За 10 лет существования «Тион» прошел путь от «гаражного» стартапа до группы компаний, обеспечивающей полный цикл создания современных высокотехнологичных продуктов в области умной и энергоэффективной вентиляции, очистки и обеззараживания воздуха, а также предоставляющей услуги по анализу состава жидкостей, газов и аттестации чистых помещений. О том, каким был этот путь, о сложностях и дальнейших планах развития резидента Кластера энергоэффективности Фонда «Сколково» мы поговорили с Владиславом Салимгареевым, генеральным директором «Тион Корпоративные решения».
От мочалок до воздухоочистительных установок по всему миру
Первоначально компания «Тион» в виде «гаражного» стартапа была основана в 2006 году в новосибирском Академгородке, и с 2006 по 2010 год велись научно-технические разработки, сосредоточенные на очистке и обеззараживании воздуха. «Мы искали решение, которое поможет сделать новую технологию, – вспоминает Владислав. – Сначала мы хотели сделать что-то такое же, как у всех, но потом поняли, что просто скопировать и улучшить не получится – результат нас не устраивал. И поэтому решено было начать с начала, с технологии. Так и появилась технология «Тион», которая стоит во всех наших медицинских приборах».
Владислав Салимгареев
В поисках нового технологического решения разработчики даже создали дефицит натуральных мочалок в Новосибирске, ознаменовавший «мочалочный этап», рассказывает Владислав: «Мы сидели и, выбирая технологии, ломали голову, какой же материал найти для того, чтобы он не разлагался ультрафиолетом, и придумали: точно, есть же растительные материалы! И как раз подошла натуральная мочалка. Это было в 2008 или 2009 году: как составляющую часть фильтра использовали мочалку, на которую потом наносили специальный реагент. Потом, конечно, мы пошли дальше и технологию полностью заменили на промышленную. Но все же, как в фильме «Олигарх», где у одного из главных героев на стене висит веник в рамочке – то, с чего он начинал бизнес, – мы могли бы у себя на стенку в рамочку и мочалку повесить».
За последние шесть лет «Тион», покорив российский рынок медицинского воздухоочистительного оборудования, начал активно продавать свою продукцию, в том числе для домашнего использования, за рубеж. Сейчас оборудование компании эксплуатируется более чем в 700 медицинских учреждениях России и стран СНГ, поставляется в 24 страны мира. Собственные офисы продаж открыты в Евросоюзе и Китае.
«Рынок был выбран неслучайно: мы были (и остаемся) амбициозными, и поэтому начинали с медицины, – подчеркивает Владислав. – Во-первых, потому что на рынке медицины ничего интересного в данной области не было, а во-вторых, это был вызов для нас: если мы сможем сделать продукт для медрынка, где действуют самые суровые нормативы, значит, мы сможем поставлять в любую отрасль».
Составляющими успеха и залогом роста «Тиона» Владислав считает команду, правильно поставленные цели, а также сочетание финансового и «продуктового» роста. «Первое, без чего не обходится ни один проект, – это команда. Штат разработчиков расширяется с каждым годом, и большинство старожилов и сейчас с нами. Они сделали действительно классный продукт. Но просто сделать продукт недостаточно, поэтому второе, но не менее важное в бизнесе – продажи. Здесь подобралась команда блестящих специалистов, не покривлю душой, если скажу, что у нас очень сильная «продажная» часть. Наверно, секрет успеха заключается еще и в том, что, помимо задачи заработать денег, у нас была задача сделать что-то такое, о чем потом не стыдно будет сказать “Это мы сделали”», – отмечает Салимгареев.
Трудности рынка
По мнению Владислава Салимгареева, инновационный продукт сталкивается с одинаковыми трудностями как на российском, так и на международном рынках: инертность мышления и необходимость соответствовать нормативам.
