будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 1, 2025
Аналитика
Домбровски Марек

Егор Гайдар и его наследие

Внезапнаякончина Егора Гайдара 16 декабря 2009 г. стала неожиданностью для многих его друзей, в томчисле для меня, хотя я и раньше знал о том, что у него серьезные проблемы создоровьем. У меня была уникальная возможность тесно сотрудничать с ЕгоромТимуровичем на протяжении последних двадцати лет – и до того, как он пришел вправительство, и когда он стал сначала заместителем (в конце 1991 г.), а затемисполняющим обязанности (летом 1992 г.) председателя правительства, и после того, как онушел из правительства и вернулся в науку. Благодаря этому я могу пробовать охарактеризоватьего и как стратега, и как политика, и как ученого, и как частное лицо.

Многиеуже говорили и писали о его исторической роли в подготовке и проведениироссийской экономической трансформации в критический период 1992-1993 гг. Можнодо бесконечности продолжать дискуссию о том, насколько законченной ипоследовательной была «программа Гайдара» 1991-1993 гг.; почему так долгопришлось ждать некоторых ее результатов (например, макроэкономическойстабилизации или возобновления экономического роста); возможно ли былоосуществить российские реформы с меньшими социально-экономическими издержками(вероятно, да); и что бы следовало изменить, если бы команда молодыхреформаторов во главе с Егором Гайдаром и Анатолием Чубайсом смогли вновь войтив ту же реку (это так называемый «контрафактуальный анализ», но вдействительности этого не бывает).

Ялично несколько раз писал об ошибках, допущенных в начале девяностых в бывшемСССР и в России как при Горбачеве, так и при Ельцине, - из-за которыхэкономический переход занял больше времени и был, возможно, более болезненным,чем если бы этих ошибок не было. Под ошибками я имел в виду, например,запоздалую и замедленную либерализацию цен и объединение валютного курса; недостатокадминистративной демонополизации многочисленных горизонтально объединенных производственныхорганизаций, оставшихся со времен плановой экономики; слишком поздний распадрублевой зоны и неспособность Центрального банка России в 1991-1993 гг. контролироватьденежное предложение. Тем не менее, надо отдать должное команде Гайдара и емусамому: они с самого начала знали об этих проблемах, но у них были серьезные политическиеограничения, которые оставляли им мало пространства для маневра. Политэкономическиеусловия рыночных реформ в России были гораздо сложнее, чем в Прибалтике, Чехииили Польше. Кроме того, всегда проще критиковать апостериори, пользуясьпреимуществом ретроспективы, чем планировать радикальные политические шаги снуля, особенно если приходится вступать на неизведанные территории. Ни один изкритиков Гайдара в начале девяностых не мог предложить лучшего варианта. Такназываемые «альтернативы» выдавали в популистской манере желаемое задействительное, вместо того чтобы предложить некий последовательный иреалистичный проект, который помог бы российской экономике преодолетькатастрофический коллапс 1989-1991 гг.

Невзираяна все эти недостатки, благодаря решительным действиям Гайдара и Чубайса Россиясмогла порвать со своим коммунистическим прошлым в экономической сфере и заложитьоснование для современной рыночной экономики, - пусть даже в течение несколькихпоследних лет их достижения искажались новой волной бюрократическоговмешательства.

Следуеттакже отметить, что Егор Гайдар не перестал играть роль стратега после того,как он в январе 1994 г.ушел из правительства Черномырдина. В дальнейшем он в качестве экономическогоэксперта и будучи директором Института экономикипереходного периода помогал своим последователям в очередных  правительствах.

