Президентские выборыназначены на 19 декабря 2010 г., и это значит, что прожектор международного вниманиявновь направлен на Белоруссию. Дискуссия сейчас в основномсосредоточена на состязании между «советской» трактовкой государства, которуюраспространяет авторитарное правительство, и «европейским» дискурсом, принятымв рядах демократической оппозиции.
Но неизбежноприближающиеся выборы заставляют задуматься над, пожалуй, еще более актуальными своевременным вопросом, который следовало бы адресовать тем, кто стремится квласти: сможет ли новое правительство, какого бы цвета оно ни было,сформулировать общественно значимое понятие национальной идентичности, котороесплотило бы белорусов, сообщило бы им чувство цели и направления испособствовало бы развитию их страны? Каким бы ни был исход выборов, главное,чтобы любой такого рода проект основывался на современном опыте, а не наисторических догадках и интерпретациях.
Для разработки этогонаправления хорошей стартовой площадкой представляется опубликованная на openDemocracy статья Нелли Бекус, которая предлагает свежий подход в областиисследования белорусской политики. Это само по себе следует считатьзначительным достижением, так как эта сфера уже, казалось бы, исчерпана и зашлав тупик: два вышеупомянутых противоборствующих дискурса (ориентация на Европу вдемократическом лагере и по существу «советская» идеология правящей автократии)соответственно поддерживают соперничающие политические силы внутри страны.
Нелли Бекус в 2010 г. опубликовала книгу “Struggle over Identity: The Official and the Alternative"Belarusianness"” («Борьба за идентичность: официальная иальтернативная “белорусскость”»). Главное открытие, к которому автор ведет на протяжении всей книги:противостояние «национальных» позиций — на самом деле политическое, и оппозицияне сможет победить на территории, принадлежащей режиму. Цель настоящей статьи втом, чтобы развить эту тему, а для этого попытаться предположить, какой моглабы быть современная национальная идентичность белорусов, и сравнить ее с той,что образовалась в ходе нынешней президентской предвыборной кампании.
Многие говорят оБелоруссии как об обществе, в котором болезненные политические столкновениякоренятся в расхождениях по поводу национальной идентичности (либеральныйевропейский подход vs коллективистский советский); такая точка зрения невсегда полезна. В Белоруссии преданных сторонников и управительства, и у оппозиции намного меньше, чем тех, кто предпочитаетприспосабливаться к существующим политическим обстоятельствам и не стремитсяповлиять на них. (В Минске сейчасшутят, что от средств, затраченных на предвыборную кампанию, было бы большетолку, если бы за счет них снизили цены на отопление зимой.)
И правительство, и оппозиционерысклонны считать эту политически пассивную прослойку своими негласнымисторонниками, но ни тот, ни другой политический лагерь не предложил большинствубелорусов то, в чем они, пожалуй, больше всего нуждаются: разделяемую всеми идеюо том, что они — нация; идею, благодаря которой их страна получила бы признаниеи уважение во всем мире.
Несмотря на то, что встране сейчас даже не один, а два политических дискурса, белорусскаянациональная идентичность остается весьма неопределенной. Официальная идеологическая риторика сосредоточена скорее нагосударстве, нежели на нации; оппозиционный дискурс слишком погружен в историюи в нынешних обстоятельствах малоактуален. Между двумя этими схемами находитсянаходится подлинная и жизненная национальная сущность: ею продолжаютпренебрегать, а ее специфика остается неуловимой.
Начиная с 2003 г., правительствораспространяло идеологию, которая служила инструментом для строительствагосударства, но не формирования национальной идентичности. В ней определяются и развиваются государственная символика игосударственные приоритеты, она поддерживает общественные ритуалы, которыеносят скорее гражданский, нежели этнический характер. Это было довольнодейственным способом объединить население под эгидой белорусского государства;это подтверждают опросы общественного мнения, которые регулярно показывают, чтобелорусы стремятся сохранить свой национальный суверенитет.