«Когда ты приносишь кому-то инновационный продукт, который работает иначе, нежели то, чем уже наводнен рынок, то у тебя есть как минимум одна серьезная проблема – инертность мышления людей, поэтому надо быть хорошим переговорщиком и разбираться в вопросе, чтобы все объяснить: где-то на пальцах, где-то – обложившись формулами и испытаниями, – уточняет Салимгареев. – Но есть в этой ситуации и плюсы. Инновационный продукт на порядок лучше того, что уже есть на рынке. Тут счет идет не «на 15% эффективнее/мощнее/производительнее», а «раньше вы с этим просто смирялись, а теперь перед вами стоит решение ваших задач». У такого продукта есть фишка, драйв, о нем хочется рассказывать всем и постоянно, так что у инноваторов может быть недостаток друзей (смеется). Так что, с одной стороны, продавать инновационный продукт просто, а с другой – сложно, но очень интересно. Отдельный вопрос – отрасли, которые регламентируются нормативами, ведь нормативы прописываются под существующие технологии, а ты приходишь с чем-то неведомым, но очень эффективным. Дилемма? Эту проблему всех инновационных продуктов мы успешно решили, поскольку нацеливались на то, чтобы соответствовать всем нормам сразу. Это было непросто, но все получилось, и мы, внезапно для самих себя, оказались единственными на рынке, кто соответствуют всем нормам одновременно».
При выходе же на зарубежные рынки приходится учитывать их специфику. Например, европейцы, в отличие от большинства россиян, уделяют большое внимание проблеме энергопотребления. В то время как в Китае рынок уже хорошо развит, и люди неплохо разбираются в системах очистки воздуха. Они вынуждены в этом разбираться, так как Китай топится углем, что негативно сказывается на экологии, и те параметры, о которых потребители в России еще не знают, китайские – требуют, что мы учитываем в наших разработках.
О Фонде «Сколково»
«Сколково» – это определенный этап в жизни каждой компании, считает Владислав Салимгареев. Несмотря на то, что «Тион» старше «Сколково» и пришел в Фонд в качестве резидента «в зрелом возрасте», имея свой рынок и экспортные поставки, сотрудничество принесло ощутимую пользу: для бизнеса – в плане денег, для развития – в плане технологий и разработок.
«Роль Фонда «Сколково» велика. Благодаря этому знакомству мы получили лучшие финансовые возможности, налоговые послабления, а главное – через Фонд мы получили выход на крупных коммерческих и государственных заказчиков. Это работа «Сколково» – сводить большой бизнес и госкорпорации с инновациями, потому что все заказчики ищут пути снижения издержек и умеют считать деньги. Вот, например, скоро мы будем участвовать в конференции Startup Village, где покажем новый классный продукт, на который мы возлагаем большие надежды не только в России, но и в мире», – делится планами Владислав.
В «Тионе» рассматривают «Сколково» как хорошую площадку для обмена опытом, технологиями и активно развивающуюся научную среду. «Мы за создание среды, в которой не было бы конкуренции, а было бы доверие. Думаем, было бы здорово, если бы «Сколково» как среда научных разработчиков, бизнесменов и стартапов конкурировал, условно говоря, с Силиконовой долиной в Калифорнии, чтобы это была не конкуренция отдельных выходцев из этих сред, а конкуренция самих сред», – рассуждает о глобальной цели «Сколково» Салимгареев.
Выставки без стульев: московская BATIMAT Russia и HVAC&R в Пекине
Генеральный директор «Тион Корпоративные решения» предлагает оригинальный способ окупить участие в выставке – не ставить стулья на стенде: «Благодаря нашим идеологам продаж еще давно были сформированы определенные критерии работы, в том числе работы на выставках. Поэтому мы и там не похожи на других: если посмотрите, вы увидите, что на наших выставочных стендах нет стульев, все стоят. Наша сила в скорости распространения информации, нам некогда сидеть и пить чай, нам не нужны переговорные комнаты на стендах и прочие атрибуты «серьезных компаний». Наша серьезность в отношении: к своему продукту, к клиенту, к своим сотрудникам. Мы мало тратим на атрибуты, мы ценим только результат»
Для компании регулярное участие в выставках – не только возможностью показать себя, но и повод встретиться с партнерами. Так, в этом году на BATIMAT Russia «Тион» презентовал новый продукт, а в Пекине заключил крупный контракт на поставку бризеров Tion O2 и воздухоочистителей Tion Clever, а также встретился с партнерами из Индии, Кореи, Сингапура, Австралии, Саудовской Аравии.
