары десятков, и предоставляет универсальный рабочий интерфейс для регистрации пассажиров. На практике это означает, что регистрация на рейс может проходить на любой стойке аэропорта, по принципу «свободная касса». Это существенно сокращает очереди и экономит затраты аэропорта.
В технологическом плане основным преимуществом «Астерос Контакт Авиа» является архитектура и гибкость решения, которые позволяют «безболезненно», без остановки бизнес-процессов аэропорта и в короткие сроки внедрить систему. В качестве интеграционной платформы мы используем собственную разработку – «Астерос Бизнес Контакт».
Чем для пассажира отличается процедура регистрации в аэропортах, использующих «Астерос Контакт Авиа», от той, что предлагается сейчас?
«Астерос Контакт Авиа» позволяет аэропорту проводить так называемую раскрепленную регистрацию. Как происходит процесс оформления пассажира на рейс сегодня? Вы приезжаете в аэропорт, смотрите на табло, запоминаете свою стойку регистрации и встаете в очередь. Использование «Астерос Контакт Авиа» позволяет зарегистрироваться на рейс буквально за несколько минут, в любой части терминала, на любой стойке регистрации. Кроме того, у нас разработано и мобильное приложение, которое дает возможность сотрудникам аэропорта, так называемым агентам регистрации, производить оформление пассажира с помощью планшета и портативного принтера. В этом случае даже стойку не нужно искать – мобильные агенты найдут пассажира сами, проведут все необходимые процедуры, распечатают и выдадут посадочный талон на нужный рейс.
Все ли российские аэропорты смогут использовать это решение? Успешно ли прошло внедрение в международном аэропорту Уфы?
Решение «Астерос Контакт Авиа» может быть внедрено в любом российском аэропорту, и чем крупнее объект и больше пассажиропоток, тем выше эффективность использования системы.
На сегодняшний день мы завершили первый этап проекта внедрения «Астерос Контакт Авиа» в международном аэропорту Уфы, сейчас идет активная подготовка к реализации следующей стадии.
Сколько времени требуется для установки «Астерос Контакт Авиа»? На каких условиях предоставляется решение?
Время установки зависит от инфраструктуры аэропорта и количества систем регистрации, но базовый проект обычно занимает не более трех месяцев. Большую часть времени мы тратим на согласование с сервисными центрами вендоров, которые администрирует закрытые CUTE-системы аэропортов. В основном речь идет о платформах от компаний SITA и ARINC, сертификацию по которым мы уже прошли, поэтому все технические процессы стандартизированы. В небольших аэропортах может и не быть CUTE-системы, тогда мы проводим индивидуальную настройку решения с учетом специфики ИТ-инфраструктуры заказчика.
Архитектура программной платформы:
Каковы планы по коммерциализации разработки?
Понятно, что в нынешних экономических условиях ждать заоблачной прибыли не стоит, поэтому мы планируем охватывать в среднем два аэропорта в год. На сегодняшний день «Астерос Контакт Авиа» успешно прошел апробацию в ряде российских аэропортов: Шереметьево, Кольцово, Минеральные воды, Толмачево. В феврале 2014 года было подписано первое соглашение о коммерческом внедрении в Международном аэропорту «Уфа». В данный момент мы также ведем переговоры с двумя крупнейшими российскими аэропортами.