будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Наука 2.0
Июль 4, 2025
Аналитика

Дети мигрантов как вызов и ресурс

Мы публикуем стенограмму передачи «Наука 2.0»– совместного проекта информационно-аналитического портала «Полит.ру» ирадиостанции «Вести FM». Гость передачи – профессор, замдиректораСанкт-Петербургского филиала ГУ-Высшая школа экономики, профессор Европейскогоуниверситета, директор Центра социальных исследований «Хамовники» ДаниилАлександров. Услышать нас можно каждую субботу после 23:00 на волне 97,6FM.

Анатолий Кузичев: И вновь Борис Долгин, Дмитрий Ицкович и АнатолийКузичев в студии «Вести FM». Я напомню, что это совместный проект радиостанции«Вести FM» и информационно-аналитического портала «Полит.ру». Наш гость - вновьДаниил Александров, известный социолог, замдиректора по науке, профессорфилиала ГУ - «Высшая школа экономики» в Питере, профессор Европейскогоуниверситета в Санкт-Петербурге, директор Фонда поддержки социальных исследований«Хамовники». Борис, прошу вас, определите тему сегодняшней нашей беседы.

Борис Долгин: Она будет сильно отличаться от прошлой нашей темы – опроисхождении науки; сегодня мы будем говорить о такой острой проблеме, какмиграция, аккультурация мигрантов, основываясь на материале о детях иммигрантов.

Дмитрий Ицкович: И сразу же первый вопрос: почему дети иммигрантов– отдельная тема?

Даниил Александров: Это просто. Те, кто приезжает сюда работать илиуезжает работать, например, в Европу, не обязательно должны быть низкоквалифицированными.Это могут быть и высококвалифицированные люди. Например, наши учёные уезжают изРоссии на работу. Это иммигранты первого поколения, которые в относительновзрослом состоянии меняют место жительства, и они знают, что их ждёт другаястрана, другая культура, их ждут трудности. Они готовы встречать риски и менятьобраз жизни. Люди уезжают в другую страну; если здесь они не готовы былибраться за чёрную работу, то там они готовы на всё. Они приехали по своемувыбору - и потому готовы на всё. Дети приезжают не сами, дети – этонасильственные иммигранты. Это касается и детей, которые родились послепереезда.

Д.И.: Это можно объяснить довольно просто. Идёт ребёнок по улице, иего обзывают. Он не может относиться к этому «обзывательству» как к справедливому.И как он его объясняет? Я живу в другой стране, не в своей. Есть где-то страна,где меня не обзывали бы.

Д.А.: Но при этом одновременно есть и такое ощущение, что это егострана. Он же здесь родился или приехал сюда ещё совсем маленьким. Если ребенокприехал до пяти-семи лет, то он становится местным жителем, не будет от нихотличаться по языку.

А.К.: А язык – это главное отличие?

Д.А.: Да, не считая внешности, конечно. Язык стоит на втором месте.Если человек говорит так же, как вы, то вы его воспринимаете как своего. Этоверно для афроамериканских кварталов Америки. Дети – это не добровольная иммиграция,и потому социальные проблемы ими воспринимается очень остро. Они такие жеместные жители, как и мы с вами.

Д.И.: Но у них период на адаптацию совершенно иной.

Д.А.: Они именно в этом смысле местные жители. Они будут как-тодискриминироваться, как-то будут сегрегированны, так как в обществе всегдапроисходят процессы этнической, расовой сегрегации, без этого практически небывает. Дети из семьи иммигрантов идут не во все школы, они живут не во всехрайонах - это как раз то, что мы изучали. Можно предположить, что многиесоциальные напряжения, возникающие у молодёжи…

Д.И.: Маленькое дополнение. Знаменитые беспорядки современной эпохи- это феномен как раз не иммигрантов, а детей иммигрантов. Это не приехавшиетурки бушевали, это были их дети.

Б.Д.: Скорее даже не турки, а арабы.

Д.И.: Это не так важно.

Д.А.: Моя любимая история, которую рассказали мои коллеги, - о том,что происходило некоторое время назад, не знаю как сейчас. Это анализ результатаопроса детей образованных эмигрантов, приехавших из России в Израиль. Там былстатистически очень большой процент детей, которые отказывались получать высшееобразование. Объяснение было только одно: «Если наше образование здесь никак неценится, то зачем я его вообще буду получать?» Они становятся какими-тосвободными художниками, свободными работниками, в массе своей заняты навременных работах. Мои коллеги посмеивались и говорили: «Судя по всему, увнуков иммигрантов будет очень большой процент учёных». Так как дети этих детейбудут воспитываться интеллигентными бабушками, вышедшими на пенсию,иммигрировавшими много лет назад.