Команда Tion на выставке в Пекине. Фото: tion.ru
«Китайская выставка была просто «бомбой»: мы подписали документы прямо на выставке, заключив крупный контракт на поставку. На нашем стенде – там присутствовал весь наш китайский офис во главе с Антоном Центаловичем – был полный аншлаг, – рассказывает Владислав. – Потому что, во-первых, на китайском рынке нет продукта, похожего на наш по соотношению «цена-качество» (есть либо совсем примитивные, либо дорогие, но качеством и функционалом все равно хуже наших, устройства); а во-вторых, никто не продает так, как мы. Выставка окупилась в разы. Кстати, на китайских выставках людей несравнимо больше, чем на российских, и внутренний рынок несравнимо шире нашего. Мы будем продолжать работать в Китае, потому что верим в него и как в рынок, и как в производственную базу».
Ожидается, что следующая выставка пройдет в Сингапуре.
Новый климатический гаджет от «Тион Умный микроклимат»
Стратегические планы компании «Тион» по развитию в потребительском секторе – «умный климат». «Мы должны покорить мир, ни больше ни меньше, потому что не видим никаких ограничений, кроме внутренних, – оценивает перспективы развития Владислав Салимгареев. – У нас есть продукт, которого нет на рынке. Если в свое время нам потребовалось четыре–шесть лет для того, чтобы захватить медицинский рынок, то потом мы создали бризер для частного рынка, который уже за два года стал самым массовым, вытеснив всех конкурентов. Сейчас же выводим на рынок абсолютно новый продукт».
Новейшая разработка «Тион» – удобная система, не имеющая аналогов, которая собирает данные о состоянии воздуха (температура, влажность, уровень СО2 в помещении, количество частиц различных размеров в единице объема воздуха) и управляет климатическими бытовыми устройствами разных производителей (бризер, кондиционер, очиститель, увлажнитель и т.п.). Контроль за системой можно осуществлять со смартфона через бесплатное мобильное приложение. «Потребители сейчас покупают очистители воздуха, приточную вентиляцию, увлажнители, нагреватели, озонаторы, мойки воздуха – то есть очень много всего. Как этим всем управлять? У нашего потребителя дома 2-4 климатических устройства, которые могут просто мешать другу. Как подружить увлажнитель и нагреватель, кондиционер и воздухоочиститель? Как, наконец, нажать одну кнопку, чтобы «стало хорошо»? Мы сделали устройство, которое может решать все эти вопросы разом, и покажем его серийный образец как раз на Startup Village в ”Сколково”», – анонсирует появление нового гаджета Владислав.
Спрос на воздухоочистительное оборудование «Тион» определяется экологической обстановкой и качеством разработок. «Климат в ближайшем обозримом будущем лучше не станет. В перспективе, конечно, хотелось бы, чтобы все-таки стал – не очень хочется того, что описано у фантастов, утверждающих, что наши потомки будут ходить в скафандрах и жить в герметичных боксах, но это огромный рынок. А еще у нас – отличный потенциал, классная команда разработчиков и продавцов, которые умеют разрабатывать, производить и продавать любые продукты. Мы добились успеха в России, и мы хотим откусить свой большой кусок пирога на мировом рынке», – оптимистично заявляет Владислав Салимгареев.
Мнение «Сколково»
Достижения «Тион» прокомментировал Николай Грачев, Вице-президент, Исполнительный директор Кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково». По его мнению, успешному развитию резидента способствовала правильно выбранная стратегия разработки продукта и его продвижения: «”Тион” – отличный пример, как нужно развивать hardware-стартап: очень правильный выбор рыночной ниши (рынок медицинского оборудования), в которой конкурентные преимущества продукта были наиболее востребованы; разработка продукта, отталкиваясь от потребностей рынка и уделяя должное внимание промышленному дизайну и комфорту пользователя; поэтапный выход на новые рынки и в новые сегменты. А в основе всего – команда, которая совмещает технические и коммерческие компетенции. Надеюсь, что в ближайшее время уже в Технопарке «Сколково» «Тион» сделает следующий рывок в своем развитии. А планы у команды очень интересные и амбициозные».