будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 6, 2025
Аналитика
Аркибуджи Даниэле

G20 следует увеличить G-6 млрд

«Большая двадцатка» считается важным международным институтом. Ее решения могут определять, получите ли вы работу, рефинансируют ли вам ипотеку, дадут ли небольшой компании ссуду, а в бедных странах – будет ли у ваших детей кров и пища.


Действительно ли G20 стоит того, чтобы возлагать на нее столько надежд и так ее бояться? С точки зрения легитимности, совершенно не стоит. У нее нет ни наемных работников, ни штаб-квартиры, ни даже устава. Пособия по международным отношениям не содержат информации о том, как нам к ней относиться, потому что она находится где-то между международной организацией и более формализованной дипломатической традицией.


Вопреки названию, она даже не насчитывает 20 участников: их всего 19, плюс еще представительство от Евросоюза. Правительства-участники представлены от наиболее внушительных стран: как они сами часто напоминают, на их долю приходится 85% мирового производства, 80% мировой торговли и две трети населения планеты. Впрочем, это всего лишь количественные показатели, которые имеют мало отношения к легитимности. Бангладеш не входит в состав G20, несмотря на то, что его население в шесть раз превышает население Саудовской Аравии. Единственный представитель африканского континента – это Южная Африка. У «Большой двадцатки» нет логичных принципов и в вопросе о доходах: ВВП Испании, Ирана, Тайваня, Нидерландов и Польши превышает ВВП Саудовской Аравии, Аргентины и Южной Африки; и при этом первых не пригласили. Отсутствуют также и другие страны, имеющие ключевое значение для мировой финансовой архитектуры: Швейцария с ее банковской системой и Арабские Эмираты с их Фондом национального благосостояния.


Что об этом думает оставшаяся часть мира, представители которой не были приглашены на Саммит? 173 страны оказались вне игры и будут просто ждать, пока в Лондоне что-то решат. Мы говорим об одной трети населения планеты, и проблем у этой трети столько же, сколько у остальных двух, а зачастую и гораздо больше, - и при этом они лишены права голоса.


Можно возразить, однако, что это всё же лучше, чем «Большая восьмерка», в состав которой входят правительства всего лишь 14% населения планеты, причем все эти страны расположены на Севере. Можно утверждать, что если число стран-участников поднять до 192 (получив в итоге что-то вроде Генеральной Ассамблеи ООН на выездной экскурсии), то саммит был бы более представительным, но в то же время и неэффективным, потому что принимать действенные решения стало бы невозможно. В условиях кризиса, который ударил по финансовым рынкам, требуется мощный призыв. Он может исходить только от правительств, обладающих достаточным количеством ресурсов, чтобы гарантировать его реализацию. Но страны с тугими кошельками, кажется, не заинтересованы в том, чтобы обращаться к кому-то с призывами, - возможно, потому что у них нет полномочий действовать от лица всех стран.


Первоначально институт был задуман как способ очистить репутацию G8, как платформа диалога с мировым Югом, но затем он был вовлечен в межправительственную схему и теперь представляет интересы слишком противоречивые, чтобы их можно было свести к консенсусу.


В предварительном документе принимающей стороны британское правительство предостерегало против протекционизма и требовало, чтобы Дохийский раунд переговоров по реформе ВТО, наконец, был завершен, и как можно скорее, - впрочем, там не оговаривается, чем должны пожертвовать богатые страны в интересах бедных. Документ также призывал к повторному подтверждению целей, поставленных в рамках программы Официальной помощи в целях развития, - хотя ничего не говорил о способах и средствах. Единственным уточнением, свидетельствующим о том, что появление Барака Обамы в Белом доме несколько повлияло на сухой язык международных саммитов, стало упоминание о переходе к «низкоуглеродной модели экономики» (статья написана до открытия саммита и содержит данные о позициях к его началу – «Полит.ру»).


Что касается методов, они всё еще четко не выработаны; но G20, как отметил Уилл Хаттон, основательно переосмыслила повестку с учетом опыта предшествующих лет. Сейчас она призывает к усилению регулирования рынка, тогда как до этого долгие годы она отстаивала комбинацию «либерализация – приватизация – дерегулирование». Двадцатка, наконец, признает, что рынок может упасть и что необходимо более активное участие государства. Она призывает к реформе Международного валютного фонда и Всемирного банка, которая бы облегчила доступ к ресурсам и модифицировала относительные квоты. Она заявляет, что необходимо усилить оказание официальной помощи в целях развития, тем самым, поддерживая спрос.