А.К.: Понятно.

Д.И.: Образование воспринимается  как большая ценность.

Д.А.: У разных поколений иммигрантов разные проблемы, государство иобщество должны с пониманием к этому относиться. Одно дело – приехавшие исейчас работающие, другое – дети, которые приехали в 16 лет, дети, которые здесьродились или приехали до семи лет, а третье – выросшие внуки. Это разные люди,с разными амбициями, притязаниями и обидами, возникающие из-за того, что ихпритязания и желания не могут быть встречены положительно.

Д.И.: И это очень важная вещь с той точки зрения, что это ненаучная, а обывательская ситуация. У нас есть демографические проблемы встране, ну - есть и есть. В принципе, позиция государства заключается в том,что нужно радоваться тому, что есть дети иммигрантов….

А.К.: Это экономическая проблема.

Д.И.: Да, есть самые разные проблемы. Мы должны были бы радоватьсялюдям, которые уже были агрегированы в нашу страну. Уже всё в порядке: ониучились в нашей школе, они прекрасно владеют языком, а с ними оказываетсяпроблем больше, чем с их родителями, которые на русском говорили с трудом.

Д.А.: Я не думаю, что с ними проблем больше. Просто они другие.

Б.Д.: Да, и с ними надо по–другому работать.

Д.А.: Есть мнение, что нужно привозить сюда трудовых мигрантов на полгода,без семей и селить их в рабочие городки. Они будут работать, восполнятьнедостаток рабочей силы, потому что нам не нужны социальные проблемы с ихсемьями и т.д. Это абсолютно ошибочная точка зрения, по моему убеждению и по моемуисследовательскому опыту. На самом деле, тогда мы получаем малоуправляемую,плотно замкнутую среду. Эти люди – временные, они не заинтересованы в том,чтобы сверяться с нормами местной жизни. Нам нужно больше людей, которыеприезжают к нам с семьями и детьми, так как дети и школа – это основнойинститут социального укоренения, интеграции иммигрантов в общество. Детиприехавших сюда людей идут в детские сады и школы, эти люди сюда приехалинадолго и всерьёз, они начинают здесь осваиваться, ассимилироваться, и школа -это главный институт интеграции и ассимиляции не только для детей, но и длявзрослых.

Б.Д.: Язык всё равно отличается, даже во втором поколении…

Д.И.: Это просто принципиально другая языковая ситуация, котораяможет быть, вообще-то, и позитивной. В Болгарии в советские времени лучше училиязыки, потому что изначально были мультилингвальными, выросли сразу вмногоязычной среде.

Д.А.: Язык зависит от социальной среды. Существуют семьи, гдеговорят на родном языке, семьи, где говорят на родном и русском, и семьи, гдеговорят только на русском. Даже если у родителей есть трудности с языком, оникак бы учат язык через детей. Есть даже статистика, которая говорит о том, чтодети, живущие в семьях, где говорят только на русском, по гуманитарнымпредметам учатся лучше, чем если в семье говорят на родном языке. А вот наалгебре и геометрии это никак не сказывается. Дети маленькие очень быстро учатязык, очень быстро теряют акцент. Известно, что акцент никогда не теряется после13-14 лет, т.е. если вы начали учить язык после 14 лет, то акцент останется,никуда не уйдёт.

А.К.: Я вот всё сижу и думаю по поводу вашей модели - она оченьлогична. Если мигранты будут жить в неких городках без семей, вы считаете, чтотак будет хуже. А для населения это и есть раздражающий фактор. Пока мы знаем,что они здесь живут временно, это одно, а когда они начинают сюда везти всехсвоих детей и жён, это совершенно другое.

Б.Д.: А так ли это? Когда это нечто, растворённое в большой среде,– это одна история, а когда мы сталкиваемся…

Д.И.: Это уровень абстракции, исследование и посвящено тому, каклюди себя чувствуют.

Д.А.: Давайте разобьём эту тему на два вопроса. Первый вопрос:какая ситуация представляется более опасной с точки зрения нарушения разногорода общественных норм? Потому что если 18-летние парни приехали на заработкина три месяца, их поселили вместе, составив однородную группу, - получитсявеселая криминальная среда. Это особенность социального поведения однороднойгруппы, поселённой в определённые условия.

Д.И.: Простой армейский пример. Достаточно надеть на людей форму, иэто будет уже другая среда.