Но правительство и его официальные идеологисопротивляются идеям национальной идентичности и очень мало говорят обопределяющих национальных чертах белорусов. Государственный гимн начинаетсяутверждением, что белорусы - «мирные люди». В то же время в идеологизированныхучебниках и официальных речах авторы прибегают к изобретению таких качеств, какдух общности, трудолюбие и гостеприимство. Но всё это не складывается в единуюи привлекательную картину, которая бы нашла отклик у белорусов (не говоря уже озарубежных партнерах).
Другой лагерь заявляетсвои права на белорусское историческое наследие и предлагает трактовку этническойсущности, но и он не смог преподнести белорусам концепцию их природы. Политические оппоненты правительства акцентируют внимание на том,что Белоруссия — это европейская нация. Они указывают на тесные связи между ихстраной и Европой в Средние века. Такиесвязи были многочисленны и разнообразны, но они существовали в совершенно иномполитическом и общественно-экономическом контексте. В нынешнем опыте белорусовтакого нет.
Поэтому Белоруссия неможет похвастаться достижениями, благодаря которым ее можно было бы уподобитьее предшественнику — Великому княжеству Литовскому. Оно во времена позднего Средневековья былоевропейским лидером по разработке законодательства и вполне соответствовалоевропейским культурным тенденциям.
В результатеоппозиционные утверждения о европейской сущности белорусов выглядят какполитические чаяния и заявления о приверженности демократическим и гуманитарнымценностям. Но едва ли можно считать жизнеспособным представление, будтосовременные белорусы усвоят европейские практики на том лишь основании, что ихусваивали люди, жившие примерно на той же территории пять столетий назад.
Есть и еще одна проблема:либеральные ценности не укладываются в национальные рамки - и тем самым ихустраняют. Чтобы ее разрешить, белорусская оппозиция пытается выдатьлиберальные ценности за национальные и распространяет эти идеи на белорусскомязыке, на котором большинство местного населения говорит с трудом. Национальныйдискурс оппозиции призывает людей гордиться тем, что никак очевидным образом несвязано с их повседневным опытом. С учетом таких недоразумений не удивительно,что (как убедительно показывает Нелли Бекус) оппозиция не находит большойподдержки, и что те симпатии, которые она всё же завоевала, преимущественнополитической природы.
В итоге, как говорит британский журналист Сэм Найт (Sam Knight), белорусы — этолюди, которые устали от собственного прошлого, которые слишком много знают освоей истории и слишком плохо разбираются в своей современности. Без общейнациональной идентичности белорусы ощущают свою принадлежность к государству, ане к нации, и в таком положении им неуютно.
Институт государственныхидеологий (Institute for State Ideologies, INSTID) недавно провел исследование, котороеподтверждает такое положение дел. Когда людей спрашивали об их национальнойпринадлежности, они реагировали очень информативно. Мы часто слышалихарактерный оборонительный ответ: «Я белорус. И что? Какие-то проблемы?» Другиедистанцировались от своей национальности: «Белоруссия — моя родина, но я непохож на других белорусов, я от них очень сильно отличаюсь» (показательно, чтодругих белорусов в таких ответах называют «они»). Бывали еще почтиавтоматические ответы с отсылкой к «толерантности», хотя зачастую этосочеталось с цинизмом и иронией. За этим обычно ничего не следовало.
Показательно, чтоопрошенные с энтузиазмом хвалили свою страну и ее природные достоинства,которые они связывали с домом. Но когда речь заходила о национальности,возникало смущение, которое усугублялось отсутствием международного признаниястраны. Отсутствие национальной идентичности в Белоруссии болезненно и ощутимопочти физически.
Прошло два десятилетиянезависимости, в течение которых Белоруссия функционировала как стабильноегосударство. Теперь белорусы оказались на том этапе, когда им нужны общая иповсеместно принятая, подлинная и отвечающая ожиданиям концепция своейнациональности и общепринятое представление о своих целях и приоритетахразвития. Национальная переоценка ценностей уже вылилась за пределы политическихразногласий, но результат этого еще не осознали.
