В последние годы ученые,изучающие национализм, уделяют (возможно, справедливо) всё больше вниманиятому, как Интернет влияет на различные этнические группы, национальныеидентичности и диаспоры. Интернет облегчает интернациональную коммуникациюмежду разрозненными сообществами, позволяя преодолеть географические иполитические ограничения, предполагаемые национальными государствами,национальными институтами или международными границами. Интернет – важныйинструмент общения не только для черкесской диаспоры, разбросанной по всемумиру, но и для черкесов, живущих у себя на родине. В этой статьерассматривается, как новое поколение черкесских активистов на Северо-ЗападномКавказе использует Интернет. Но прежде чем мы будем говорить о масштабах, вкоторых черкесские активисты используют Интернет для распространения своихвоззваний и организации политических проектов, нужно, пожалуй, сделатьнебольшое вступление о том, кто такие черкесы, чтобы преодолеть последствияошибок, допущенных прежними академиками и политиками.
Черкесы – это один изкоренных народов Северо-Западного Кавказа. Сами себя они называют адыгами; они– представители титульной нации в республиках Адыгея, Карачаево-Черкесия иКабардино-Балкария. Группы меньше численностью можно обнаружить также всоседних с Россией регионах. На своей родине черкесы живут так же разрозненно,как и представители диаспоры: их можно встретить среди населения несколькихсубъектов РФ, отделенных друг от друга как географически, так иадминистративно. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., на территории Российской Федерации в то времяпроживали 720 000 черкесов.
Ни при Советском Союзе,ни в постсоветский период у российских ученых и административных структур небыло единого наименования для черкесов. В советское время их называлиадыгейцами, черкесами, кабардинцами и шапсугами – в зависимости от того, гдеони проживали и на каком диалекте черкесского языка они говорили.
Первый из этих терминовпроисходит от черкесского самоназвания. Второй – это досоветский русскийэкзоним, а третий и четвертый – это названия двух черкесских подгрупп.Постсоветская российская администрация продолжает пользоваться этойтерминологией, но в последние годы адыги и сами стали использовать термин«черкесы», обозначая им всех представителей этого народа. Некоторые черкесскиеактивисты сейчас даже настаивают на этом – в преддверии всероссийской переписинаселения, запланированной на октябрь 2010 г.
Черкесская диаспораобразовалась в результате того, что Российская Империя в 1860-е гг. завоевалаСеверо-Западный Кавказ, и около миллиона человек были насильственно высланы сосвоей территории и отправлены в Оттоманскую Империю. Около трети из них погиблиот голода и болезней – некоторые еще до отбытия (в прибрежных районах,находившихся под российским контролем), другие – на переполненных кораблях илив лагерях беженцев (уже по прибытии в Анатолию и на Балканы). Потомки тех, ктовыжил во время бедствия, которое сами черкесы и всё большее число ученых ижурналистов называют «геноцидом черкесов», живут сейчас в Турции (около 3 млн.человек), а также в Сирии, Иордании, Израиле, США и Западной Европе(300 000 человек).
Все политическиеактивисты на Северо-Западном Кавказе сейчас интенсивно используют Интернет, номеня сейчас занимают активисты возрождающегося нерелигиозного черкесскогонационального движения. За несколько последних лет они развивали в Интернетеактивную деятельность, причем не только обменивались новостями о жизни черкесовсо всего мира и сами распространяли информацию, но и пропагандировали своиманифесты, а также обсуждали и анализировали старые и новые тексты и книги,посвященные различным аспектам черкесской истории и политики; эта практикаощутимо сказалась на их политическом манифесте.
Первая волна черкесскогонационализма возникла в годы Перестройки и Гласности и достигла наивысшей точкив начале 1990-х гг., во время правления Ельцина. Движение получало народнуюподдержку, и его активисты стали потенциальными участниками в борьбе за властьв начале постсоветской эпохи. К этому прибавилось и то, что вгрузинско-абхазской войне 1992-1993 гг. участвовало множество (почти дветысячи) черкесских добровольцев – на стороне абхазов, которым они этническиродственны. Большинство требований, выдвигавшихся националистами, находилиотклик у местных и центральных властей (так было везде, кромеКарачаево-Черкесии, где черкесские националисты были в меньшинстве и боролисьза власть с карачаевцами). Например, Адыгея получила статус республики; былиналажены механизмы, позволяющие установить административное равенство междурусскими и черкесами, хотя черкесы составляли только 22% населения. Черкесскиеэлиты преобладали на политической арене в Кабардино-Балкарии, и людям издиаспоры, возвращающимся на родину, было проще получить гражданство.
