будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Аналитика
Гани Ашраф Локхарт Клэр

Афганские уроки для Зимбабве

Зимбабве, возможно, вступает в «момент выбора». После того, что оказалось президентскими выборами с единственным кандидатом, коронация ныне занимающего пост Роберта Мугабе могла бы стремительно смениться окончанием его эпохи. Накопившееся недовольство безграничным могуществом и жестокостью возглавляемого им режима, особенно со стороны соседей Зимбабве и прежних союзников Мугабе, может стать толчком к переходу к постмугабовскому государственному устройству: такому, где жителям Зимбабве будет предложена возможность подлинного гражданства, где они станут носителями прав и обязанностей, определенных стабильной властью законов.

Достижение этого результата станет колоссальным вызовом, требующим внимания как к особым обстоятельствам в Зимбабве, так и к урокам – включая ошибки, извлеченным из опыта подобных переходов в остальном мире, начиная с 1989 года.

С нашей точки зрения, руководящий принцип периода перемен, через который необходимо пройти Зимбабве, состоит в том, что стабильная политическая система покоится на народном согласии – и в том, что это согласие созидается через выполнение государством своих ключевых функций от имени граждан (мы обстоятельно развиваем эту тему в нашей книге «Ремонтируя неисправные государства: концепция восстановления раздробленного мира» (Oxford University Press, 2008)). В постмугабовском Зимбабве задачи, связанные с построением государств, способных выполнять эти ключевые функции, будут колоссальны. В частности, работоспособное государство в Зимбабве требует формирования  национального руководства и эффективной системы пособий. Кроме того отставка Роберта Мугабе – как бы и когда бы она ни состоялась – оставит страну лицом к лицу с негативным наследием трех десятилетий плохого управления. Чтобы преодолеть это наследие, его преемникам понадобится сочетать преданность общественному благу с творческими лидерскими и управленческими навыками, подкрепленными этикой коллективной командной службы.

Это бы повлекло за собой живительное избавление от удушающих последствий культа личности и освобождение из пут местничества, дружбы, покровительства и служебных привилегий. Все это может показаться притягательным и, возможно, будет восприниматься как своего рода трофеи, завоеванные в результате смены режима. Но если поддаться этим соблазнами, то спорное наследие Мугабе будет увековечено. Размежевание с ним, способное открыть для страны новый путь, потребует сочетания технического и человеческого мастерства с моральной приверженностью делу формирования достойных одобрения государственного строя и экономики.

Приготовления для этого момента выбора в Зимбабве следует осуществить безотлагательно. Уже ждут своего часа несколько внятных планов или программ, к воплощению которых можно приступить, как только не иссякнет быстротечный мировой интерес и не закроется «окно CNN» после падения режима Мугабе – международное сообщество предоставит масштабную экономическую помощь. И здесь значим опыт других «неисправных государств».

Нет времени на размышления

Прецеденты Гаити (1994), Косово (1999), Восточного Тимора (1999), Афганистана (2001) и других государств указывают, что, как только доноры откликаются на насущные нужды «неисправного государства» в состоянии перехода, на сцену устремляется множество организаций по оказанию помощи и поддержки, которые мгновенно забрасывают страну градом прожектов со сроком до понедельника.

С точки зрения как процесса, так и результата, этот «натиск помощи» содержит в себе ту же опасность, что и любая активность, работающая на адреналине. Он может стать не катализатором создания институциональных возможностей, а орудием противоречий, злонамеренности и коррупции. ООН и ее агентства могут постараться обеспечить равенство, но очевидно случайный принцип выделения средств часто оказывается питательной почвой для ощущения несправедливости среди граждан и зависти между различными регионами или группировками в стране. Кумулятивный эффект распределительных программ приводит к распространению представления о неких правах, не имеющих законных оснований, так как они не укоренены в юридическом и политическом устройстве страны. Незапланированные последствия могут включать в себя серьезные дисфункции, возникающие, к примеру, из-за укомплектовывания штатом сотен проектных подразделений, где избыточные или дублирующие друг друга уровни менеджмента получают непомерную плату за руководство дорогостоящими и/или некорректно составленными проектами. Итог этого в том, что и правительством, и гражданами пренебрегают, и правительство теряет способность реагировать на жалобы граждан. Управляющие проектами агентства по оказанию помощи базируются в далеких столицах за пределами досягаемости местных граждан и  не несут прямой юридической ответственности перед адресатами помощи. Происходит двойная потеря ответственности, так как граждане недавно освобожденных стран не могут официально обратиться за помощью, а граждане стран, где находятся эти агентства, слишком далеки от фактического положения дел, чтобы призвать эти агентства к ответу.

