будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 30, 2025
Аналитика
Шепелева Ольга

Европейский аргумент

Европейский аргумент
ec

Европейский суд по правам человека признал Россию виновной вдискриминации ВИЧ-инфицированного и в нарушении его права на семейную жизнь. В Страсбургобратился гражданин Узбекистана Виктор Киютин. В 2003 году он переехал изУзбекистана в Орловскую область, где женился на россиянке. В 2004 году у нихродилась дочь. Чтобы жить вместе с семьей на законных основаниях, Киютин обратилсяв ФМС за соответствующим разрешением, но ему отказали. У Киютина былдиагностирован ВИЧ, а российские законы не разрешают ВИЧ-инфицированныминостранцам проживать на территории страны. Европейский суд счел такую ситуациюнеприемлемой.

Какие правовые последствия влечет решение по делу Киютина? Должнали страна пускать к себе людей с серьезными заболеваниями? Что означает это решениедля нашей миграционной политики? Чтобы ответить на эти вопросы, нужноразобраться, почему Европейский суд признал права Киютина нарушенными.

Приступая к анализу жалобы Киютина, Суд отметил, чтоЕвропейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не гарантируетиностранцам право обустраиваться в любой выбранной ими стране. Государства необязаны предоставлять любому право въезда или проживания на своей территории. Однаковласти должны учитывать значимость супружеских связей и отношений междуродителями и детьми. Это особенно важно, если семья не имеет возможностипереселиться на постоянное жительство в другое государство. Кроме того, миграционнаяполитика не должна строиться на дискриминационных принципах.

Выяснилось, что российское миграционное законодательство рассматриваетбрак с россиянами или наличие детей – граждан России, как основание для выдачиразрешения на временное проживание или вида на жительство. Однако в отличие отдругих иностранцев, право Киютина жить со своей семьей в России былоограничено. Причем единственной причиной такого ограничения стала его болезнь. Никакиедругие обстоятельства – например, образ жизни Киютина, возможность его жены идочери переехать в Узбекистан и пр. – властями при принятии решения нерассматривались.

Вместе с тем, не всякое различие в правах – дискриминация. Сточки зрения Европейского суда, дискриминационным является только такоеразличие, которое не имеет под собой объективного и разумного основания. Вводимыеограничения, во-первых, должны преследовать какую-то общественно значимую цель.Во-вторых, сам характер и тип ограничения должен быть таков, чтобы приводить кдостижению заявленной цели. Кроме того, устанавливаемое ограничение не должнобыть чрезмерным: реализуя одну значимую цель, государство не должно отрицатьили избыточно ограничивать другие существующие в обществе ценности.

В случае с Киютиным ценности семейной жизни былапротивопоставлена цель защиты здоровья населения. Европейский суд согласился стем, что охрана общественного здоровья является важной целью. Однако Судусомнился, что отказ выдать вид на жительство или разрешение на временноепроживание – адекватный способ ее достижения.

Суд отметил, что миграционные ограничения могут бытьдейственным способом профилактики эпидемий, если речь идет о легко передающихсяболезнях, когда практически любой контакт больного с другими людьми создаетриск распространения инфекции. Однако ВИЧ не передается через обычные контактымежду людьми. Заражение предполагает безответственное и рискованное поведениекак со стороны носителя инфекции, так и со стороны здоровых. Идея защититьсвоих граждан от ВИЧ путем ограничения въезда и пребывания в странеинфицированных иностранцев предполагает, что всякий иностранец будет вести себяненадлежащим образом, а все граждане страны откажутся предпринимать какие-либомеры по профилактике заражения. Достоверность такого предположения неподтверждается фактами, поэтому многие страны отказались от миграционныхограничений как от способа профилактики распространения ВИЧ.

Однако даже если предположить, что подобное ограничениедейственно, непонятно, почему оно применяется избирательно. Россия неограничивает въезд и краткосрочное пребывание ВИЧ-инфицированных в страну, алишь запрещает им претендовать на длительное пребывание или постоянноепроживание на своей территории. Это подтвердил и представитель России вЕвропейском суде, по словам которого, Киютин мог беспрепятственно находиться встране в течение 90 дней, выезжать за границу и возвращаться к семье наследующие 90 дней. С точки зрения профилактики эпидемии, такой подход выглядитпо меньшей мере непоследовательным. Европейский суд указал, что стольпротиворечивые требования вызывают сомнения в том, что отказ Киютину в виде нажительство был вызван искренним стремлением защитить здоровье населения.

Суд также отметил, что отказ принимать на постоянноепроживание больных ВИЧ может быть в некоторых случаях оправдан экономическимисоображениями: больные могут создать серьезную нагрузку на системуздравоохранения, финансируемую за счет бюджетных средств. Впрочем, такая угрозаможет реально возникнуть только в тех странах, где иностранцы могутпользоваться бесплатными медицинскими услугами наряду с гражданами. В Россииситуация иная: по закону иностранец может претендовать лишь на экстреннуюпомощь, но не на полное бесплатное медицинское обслуживание. Соответственно, наложенноена Киютина ограничение не могло иметь экономического основания.

Получается, что исключение ВИЧ-инфицированного Киютина изчисла лиц, которые могут претендовать на получение вида на жительство, нельзясчитать адекватной мерой по защите общественного здоровья и экономическогоблагополучия страны. Следовательно, это ограничение – дискриминационно. Исходяиз этого, Европейский суд пришел к выводу, что права Киютина были нарушены, иназначил ему компенсацию в размере 15 тысяч евро.

Решения Европейского суда обязательны для исполнения. Причемобязанность исполнять их не ограничивается выплатой компенсации. Государствообязано принять меры, чтобы исключить возникновение аналогичных нарушений вбудущем.

Запрет, с которым столкнулся Киютин, закреплен в законе, тоесть с ним сталкиваются и могут столкнуться в будущем другие иностранцы,имеющие семью в России. В данном случае исполнение решения Европейского судатребует корректировки действующего законодательства. Это не означает, что закондолжен отменить все ограничения на въезд и укоренение в стране иностранцев илиц без гражданства. Требуется лишь уравнять в правах ВИЧ-положительных иВИЧ-отрицательных иностранцев, у которых есть семья в России.

Следует отметить, что сторонники таких мер есть и внутриРоссии. Задолго до вынесения Европейский судом решения по делу Киютина, нашсобственный Конституционный суд выражал сомнение в необходимости общего ибезусловного запрета на проживание ВИЧ-инфицированных иностранцев в стране. Летомпрошлого года с инициативой разрешить выдачу вида на жительство больным ВИЧ иностранцам,если их родные имеют российское гражданство, выступил Комитет по вопросамсемьи, женщин и детей Государственной Думы. Решение Европейского суда –дополнительный аргумент в поддержку подобных инициатив.

Автор - юристИнститута «Право общественных интересов» (www.pili.ru)

Шепелева Ольга
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).