Но позднее этинациональные движения поглотил истеблишмент, потому что прежние местныебюрократические элиты к тому времени уже адаптировались к постсоветскимусловиям и уверенно восстановились на правящих позициях. После того, как Путинстал президентом, крупнейшую организацию, Международную черкесскую ассоциацию, последовательно захватывали чиновники изправящих кабардинских элит (состоявших из черкесов Кабардино-Балкарии). К концу2000 г. некоторых ведущих членов организации, которые отказывались сотрудничать(в том числе Ибрагима Яганова и Валерия Хатажукова), устранили с политическойарены; таким образом, независимые националистические организации прекратилисвоё существование.
Первая чеченская война1994-1996 гг. также отрицательно сказалась на политическом климате по всемуСеверному Кавказу, в том числе и на его черкесской части. В обществеобразовался некий вакуум (вначале из-за распада советских порядков, потом из-засокращения националистических тенденций), который стали заполнять различныерелигиозные движения – особенно в Кабардино-Балкарии, где среди черкесов началораспространяться исламское движение. Произвол милиции и политическое давление,исходившее от местных структур безопасности, привело к радикализациипоследователей этого движения, среди которых большинство составляла молодежь,страдавшая от социальных недугов – таких, как злоупотребление алкоголем инаркотиками, разрушение нравственных устоев и отсутствие карьерных перспектив усебя на родине. Их недовольство подогревали лидеры движения, и в результатеисламисты стали для официальных структур опасным конкурентом в борьбе заавторитет и влиятельность в обществе. Однако после роковых событий в Нальчике вноябре 2005 г. исламисты стали терять популярность, и тогда начали появлятьсянационалистические организации нового рода.
Несмотря на то, чтонекоторые из нынешних лидеров черкесского национального движения – это ветераныдвижения, существовавшего в начале 1990-х гг., основная масса теперешнихактивистов появились на политической арене недавно. Это по большей части люди ввозрасте от 18 до 28 лет, которые, в отличие от ветеранов, ничего не помнят овойне в Абхазии. Когда дело доходит до политических вопросов, их не сдерживаеттрадиционно признававшийся авторитет старших представителей черкесскогообщества. Наконец, что тоже немаловажно, они умелые и активныеинтернет-пользователи. Сейчас в черкесской политической жизни наСеверо-Западном Кавказе есть две ведущие активистские группировки.
МЧА, основанная в 1991г., – это на самом деле «зонтичная» организация, в состав которой входятглавные черкесские организации на Кавказе и в диаспоре (в Турции, Европе, США,Сирии и Иордании). Она имела большое влияние во время войны в Абхазии в1992-1993 гг. и позднее в Карачаево-Черкесии во время борьбы за политическоедоминирование между карачаевцами и черкесами.
После того, какпромосковские кабардинские элиты получили в 2000 г. полную власть, лидеры МЧАнеоднократно заявляли, что они больше не хотят участвовать в политическихделах, а просто занимаются культурными и лингвистическими нуждами сообщества.Тем не менее, недавно организация «Адыгэ Хасэ» в Адыгее и Карачаево-Черкесииначала – под руководством соответственно Арамбия Хапая и Мухамеда Черкесова –принимать деятельное участие в этнической политике. Их политическая позиция потаким вопросам, как объединение черкесских республик, или по поводу черкесскогогеноцида сильно отличается от официальной позиции МЧА, хотя обе организациивходят в ее состав.
Термин «второе поколение»в применении к этим организациям может вводить в заблуждение, потому чтонекоторые из их лидеров на самом деле принадлежат к более раннему поколениюактивистов, которое действовало в 1990-е гг. Вводя этот термин, я имею в виду,что теперь они опираются на новый контингент последователей, пользуются инымистратегиями привлечения участников и стремятся ради своего делавзаимодействовать с международными политическими игроками. Всё это отличает ихот МЧА.
В эту категорию вошли«Черкесский конгресс», «Молодежная Хасэ» и «Хасэ» в Адыгее, Карачаево-Черкесиии Кабардино-Балкарии, – а также все прочие организации, возникшие за последнеедесятилетие. Общее для них всех то, что они стали плодом разочарования вофициальных организациях и раздражения из-за их видимого политическогобездействия. лидерами этих движений стали Руслан Кешев, Ибрагим Яганов, МуратБерзегов и Фатима Тлисова. Двое последних недавно переехали в США: онипостоянно подвергались угрозам и нападениям за свою политическую ижурналистскую деятельность.