Кабульская гонка

Классический случай представляет собой Афганистан после падения режима талибов в ноябре 2001 года. В том декабре в Кабуле измотанные служащие ООН подготовили более 400 проектов за 10 дней – гонка, приведенная в движение желанием агентств ООН удостовериться в том, что они (а не доверительный фонд, управляемый Всемирным банком) освоят весь объем ресурсов, которые вот-вот будут обещаны донорами на Токийской конференции 21-22 января 2002 года. Органы ООН по обыкновению оказываются в финансовом кризисе, который означает, что каждое воззвание о помощи также представляется возможностью оплатить накладные расходы. Эти усилия по сбору средств понятны, но не обязательно продуктивны для стран, за помощь которым берутся агентства.

Брошюры, описывающие проекты в Афганистане, были написаны очаровательным языком, использующим все модные в настоящий момент термины развития. На самом же деле, клей, удерживающий их вместе, был не чем иным, как произвольным набором инициатив, собранных вместе в ответ на доступные 1,8 млрд. долларов, которые система по оказанию помощи выделила ООН. Деньги – а не точное понимание нужд, достигнутое через оценку приоритетов или всесторонний анализ рентабельности – были на первом месте и формировали результат. Это сделало свой вклад в сегодняшнюю ситуацию, где народное возмущение очевидным транжирством и неэффективностью агентств ООН и НПО заходит очень далеко и обеспечивает платформу для политиков-демагогов, требующих принятия драконовских мер против международного присутствия.

В 2002 году новое правительство Афганистана четко осознавало потребность в сокращении расходов на оборону. Оно также было единственным органом, обладавшим легитимностью и широтой видения, достаточными для разработки всесторонней стратегической концепции. Некоторые из ранних программ по оказанию помощи действительно давали видимые результаты по всей стране и были признаком партнерских отношениях между правительством и народом, которые могли бы усилить народное доверие к правительству. И всё же национальные программы, разработанные Кабулом, активно блокировались и подрывались теми, кому не хватало ни легитимности, ни дальновидности, необходимой для принятия здравых политических решений. Ошибки этого раннего периода дорого обошлись Афганистану; и сейчас, более шести лет спустя, Афганистан осаждают глубокие проблемы, делающие вооруженный конфликт более чем вероятным.

Новая модель

То, что произошло с Афганистаном, имеет параллели со многими другими территориями, пережившими конфликт. Его уроки многочисленны и в равной мере относятся к донорам и адресатам помощи, внешним агентствам и внутренним властям, гражданам всего мира и местным игрокам (учитывая, что в случае с «неисправным государством» эти категории часто перемешаны между собой). «Международников» Афганистан должен научить тому, что сторонние / параллельные организации не приводят к созданию работоспособных государств, что техническая помощь часто бесполезна и что координация между донорами остается труднодостижимой.

Одним словом, помощь может с тем же успехом стать частью проблемы, а не решения. Она может оказаться и эффективной, как показывают многочисленные примеры – американский план Маршалла в Европе (учрежденный в июле 1948 года), помощь, оказанная Европейским Союзом Ирландии и Испании, поддержка доверительного фонда Всемирного банка, оказанная Японии, Корее, Китаю и Сингапуру. Существует ряд положительных уроков, которые можно почерпнуть из международных откликов на процессы восстановления, начиная с быстрой уплаты долгов и заканчивая учреждением мультидонорских доверительных фондов со строгими правилами выплат и созданием основанных на лицензировании и тендерах механизмов контроля, обеспечивающих бережное управление активами страны. Но для того, чтобы преодолеть текущие дисфункции, международная система оказания помощи должна иметь достаточно проницательности и мужества для создания новой модели и вселения в неё духа партнерства и совместной работы посредством еще более масштабных и комплексных программ.

Афганистан далек от Зимбабве, и оба они далеки от Бирмы и Северной Кореи. Но в действительности проблемы и средства их преодоления, имеющиеся у всех этих государств, ближе, чем может показаться. Важно обратить внимание на уникальные обстоятельства и наследие в случае с каждым отдельным «неисправным государством», с тем, чтобы вырабатывать свои собственные стратегии, отвечающие их нуждам и творчески применять те уроки, которые могут быть перенесены на местную почву. Возможно, Роберту Мугабе недолго еще управлять Зимбабве, но те, кто придут после него должны принять в расчёт всё произошедшее ранее, если они хотят наилучшим образом воспользоваться моментом выбора.

Гани Ашраф Локхарт Клэр
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).