Поиск белорусскойидентичности должен исходить из разных источников, но неизменно основываться нафактах. Информационные агентства и новостные издания проводят конкурсы на тему«лучший рисунок или история, посвященные Белоруссии», а один интернет-ресурс (tut.by) недавно создал специальную колонку, в которойизвестные люди рассказывают о том, что для них значит быть белорусом. Околодесятка компаний (в основном маркетинговыеи PR) начали проводить опросы по национальной специфике с целью создатьбелорусский национальный «брэнд». Министерство иностранных дел, в свою очередь,создало рабочую группу, которая должна улучшить имидж Белоруссии за рубежом.
В результате этих действийпоявился корпус поверхностных описаний белорусов, который характеризуется двумянедостатками. Во-первых, качество поступающего в него материала. Количественныемаркетинговые исследования на основе опросов в стране, где тема национальностидискредитирована политикой, скорее всего, приведут к заранее готовым ответам ине дадут настоящего понимания, проистекающего из углубленного анализа.Во-вторых, эти результаты нельзя применить ко всей нации в целом: нет нужды веще одном маргинальном или сектантском национальном дискурсе.
Таким образом, утвержденияо национальной идентичности в Белоруссии должны быть актуальны для нынешнейобщественности и соотносимы с ее опытом; нужно, чтобы они были естественными иразделялись всеми. Многие белорусы сталкиваются с сознательным ограничением (исамоограничением) в выражении своих взглядов. В этих условиях полезным иноваторским инструментом изучения представляется введенное Карлом ГуставомЮнгом понятие «коллективного бессознательного».
Юнг ввел понятие архетипа,чтобы показать, как индивидуальное поведение может определяться бессознательнымисилами, которые обуславливают реакции, взгляды и мировоззрение индивидуума. Кархетипу не следует относиться как к квази-мистическому понятию. Точно так же ибессознательное – это не темная, глубоководная сфера. Напротив, понятиеархетипа призвано объяснить тот факт, что люди зачастую действуют«автоматически», практически не задумываясь о своих поступках и не анализируяих, как самолет с автоматическим регулированием скорости.
Такая ситуация знакомавсем (возможно, за исключением разве что немногих просветленных личностей,которые сознательно прилагают огромные усилия к тому, чтобы всегда оставаться«в настоящем»). Далее, архетип – это групповой феномен; пока существует группа,существует и архетип, который собирает ее в единое целое, поддерживает всплоченности и сообщает ей разделяемое всеми мироощущение, на которое можетполагаться каждый из ее членов.
Команда INSTID провела исследование белорусского национальногоархетипа, чтобы создать конструктивный и критически проработанный подход квопросу о белорусской национальной идентичности. Это было качественноеисследование, в ходе которого мы наблюдали, слушали и спрашивали. Мыпроанализировали невербальную коммуникацию, модели поведения и реакции, взглядыи отношение к наиболее значимым проблемам повседневности. Нашими респондентамибыли люди разного возраста, разного рода деятельности и с разным отношением кжизни. Мы проделали это, чтобы обнаружить основную тему, базовое свойство,которое бы стало единым знаменателем для белорусов, во всех прочих отношенияхсовершенно не похожих друг на друга.
В результате исследованиямы пришли к выводу, что белорусский архетип в основе своей матриархален. В немнеизменно присутствуют такие связанные с матриархальностью качества, как равенство,спокойствие, стремление к сохранению, консервативность, мир и гармония; и онотвергает такие патриархальные качества, как агрессивность, стремление к риску,конфликтность и повышенная эмоциональность.