Д.А.: Это нужно понимать. Нам кажется, что это проблема иноэтничныхгрупп, приехавших к нам сюда, а на самом деле часто это связано с тем, что мысоздаём какие-то искусственные социальные группы, в которых теряется обычнаянормативность. Кажется, что если это молодёжь, и к тому же временная, то она будетдержаться за работу, будет жить отдельно в общежитиях – и все тогда будетхорошо. Действительно, такой эффект есть. У нас в городах существует этническаясегрегация, которая совмещена с сегрегацией  социальной. Мы обнаружили простую вещь – детимигрантов из разных стран у нас концентрируются в небольшом количестве школ. Вспециализированных школах с уклоном в английский или математику, в лицеях игимназиях – их очень мало, а в обычных школах их довольно много. 12-15% - этонормальная доля в средних школах. Как говорит один из учителей в этой школе: «Понимаете, мы же всегда обслуживали такую категорию людей. Всегда приезжалисюда мигранты на заводы работать. Только раньше их называли лимитчиками, и ониприезжали из российских районов. А сейчас они приезжают не только из российскихрайонов. В нашу школу не ходили дети директоров, начальников цехов - наша школавсегда была рабочей школой. Сейчас мы имеем школу, в которую ходят дети бедныхи трудных городских слоёв, и сюда же попадают дети мигрантов».

А.К.: Возникает дополнительная опасность, когда мигрантов селят втакие общежития: возникает концентрированная среда, и в школе детей мигрантовоказывается, условно говоря, 50%. Это создаёт проблемы.

Д.А.: Пока такое происходит только в тех школах, где это делаетсясознательно, то есть в школе создаётся национальный компонент. Русские родители,записывая своего ребёнка в школу, часто спрашивают: есть ли в школе нерусскоязычные дети, т.е. дети, у которых русский не родной. И если таких детеймного, то своего ребёнка туда не будут отдавать. Мы опрашивали родителей, какуюшколу они бы предпочли. Обычно сначала говорят, что это не важно, а потомвсё-таки проговариваются, особенно если их не спрашивают в лоб. Полезно в этомсмысле наблюдать за тем, как родители разговаривают с учителями на дне открытыхдверей.

Родители детей-мигрантов тожеэтим интересуются, но по-другому: они хотят, чтобы в школе не было очень многодетей одной этнической группы. Они ищут школы, в которых учится 10% детеймигрантов, и отдают туда своих детей, чтобы дети хорошо говорили по-русски.Родители очень ориентированы на образование детей, и дети тоже ориентированы наобразование. Мы были поражены тем, как много детей мигрантов хотят продолжатьобразование после школы. Они хотят продолжить дело родителей. В качествепрофессии они предпочитают силовые структуры или медицину, т.е. хотят иметькакую-то власть. Девочки, так же как и мальчики, готовы идти работать. Эта темаважная. Пока непонятно, что будет дальше, будут ли девушки работать или сидетьдома. Если семьи городские, то преобладает ориентация на то, чтобы женщины работали,если семьи деревенские - чтобы не работали. Один из самых  сильных факторов, определяющих мобильностьребёнка, – образование и профессия матери. Мать важнее в этом отношении, чемотец, для всех этнических групп и всех стран, в которых это изучалось. Потомучто это передаётся в раннем детстве. Мы продолжим это исследование, потому чтотема очень важная, нужно за этим следить, этим действительно надо заниматься.Появляются новые идентичности. Например, есть армяне и азербайджанцы, они объединяютсяи  говорят: мы кавказцы, мы другие. ПредставителиЦентральной Азии и азербайджанцы говорят, что они мусульмане. И таких примеровмного. Эти идентичности формируются исходя из того, какой контингент сложился вшколе, в общем, случайным образом. С этим тоже надо работать.

А.К.: Спасибо вам за интересную беседу. А мы встретимся снова черезнеделю. Сегодняшнюю беседу хочется закончить чем-то возвышенно-толерантным. Мыже гораздо ближе друг к другу, чем это может показаться. Наши соотечественники,рассказывая о своём отдыхе, говорят: был на отличном курорте, там вообщерусских нет. Всё. Мы прощаемся на неделю, до встречи.

См. также:

  • «Наука 2.0» с Даниилом Александровым. Еще раз о «нормальной жизни»
  • Даниил Александров. О нормальной жизни и мещанском обществе
  • «Наука 2.0» с Даниилом Александровым. У колыбели науки
  • Даниил Александров. Миграция в современной России
  • Даниил Александров. Ученые без науки. Институциональный анализ сферы
  • Даниил Александров. Наука и кризисы XX века: Россия, Германия и США между двумя мировыми войнами
  • Даниил Александров. Места знания: институциональные перемены в российском производстве гуманитарных наук
  • Даниил Александров. Системная благотворительность

читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).