Нынешние черкесскиеактивисты занимаются следующими политическими вопросами:
Зимние Олимпийские игры-2014 в Сочи. Среди черкесов широко распространено убеждение,что Сочи был последней твердыней черкесского противостояния Российской Империиво время захвата исторической Черкесии. Этот город сам по себе занимает важноеположение в коллективном сознании черкесов. Поэтому такое негодование вызваларечь Путина перед Международным олимпийским комитетом в июле 2007 г. Перечисляяпрежних жителей Сочи, он назвал греков, колхов и казаков, но даже не упомянулчеркесов. Более того, на Олимпийские игры в Ванкувере Олимпийский комитетРоссии отправил казачий хор в качестве представителей Кубанского региона (гдерасположен Сочи) и его культуры. По историческим причинам черкесы считают, чтов XIX в. казаки были агентами российского империализма, которые сыгралиключевую роль в уничтожении исторической Черкесии; это была соль на рану.
Среди черкесов существуеттри основных позиции по поводу проведения зимних олимпийских игр в Сочи,которые президент Медведев объявил «российским национальным проектом».Некоторые организации – например, «Черкесский конгресс» – хотят, чтобы игрыотменили. Они говорят, что нельзя проводить Олимпиаду на том месте, где тысячичеркесов были убиты во время русско-черкесской войны, и что в 2014 г. как разбудет 150-летняя годовщина события, которое они называют «геноцидом черкесов».
Некоторые другие группы –в том числе адыгейская «Адыгэ Хасэ» и многие интеллектуалы и ученые изчеркесской среды – хотят, чтобы в этих играх черкесам отвели более видную роль,как это было в случае с уроженцами Северной Америки и австралийцами на прошлыхОлимпийских играх.
Третью точку зрения донедавнего времени разделяли только МЧА и бюрократия черкесских республик: онаотражает российскую позицию, согласно которой никакого особого вниманиячеркесам уделять не следует.
Тем не менее, из-за тогочто другие группы развернули кампанию, и тема становится всё более обсуждаемой,МЧА и входящие в нее организации в последние месяцы были вынуждены постепенносклониться ко второму подходу. Адыгейский парламент обратился к российскомуправительству в марте этого года и попросил включить в Олимпиаду так называемый«черкесский культурный элемент». Даже Александр Хлопонин, первый назначенныйглава недавно созданного Северокавказского федерального округа, недавно заявил,что играм следует придать кавказское измерение, хотя в течение последних трехлет на предварительных обсуждениях об этом не говорилось ни слова.
Тема «геноцида черкесов». Многие черкесские активисты хотят, чтобытрагические события XIX в. были признаны геноцидом черкесского народа состороны Российской Империи. Говоря точнее, весь спектр черкесских сообществ иорганизаций почти единодушно сходится в том, чтобы считать это геноцидом. Болеетого, и кабардино-балкарский, и адыгейский парламенты одобрили законы (в 1992г. и в 1996 г. соответственно), согласно которым этому событию официальноприсваивался статус «геноцид черкесов». Они также обращались к российской Думе,чтобы она тоже это признала. МЧА тоже много лет придерживалась этой позиции –пусть даже только на бумаге.
Расхождения начинаютсятогда, когда организации пытаются вынести эту проблему на международныеплатформы, установив связи с черкесской диаспорой. Наглядным примером этомуслужат акции протеста некоторых черкесских активистов из диаспоры против Олимпиадыв Сочи, которые проводились во время зимних Олимпийских игр в Ванкувере. Затемв марте этого года, после конференции в Тбилиси, посвященной этой теме, некиепредставители черкесов официально обратились к грузинскому парламенту спросьбой признать геноцид черкесов. Новые активисты стремятся поднимать этутему где угодно и любыми возможными способами, в то время как официальные илиспонсируемые государством организации хотят, чтобы всё решалось мягко и мирно вдиалоге с нынешним российским руководством.
Проблемы с федеральным центром. Республиканский статус Адыгеи стал причинойразногласий между черкесами и федеральным центром, так как Москва, по-видимому,планирует объединить ее с Краснодарским краем, внутри которого Адыгеяпредставляет собой анклав. Последний раз эта проблема всерьез всплыла в 2005г., когда тысячи протестующих вышли на улицы Майкопа – столицы Адыгеи. Многиечеркесские активисты (но не МЧА), наоборот, требуют, чтобы в составе РФ быласоздана единая черкесская республика, куда бы вошли все те территорииСеверо-Западного Кавказа, которые населены черкесами.