Сами по себе все эти идеи верны, хотя и ни в коем случае не оригинальны. В самом деле, противники саммитов, неправительственные организации и независимые наблюдатели уже давно отстаивают точно такие же стратегии. Но они не обсуждались главами правительств и министрами экономики и не шли дальше плакатов, которые демонстранты держали под окнами зданий, где проходили саммиты. Если бы к этим идеям прислушались раньше, можно было бы избежать нынешнего финансового кризиса или хотя бы сократить его масштабы. Те же соображения высказаны в проекте совместного документа организаторов: «Важнее всего люди: нужно сделать так, чтобы наш ответ экономическому кризису основывался на демократическом управлении экономикой».


Будем надеяться, что технократы, которые посетят этот саммит, к настоящему моменту стали скромнее – хотя бы настолько, чтобы прочитать этот документ. Очень жаль, что никто из 35 000 протестующих, которые собрались в Лондоне к 28 марта, не смогут высказать свои идеи на самом саммите.


Неспособность G20 предложить какие-то решения в значительной степени есть следствие ее институциональной природы. Нельзя доказать, что между легитимностью и действенностью возможен компромисс. Если говорить об эффективности, то ключевая дискуссия будет вестись в рамках «Большой двойки»: с одной стороны, Соединенные Штаты со своими долгами, с другой стороны, Китай со своими кредитами. Но если что-то здесь пойдет не так, пострадают все остальные.


В мире, где международная политика была открытой и подотчетной, трудно себе представить саммит, занимающийся общими проблемами, но проводимый при этом вне демократической логики. Сейчас многие призывают не просто радикально пересмотреть бреттон-вудские институты, но и подвергнуть их тщательному анализу, который бы проводился выбранным напрямую международным парламентом (см., например, «Призыв к глобальному демократичскому пересмотру международных финансовых и экономических институтов», сформулированный Кампанией в поддержку учреждения Парламентской Ассамблеи ООН).


Когда мировой рынок еще пребывал в состоянии эйфории, Фрэнсис Стюарт и Сэм Дос предложили организовать Совет экономической безопасности ООН, сопоставимый по масштабам с политическим Советом безопасности. Члены такого института избирались бы от каждой страны-участника в зависимости от численности ее населения, доходов, потенциала и готовности способствовать финансовой стабильности.


Принципиальное расхождение между таким вариантом и нынешним состоянием «Большой двадцатки» состоит в том, что каждое правительство имело бы право действовать в интересах всех стран, а не только своей собственной. Как и в случае с Советом безопасности, такой орган основывался бы на Уставе, открытом принятии решений и находился бы в ведении постоянного секретариата. Мы также знаем из истории, что межправительственные организации бывают более эффективными, если они находятся под пристальным наблюдением граждан; и в таком институте следовало бы давать слово также негосударственным деятелям и избранным представителям.


Сейчас, когда кризис накрыл Уолл-Стрит и лондонский Сити, мы можем разве что надеяться, что участники саммита в Лондоне осознают: отсутствие демократии – это роскошь, которую мы больше не можем себе позволить. И, конечно, лучшим способом признать это было бы требование создать подлинную группу – «G-6 млрд».


Даниэле Аркибуджи – итальянский социальный мыслитель, директор Итальянского национального исследовательского совета в Риме, профессор инноваций госуправления и публичной политики Биркбек-колледжа Лондонского университета. В 2003-2004 гг. был приглашенным профессором в Лондонской школе экономики и политических наук; в 2004-2005 г. – в Гарварде. В июне 2006 г. получил звание Почетного профессора Сассекского университета. Аркибуджи является консультантом в Евросоюзе, ОЭСР, нескольких агентствах ООН и правительств нескольких государств. Он был руководителем многочисленных исследовательских проектов для Еврокомиссии и других международных организаций. В настоящее время занимает должность председателя экспертной группы Еврокомиссии по «Открытию европейского исследовательского пространства для других регионов мира».

Он написал несколько книг и более 150 статей для экспертных изданий. Среди недавно опубликованного книги: The Globalising Learning Economy «Глобализация изучения экономики» (Oxford University Press, 2001), где он был соредактором; и Debating Cosmopolitics «Споры о международной политике» (Verso, 2003), которую он редактировал. Последняя книга: The Global Commonwealth of Citizens. Toward Cosmopolitan Democracy «Всемирное гражданское содружество: на пути к космополитической демократии» (Princeton University Press, 2008).


Аркибуджи Даниэле
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).