будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Аналитика
Щербина Татьяна

Двадцать первый век

Двадцать первый век
98_shch

XXI-й век –помимо того, что время действия (в написании – XXI век) - еще и идиоматическоевыражение, смутно означающее заключительный этап цивилизации, близость судногодня, окончания учебы с выпускными экзаменами и выдачей/невыдачей аттестата, сдвойками или пятерками. «Как же так, XXI-й век!» - восклицают, когда там или сям«опять двойка». Съездив в Ивановскую область, я вдруг поняла, что произошло вавгусте, почему прорвало нарыв – танками. Они вылезли не из десятка кремлевскихголов, а из миллионов российских.

В деревнепожилая женщина рассказывает мне про соседку: «Она никогда ко мне в дом незаходит, сколько ни уговаривала, только на лавочке сидим. Почему – не говорит.А тут вдруг призналась. Что вот побывала у меня однажды, а потом вернуласьдомой и не могла на свой дом смотреть: у меня, мол, такая красота, а у нее –помойка». Я поперхнулась: если это красота, что ж тогда помойка? Печьобвалилась, пол проваливается, крыша течет, из коммуникаций – одноэлектричество, иметь в доме мало-мальски хорошие вещи нельзя – украдут. Так чтоуют здесь создают пустые коробки из-под конфет, выставленные в серванте. «Воткакая некультурная женщина», - заключила моя собеседница. «Почему некультурная?– удивилась я. – Просто не хочет расстраиваться». Сказала и сама поняла: почтидвадцать лет россияне ездят «за бугор», который и бугром перестал быть,сгладился, ушли из языка «фирмА» и «импортное», хотя машины не перестали быть«иномарками». Возвращающегося из поездки уже не спрашивают: «Ну как ТАМ?» и«Что они о нас думают?». Была радость: как колумбы, открыли для себя мир,повосхищались красотами, потрогали древние камни, побродили по мифическимКолизеям и Елисейским Полям. Так моя собеседница и сказала: «Я бы радоваласьчужой красоте. А она завидует». Но в какой-то момент произошел переходколичества в качество. У той соседки он произошел сразу. Потому что – именночто – некультурная: увидев лучшее, она осознала собственное убожество. А никтоне хочет чувствовать себя убогим.

Российскийпутешественник эволюционировал от нищего дикаря до равного: также одетого,научившегося себя вести «цивилизованно» (в начале 90-х советские людипроизводили жутковатое впечатление) - произошла интеграция. Русские стали дажевысокомерны: у нас вон хаммеры сплошные, а в Париже мелочь какая-то ездит,Москва – самый дорогой город мира, и по количеству миллиардеров мы впередипланеты всей. Это с одной стороны. И это москвичи по преимуществу: вернулисьдомой – ну воздух плохой, пробки, зелени мало, новодел сплошной (супротивдревних камней), но в принципе-то – вполне! Тот же, кто накопил денег на поездкув какую-нибудь Флоренцию, а потом вернулся в свой ужастик с хрущобами иразбитыми дорогами, посмотрел свежим взглядом на пропитые лица соседей – он чтодолжен чувствовать? Он-то думал, что флоренции сами строятся и деревни самирасцветают, только дай команду «сверху», он-то считал себя равным, таким же, агде ему искать подтверждения собственного достоинства, значимости, кроме как в«силе», «мощи» - то есть, в Кремле, который распоряжается танками, ядернойбомбой, нефтью и газом, а стало быть, может всех этих королев красоты и королейцивилизации поставить на колени. «Россия встает с колен» - это просто эвфемизм,означающий: «Мы можем поставит на колени весь мир». Потому что больше мы ничегоне можем.

Когда из самогоКремля жителю ужастика сказали, что Запад - наш враг, он возрадовался. Он недолжен больше страдать от сравнения высокой цивилизации со своим засраннымподъездом и сортиром во дворе. Он ведь долго надеялся на то, что мы ещеподнажмем (вернее, они там, в Кремле, поднажмут), и будет у нас всё такое жеили лучше. В какой-то момент настал момент истины: у нас никогда такого небудет. Страна – это люди. А у нас – дефицит людей. Были крепостные при царях,крепостные при коммунистах, а свободными, с собственной землей и собственнымделом, стали недавно, но было ли оно нам надо? Преуспели лихие люди, те,которые и прежде были активной частью населения, просто их переименовали, изспекулянтов в челноков, из влксм и кгб в зао, ооо, оао, чоп, многих постреляли,посадили, не верившие в грядущий расцвет России уехали, остальные вообще непоняли, что с этой свободой делать. Чтоб росли культуры, а не сорняки, нужныстолетия незыблемости частной собственности. Только она порождает уверенность втом, что эта земля, дом, ферма, страна – твои. Что не придет новый начальник,новый бандит, и не отнимет у тебя все. Только тогда имеет смысл улучшать,вкладывать, заботиться, усовершенствовать, сохранять – для детей, внуков иправнуков. А для чужого дяди – не имеет.