Пользуясь этимитерминами, архетип можно определить точнее: это, скажем, не просто мать и несирена; здесь, скорее, имеют место определенные символические атрибуты,присущие владелице поместья, даже императрице, или гордой матери семейства:зрелой, спокойной женщине, которая управляет своим хозяйством. Главные атрибутытакого типа – это трудолюбие, практичность, бережливость, гостеприимство и здраваярассудительность.
Такой результат не означает,что белорусы должны отличаться безупречной хозяйственностью (хотя многие из нихименно таковы). Он говорит о том, что белорусы как нация связывают себя стакого рода качествами, ценностями, взглядами и манерами, и именно их онивоспринимают как общие и характерные для себя и соотечественников.
Нынешняя президентскаякампания основывается на противоречивом восприятии белорусской национальнойидентичности и сама по себе вызывает ответную реакцию у немногочисленныхполитически активных граждан. В то же время большинство избирателей непроявляют энтузиазма и остаются равнодушными. Возможно, хотя бы в некоторойстепени это объясняется тем, что ни один из кандидатов не смог затронутьнациональные чувства – предложить объединяющий и общий для всех взгляд набелорусов, который бы нашел отклик в том, как внутренне они воспринимают себясами.
Даже нынешней президент,хотя он и находится ближе всех к идеалу, проигрывает по ряду важных параметров:наиболее очевидным образом – в своей полемике с соседями. Полностью анализкаждого белорусского кандидата в президенты сквозь призму национального архетипаможно прочитать по-русски здесь.
Проблема в том, что люди,стремящиеся стать политическими лидерами в Белоруссии, должны учитывать общуюнациональную идентичность: это нужно и для того, чтобы привлечь избирателей какна этих, так и на последующих выборах, и для того, чтобы лучше понятьприоритеты развития Белоруссии. Понимание архетипических склонностей нацииможет стать основой, которая подскажет стратегию экономического развития иприоритеты в области инвестирования.
Например, исходя изэтого, мы предполагаем, что наиболее успешными станут производства в техобластях, которые ориентированы на «сохранение», - здравоохранении, отдыхе,хронометрии, безопасном инвестировании, производстве натуральных пищевыхпродуктов и материалов. Мы не советуем делать ставки на рискованное банковскоеинвестирование, создание тяжелого машинного оборудования и авангардноеискусство. Гармоничный, миролюбивый и неконфликтный архетип говорит также отом, что во внешней политике следует придерживаться нейтралитета и стремиться кустановлению уравновешенных отношений с соседями Белоруссии, в которых ни однасторона не будет отчетливо доминировать.
Осознание и приятиенациональной идентичности страны также важно для того, чтобы среди самихбелорусов сформировалось самоуважение и чтобы они начали ценить своюнациональную принадлежность. Возможно, благодаря этому прекратятся болезненныесравнения с близкими и дальними соседями, и появится основание для гармоничногои уверенного развития нации. Формирование общенациональной идентичности – это перваязадача на белорусской повестке дня; чем раньше приступить к ее решению, темлучше для нации.
В самом начале статьи мызадались вопросом о конкуренции между европейской и советской национальнойидентичностью. Ответ на этот вопрос состоит в том, что ни та, ни другая на самомделе не удовлетворяют потребность белорусов в выявлении убедительнойидентичности. Тимоти Снайдер (Timothy Snyder) в своем познавательном эссеутверждает, что белорусам нужно устроить дебаты о приоритетах развития своейстраны. Это, конечно, верно. Но еще важнее для них прийти к пониманию того, ктоони такие и куда они движутся в XXI веке.
В действительности, этогораздо важнее, чем идентичность того, кто победит на выборах 19 декабря 2010 г. Потому что политическаялегитимность достанется, в конечном счете, тому, кто сможет сформировать последовательную,актуальную, привлекательную, правдоподобную и лаконичную концепцию, в которойбелорусы предстанут как нация. Возможно, имеет смысл задуматься о женщине,увлеченно занимающейся хозяйством.
Наталья Лещенко – сотрудник Института государственныхидеологий (Institute for State Ideologies, INSTID)