В настоящий моментчеркесские активисты предъявляют Москве следующие претензии:
Межэтнические проблемы «двойной республики». И в Карачаево-Черкесии, и в Кабардино-Балкариимежду черкесами и горскими турками (карачаево-балкарцами) развиваются серьезныеконфликты из-за конкуренции за политическую власть и владение определеннымитерриториями. Эти конфликты дестабилизировали обстановку в обеих республиках втечение последних 20 лет. Черкесы периодически призывают к отделению отКарачаево-Черкесии и к восстановлению своей территории в качестве республики –Черкесской автономной области, которая существовала до 1957 г. В свою очередь,балкарские организации регулярно говорят о том, что они хотят выйти из составаКабардино-Балкарии и основать балкарскую республику.
Репатриация черкесской диаспоры. Почти все черкесские организации поддерживаютэту идею. Они хотят, чтобы современное российское государство призналоответственность за историческую несправедливость, из-за которой черкесыпострадали по вине его предшественника – Российской Империи. Для этого, по ихмнению, Москва должна дать черкесам из диаспоры особые права и некоторуюфинансовую поддержку. чтобы они смогли вернуться на свою историческую родину. Вначале 1990-х гг. у черкесских республик было особое законодательство,охватывавшее возвращение людей из диаспоры. Недавно в него были внесеныпоправки в соответствии с российским федеральным законодательством; врезультате особый статус для черкесской диаспоры устранили. Без этого мало ктоиз черкесов, живущих за границей, захочет получить гражданство и поселиться вчеркесских республиках.
Есть, конечно, и другиепроблемы, но по поводу важности этих существует широкий консенсус.
Новое поколениечеркесских активистов использует интернет практически таким же образом, как ипрочие общественные группы по всему миру. Однако в их случае важно то,насколько эта форма активизма завязана на Интернете. Одна из причин этогосостоит в том, что обычные средства связи между Адыгеей, Карачаево-Черкесией и Кабардино-Балкариейвсё еще очень ненадежны, в результате чего черкесские сообщества оказываютсяизолированными друг от друга. Кроме того, не существует специальных черкесскихСМИ – телевидения, газет или политических журналов, – которые бы транслировалиинформацию во все эти республики и были бы свободны от цензуры и политическогодавления. Существующие СМИ касаются только местных правительственных действий ине дают платформы для новых идей или свободных дискуссий. Многие события испоры, важные для черкесов, никогда не освещаются в новостях и в главныхроссийских СМИ, которые тоже страдают от политического давления и цензуры состороны центральных властей. Таким образом, Интернет оказался единственныммостом, соединяющим изолированные черкесские сообщества и их активистов.
Роль, которую играетИнтернет в деятельности активистов нового рода, особенно примечательна в свететого, что у одного из главных игроков черкесской политики, МЧА, нет дажесобственного вебсайта. И это притом, что МЧА – международная организация, членыкоторой разбросаны по всему миру, и благодаря связям с официальными структурамина Кавказе и в диаспоре у них есть значительный политический вес. Они почтиотрезаны от мира коммуникаций, и только очень немногие политизированные черкесына Кавказе или в диаспоре знают, чем занимается эта организация, и кто еевозглавляет. В противоположность этому, каждое слово, произнесенное людьмивроде Яганова, Кешева или Берзегова, находится под пристальным вниманием тысячмолодых черкесов со всего мира, потому что они присутствуют в Интернете.
Нет нужды говорить о том,что Интернет – это многомерное явление, но я бы хотел отметить три его функции,которые наиболее важны для нового поколения черкесских активистов. Для этого яприведу в пример три черкесских веб-портала, каждый из которых играет особуюроль в общей картине.
1 –Интернет играет роль платформы, гдевыложены альтернативные источники и материалы по черкесской истории и политике,своеобразно противопоставленные официальной советской и постсоветскойисториографии. Хороший пример такого портала – www.adygi.ru. Это ресурс старых и новых научных сведений очеркесах, где в цифровом формате представлены целые книги и научные статьиавторов XIX в., западных путешественников и недавно появившихся черкесскихисследователей.