Отсчет этимстолетиям мог начаться в 1992 году: Требовалось простое: продать родину всем ееобитателям задешево, что и было сделано. Сделано, по всеобщему признанию,плохо. Как можно было сделать хорошо – не знаю. В стране, где у большинствасобственности не было никогда, даже при царе Горохе, где «слуги народа»привыкли, что по умолчанию все принадлежит им, где территория необозрима, анаселяющие ее народы не сошлись вместе, а были силой утрамбованы в одногосударство. Это модель специфическая, железную хватку нельзя ослаблять ни наминуту, иначе все разбегутся. Вот и разбежались. Россияне обиделись – от них жеубежали, и ведь кто убежал? Те, кого привыкли считать унтерменш – хохлы, чурки,чухонцы, косоглазые. «Высшие» оказались врагами, поскольку не удалось запятнадцать лет стать такими же – вначале думали, что у нас недоставало всеголишь «их» товаров, а оказалось, что всей их истории, с фермами, замками,ремеслами, передававшимися из поколение в поколение тысячу, пятьсот, тристалет. Во Франции про то, что возникло начиная с XVII века, говорят – «новое».

Как бы ниподелили в России национальное достояние, решив строить у себя Европу, этаточка отсчета должна была стать незыблемой. Когда Путин начал передел и отъемсовсем еще новорожденной собственности, стало ясно, что Россия так и останетсязыбкой страной, где реальность и мираж легко меняются местами. Убежавшиереспублики-колонии могли бы прибежать обратно: войти с Россией в союз,конфедерацию, блок, но от зыбкой почвы всегда хочется отойти подальше, болотаопасны своей непредсказуемостью. А уж когда на хохлов с чурками и чухонцамистали орать как на непослушных рабов, им и вовсе захотелось убежать на крайсвета, что они и сделали. Россия же, как и в начале XX века, зашла в тупик: намеченный послекраха СССР проект потерпел фиаско. Может быть, дело и не в проекте, а в том,что в «XXI веке» поздно начинать с нуля, и потому не будет здесь никогда твердойсобственности, твердых законов, и всё за всех будут решать несколько«силовиков». Соответственно, не станем мы вкладывать свою жизнь в эту землю,строить хорошие дороги, инвестировать себя в миражи. Как есть, так и есть.

Можно ничего незнать о демографии, но видно, как население съеживается, вымывается издеревень, вместе с дождями, размывающими грунтовые дороги. Была дорога плохая –потому что вела в плохое место, раз заросла бурьяном – значит, некуда ей идти,место списано. В деревне осталось три старухи. Мужики давно вымерли отпьянства, старухи по ночам трясутся от страха: обворуют, убьют. Все говорят:слишком много в России пустой земли – не заселенной и не обрабатываемой, вотзахватят ее китайцы, потому что им тесно. Но дело не в том, кому тесно. Нам –не просторно, нам еще теснее: земля выталкивает людей, и они ютятся вклетушках. Как же так - необозримые пространства, а обжить не получается!Живущие здесь люди слабее земли, они не могут с ней сладить, она прогоняет –они бегут. Как если б земля была собакой, которая не признает в человекехозяина. Ее не приручили, и она скалится, насылая тучи комаров, слепней, ос.

Я эту деревнюзнаю давно. Не была два года, вижу – она умирает, а в округе появились признакижизни: комбайны, поля, засеянные чем-то непонятным, на вид – низкорослые злакипополам с сорняками. Появилось штук двадцать коров вместе с фермером («не наш,черномазый», - объяснили мне), стадо козлов, которое я встретила по дороге.Надо бы обрадоваться позитивному сдвигу, но это если сравнивать с Африкой, аесли - с деревнями и ландшафтами любой европейской страны, то сдвиги неприблизили к ним ни на йоту. Когда перестали загонять в колхозы, сельскиеместности превратились в старого бомжа. Не стало никакого хозяина: ни помещика,ни Кремля, а на вопрос, станут ли люди сами хозяевами своей земли, ответа непоступало слишком долго. Наконец, он пришел: хозяин прежний - Кремль.

В российскойглубинке нельзя поверить в тот самый «XXI-й век». Здесь скорее поверишь безумнойсказке Носовского-Фоменко, что никакой истории не было: иначе она оставила быследы. Здесь ее и в самом деле не было, и Ленин-памятник, Путин-в-телевизоре дасвятые на иконах – это и прошлое, и настоящее одновременно. Город Шуя, вкоторый я направилась после двух дней в деревне, показавшихся мне вечностью,стал гораздо лучше, чем был все эти годы: отремонтировали центральную площадь,открыли супермаркет, кофейню и гостиницу. Смотрю, радуюсь, но внезапновспоминаю: восемь лет назад Шуя и Хургада выглядели примерно одинаково.Москвичи к местным египетским «чуркам» относились с нескрываемым презрением. Впрошлом году Хургаду я не узнала: почти Лазурный берег, а местные и вправдудиковатые жители преобразились вместе с настроенными ими дворцами дляиностранных туристов, ну и поучились у них кое-чему. Бежали за XXI-м веком совсех ног. В Шуе, старинном русском городе, время остановилось много вековназад. Пожилые женщины ходят по улице в халатах и тапочках: а какая разница?Мужчины и женщины помоложе крепко пьют. Кто мог – уехал в крупные города. Вгородах этих все теснее и теснее, да и в мире не осталось уголка, где не былобы русской диаспоры, а широка страна моя родная зарастает бурьяном. Вся надежда– на большую войну.

См. также:

  • Татьяна Щербина. О неразумном, недобром, невечном
Щербина Татьяна
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).