Помимоисторической роли экономического реформатора и стратега, Егор Гайдар играл ещедве общественно значимые роли: он был политиком и ученым. К сожалению, ни одиниз его политических проектов – ни «Демократический выбор России», ни «Союзправых сил» - не добился продолжительного успеха. По ряду причин ему и егодрузьям не удалось создать влиятельную политическую партию, которая бы отстаивалаидеи открытого общества и либерального капитализма. Во-первых, лично емуповредила репутация «врага народа»; разные популисты постоянно клеймили его зато, что его реформы обошлись народу слишком дорого. В том же обвиняли АнатолияЧубайса и прочих реформаторов 1990-х гг. Во-вторых, он никогда не был такимзакоренелым политиком, который готов сказать что угодно, лишь бы понравитьсяизбирателям, и без колебаний прибегает к популистским аргументам и обещаниям.Он был скорее высококвалифицированным технократом, который готов работать дляобщего блага, пользуясь своими профессиональными знаниями. В-третьих,либеральные и демократические силы в России (пожалуйста, не путайте их с «Либерально-демократическойпартией России», возглавляемой Владимиром Жириновским) всё время переживаливнутренние разногласия, а их лидеры постоянно соперничали между собой, и этоеще больше их ослабляло. Наконец, при путинском режиме все политические партии,кроме «Единой России», стали маргинальными.

Вотличие от деятельности на политической арене, научные достижения Гайдара нашлиотклик и далеко за пределами России. В 1991 г. он пришел в правительство из научныхкругов, как и многие другие реформаторы в Восточной Европе; но он был одним изнемногих, кому удалось благополучно вернуться из правительства к научнойработе. Собственно, его крупнейшие интеллектуальные достижения и наиболее известныекниги (такие, как «Государство и эволюция», «Аномалии экономического роста», «Долгоевремя», «Гибель империи», «Власть и собственность») относятся именно к томупериоду, когда он уже ушел из правительства.

Егопостоянное участие в стратегических разработках и продолжавшаяся доопределенного момента политическая деятельность не сказались отрицательно ни наинтенсивности, ни на качестве его научной работы. Его книги и научные трудыникогда не содержали искажений в пользу его политических или личных симпатийили антипатий, а также в пользу его убеждений; они не искажались иэгоцентризмом, как это часто бывало со многими нынешними или бывшимиполитиками. Он всегда уважал правила научной дискуссии. Он всегда был оченьоснователен и точен в изложении своих гипотез и выводов. Его книги и статьи написаныв популярной, доступной непрофессионалам манере, но они всегда соответствуютакадемическим стандартам и принципам. Его работы принадлежат к числу высококачественныхнаучных трудов, в отличие от пространных эссе и личных мемуаров, которые обычнопишут бывшие политики и стратеги. Единственное исключение составляет егоавтобиография «Дни поражений и побед», опубликованная в 1996 г.

Большинствоего научных трудов представляют собой сравнительно-исторический анализэкономических систем, институтов и стратегий. Пусть он обращался, в первуюочередь, к российской аудитории, но его выводы имеют универсальное значение. Оникасаются базовых вопросов экономического и социального развития и могут бытьполезны для ученых и политиков других стран. В его сравнительно-историческомподходе проявляется его междисциплинарная эрудиция и способность анализироватьпрактический опыт различных стран и институтов.

Говоряо наследии Егора Гайдара, помимо его личных научных достижений, отразившихся вряде книг и научных работ, необходимо отметить создание Института экономикипереходного периода (ИЭПП), одного из крупнейших и наиболее влиятельныхинститутов в Восточной Европе. За девятнадцать лет своего существования ИЭПП(который первоначально, с 1991 по 1993 гг., назывался Институтом экономическойполитики) провел множество важных политико-экономических исследований как вРоссии, так и на международном уровне, опубликовал большое количество работ ивоспитал ряд российских исследователей, стратегов и государственных служащих.Как и в случае с личными академическими достижениями Гайдара, научное значение ИЭППвыходит далеко за пределы российских границ.

Вчастной жизни Егор был скромным человеком, расположенным к людям и всегда сготовностью помогавшим друзьям. Он был очень обаятельной личностью с блестящиминтеллектом. Он навсегда останется в нашей памяти и в наших сердцах.

Марек Домбровски (Marek Dabrowski) –председатель Центра социальных и экономических исследований (CASE).

Домбровски Марек
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).