Важность доступа к этимматериалам для молодых черкесов состоит в том, что их содержание разительноконтрастирует с официальной черкесской историографией, принятой в России.Рассказы западных авторов и дипломатов о русско-черкесских войнах XIX в. всоветское время были запрещены, а сейчас их свободно можно читать благодаряИнтернету. Печатных материалов мало, и книжных магазинов на Кавказе тоже немного, так что Интернет выполняет функцию онлайн-библиотеки, в которой можнонайти эти источники.
На самом деле, в начале1990-х гг. цензуру убрали, и местные и западные ученые начали публиковатьработы, развенчивавшие советскую историографию и соответствующую версию очеркесском противостоянии Российской Империи. Но при Путине советскаяисториография любопытным образом вернулась; в частности, в 2007 г. официальноотмечалось 450-летие со дня «добровольного вхождения черкесов в состав России».Сам этот праздник придумали еще в Советском Союзе, в 1957 г. Тогда речь шла о400-летии с тех времен, когда один черкесский князь обратился к России спросьбой защитить его от местных соперников и крымских татар и женился надочери царя Ивана Грозного; этот эпизод вдруг сочли «добровольным объединениемс Россией». Тот факт, что с тех пор русская армия и черкесы неоднократно воевали,игнорировался. Чтобы бороться с этой тенденцией, черкесские активистыиспользуют сайты вроде adygi.ru и распространяют свою версию черкесскойисториографии. В этом очень помогают новые инструменты для онлайн-перевода(например, Google Translator): благодаря им черкесы, не знающие английскогоязыка, тоже могут читать работы, написанные по-английски.
2 –Интернет – это источник новостей,потому что у черкесов нет круглосуточного новостного телеканала, который бысообщал черкесам о важных для них событиях как внутри черкесской среды, так иза ее пределами. Информация о заявлениях организаций, политических дискуссияхчеркесского мира, митингах протеста и происшествиях (например, о развернутойконфронтации между карачаевцами и черкесами, в которой с каждой стороныучаствовали сотни молодых людей) транслируется только через Интернет.
www.natpress.net, возглавляемый профессиональным журналистом из Адыгеи, – это один изновостных порталов, специализирующихся на черкесской проблематике. Репортажиоттуда регулярно воспроизводятся на других вебсайтах и форумах.
3 –Интернет также играет роль форума,на котором активисты обсуждают прочитанное на вышеупомянутых сайтах. Черкесскиевеб-форумы – это пространство, где формируются стратегии и принимаются решения;именно там виртуальная реальность соприкасается с внешним миром. Активистыобсуждают, какие политические шаги им следует предпринять, а после совершенияконкретных действий происходит их оценка. Именно это произошло в декабре 2009г., когда в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии проходили массовые митинги,в которых участвовало несколько тысяч активистов. Затем последовали обсужденияна многочисленных форумах; в этих дискуссиях постоянно участвовали сами этиактивисты. Обсуждения сопровождались публикацией видеоматериалов и фотографий,запечатлевших эти события. Таким образом, Интернет в каком-то смыслеосуществляет связь между теорией и практикой.
www.elot.ru – это один из ведущих веб-порталов, форум которого очень популярен средичеркесских активистов.
Никто нарочно нестремился к тому, чтобы Интернет в черкесском активизме нового образца приобрелнастолько важное значение: это произошло в силу необходимости. Это нецентрализованный процесс: он состоит из независимых течений, проходящих как наКавказе, так и в сообществах диаспоры. Пожалуй, уместно провести некоторыепараллели между распространением печатных технологий в XVI в. (БенедиктАндерсон в книге «Воображаемые сообщества» называет это «печатнымкапитализмом») и Интернетом в XX и XXI вв.: в обоих случаях эти процессыспособствовали низвержению гегемонии в области информации. Непрекращающийсяпоток информации, которая прежде была прерогативой образованного меньшинства,стала достижимой для массового читателя, а потенциальная аудитория новых идейрасширилась. Для черкесских активистов Интернет стал уникальным шансомобратиться к массам. Можно предположить, что, пока СМИ в России испытываютюридическое, финансовое и административное давление, Интернет и дальше будетиграть ключевую роль в черкесском активизме.
Доктор Зейнел Абидин Беслени (Zeynel AbidinBesleney) – сотрудник Школы восточных и африканских исследований Лондонскогоуниверситета (School of Oriental and African Studies, University of London). Онзанимается черкесскими национальными движениями на Северо-Западном Кавказе и вдиаспоре.