будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Аналитика
Павлов Олег

Гармония по-татарстански

Гармония по-татарстански
madjani
Мечеть Маджани. Фото: wikipedia.org

Месяц назад, 7 января, православные в России отметили Рождество. В этот день я получил, как всегда, множество поздравлений – большая часть из них была от моих друзей и коллег татар. Так в Татарстане принято. Так было всегда.

Слово «толерантность» появилось в местном лексиконе всего несколько лет назад. Думаю, что большинство обывателей до сих пор о его значении только догадывается. О дружбе народов, каких-то взаимных усилиях в Казани обычно не говорят – так здесь живут, это само собой разумеющийся образ поведения, и, что, наверное, еще важнее, мыслей. Мне представляется это очень важным.

Казань даже в советские времена называли городом уникальным, переплетение двух культур – татарской и русской – здесь встречается на каждом шагу. Призыв муэдзина с минарета к молитве, сменяется колокольным звоном церквей. И это нормально, это никого не смущает, потому, что с этим здесь выросли. Сам я родился в Старо-Татарской слободе Казани, напротив моего дома была Бурнаевская мечеть. В то время она была закрыта. Единственная действующая мечеть на весь город существовала на соседней улице – мечеть Марджани. Но звуки азана (призыва к молитве) долетали и до нашего двора. Слышал я их и по дороге в школу. А следом можно было услышать звон с колокольни Никольского собора под кремлем.

Казанское ханство было присоединено к Московскому государству в октябре 1552 года, после того, как город взял русский царь Иван Грозный. С этого момента началось активное заселение края русскими. Помещикам выделялись земли и они переводили сюда часть своих крестьян из центральных областей страны. Первоначально, татары были выселены из основной части Казани, для них было отведено особое место. Именно здесь впоследствии сложились Старо-Татарская и Ново-Татарская слободы. Очень часто татар представляют в виде кочевников, лихих наездников перемещавшихся с одного пастбища на другое. Но это народ оседлый, много веков занимавшийся земледелием, с высочайшей культурой. Об этом говорит даже национальная кухня татар – основные блюда здесь куриный суп-лапша и невероятное разнообразие вкуснейшей выпечки. А традиционное сладкое блюдо чак-чак и вовсе является таким же национальным символом, как хлеб-соль у русских. У кочевников предпочитают мясо, хлеб они получали в обмен, его было мало и поэтому пирогов они не пекли.

Татарами, народ проживающий в месте слияния Волги и Камы, стали называть после завоевания этих земель в XIIIв. войсками хана Батыя – внука Чингисхана. И то не сразу. До этого времени здесь с глубокой древности существовало большое и процветающее государство Волжская Булгария. Вот это государство в 992г. и приняло ислам. Так на берегах Волги и появилось мусульманское вероисповедание. Ибн Фадлан, секретарь посольства Багдадского халифа Аль-Муктадира, оставил записки о своем путешествии сюда и по ним видно, что уже тогда существовали между русскими и булгарами теснейшие торговые и культурные связи. Позднее, после нашествия монголов, и Русь, и Волжская Булгария оказались в составе одного государства – Золотой Орды. Казанское ханство образовалось уже после распада монгольской державы в XV веке. Казань с начала XI века была западным форпостом края и постепенно увеличивала свое влияние, пока после окончательного разорения монголами Булгар, сюда не была перенесена столица. Вот ее и завоевал Иван Грозный.

С тех пор вот уже на протяжении почти 500 лет русские и татары живут вместе. Некоторые называют еще больший срок, включая в него всё время совместного существования в составе Золотой Орды – тогда выходит почти 1000 лет. Как бы то ни было, но за прошедшие века татары и русские прошли очень сложный путь к совместному сосуществованию и сегодня такое мирное сожительство является уже предметом гордости Татарстана – и русских, и татар, и всех кто на этой земле живет. Руководитель самого крупного казанского информационного агентства «Татар-информ» Леонид Толчинский, также полагает, что история взаимодействия разных культур здесь насчитывает гораздо больше 500 лет: «Народы в разной ипостаси, в разной соподчиненности, в разной диспозиции провели вместе – и как этнические группы, и как конфессиональные группы. Поэтому, по-современному говоря, схемы взаимодействия, взаимоуважения, взаимотерпимости они выработаны уже. Это не то, что Европа, которая в силу случайных обстоятельств оказалась наводненной большим количеством мусульманского населения – она не готова к этому. А здесь было слияние двух народов, которые еще в древности не могли уже разобраться, кто, когда раньше пришел на эти земли. Все переплелось». Действительно, татары – вторая по численности нация в России. Компактное его проживание обнаруживается по всей стране – в нижегородской земле, на Урале, в Сибири, на юге России.

Дания Тямаева, один из самых известных татарских журналистов, автор нескольких книг по современной истории районов Татарстана, полагает, что во многом это произошло благодаря географии. Достаточно обширные территории позволяли мирно сосуществовать. Регион был богат и лесами, и водными ресурсами, и пахотной землей. То есть люди друг другу не мешали. По мнению Д.Тямаевой, благодаря тому, что люди могли развиваться экономически независимо у них постепенно и менталитет выработался миролюбивый. И как следствие – добрососедство и взаимопомощь. Действительно, и русский крестьянин, и татарский находились, в целом, в одинаковых условиях. И тот же татарский землепашец видел, что его русский «коллега» живет ничуть не лучше, чем он сам. А такое положение уже закладывало основу для сочувствия и взаимной выручки. Недаром, во время бунта Емельяна Пугачева в конце XVIII века, татары приняли самое активное участие – то есть татарское население в простом русском человеке не видело врага, а если такой противник и был, то в лице представителей государства и помещиков.

Самым напряженным моментом во взаимном существовании можно считать время после завоевания Казани и примерно до правления императрицы Екатерины II. В этот период царское правительство время от времени предпринимало попытки насильственной христианизации татар. Особого успеха эта политика не имела. Даже при условии, что российское дворянство можно было получить, только приняв православие, татары не спешили менять свою веру. Зато они могли свободно торговать. Особенно со странами Востока – из Казани пути ведут и в Бухару, и в Индию, и в Персию, и в Багдад. При этом татарские купцы имели даже большие привилегии от правительства, чем их русские коллеги.

Не малую роль сыграли и национальные характеры татар и русских. В менталитете татар совсем нет агрессии. Они лучше уступят, отойдут в сторону, но агрессии постараются не проявлять. Дания Тямаева сама выросла в татарской деревне и рассказывает, что взрослые всегда учили детей поговорке: «Если в тебя бросили камнем, брось в него хлебом». Галия Мухаметшина переехала в Казань уже относительно недавно, в начале 90-х годов. Сама она родилась в деревне на юге Урала, в Челябинской области. Мухаметшина тоже вспоминает, как учили ее в детстве: «Мама говорила, если в деревню пришли чужие и ведут себя некрасиво, не спеши их осуждать – они, ведь тоже люди».

Проявленное терпение на протяжении столетий постепенно стало давать результат – менялось время и вместе с ним изменялись нравы. Императрица Екатерина II запретила попытки насильственной христианизации. Советская историческая наука представляла Российскую империю как «тюрьму народов». Но мало кто знает, что во времена императоров боевые медали для солдат печатались двух видов – с крестом для православных и полумесяцем для мусульман. Сейчас таких не делают.

В современном Татарстане такое же терпение проявляют русские. Среди высшего руководства республики вот уже 20 лет нет никого со славянской фамилией. Хотя в республике проживает примерно 45% татар и 45% русских, оставшиеся 10% приходятся на иные национальности. Но это скорее не проявление национализма, а фактор клановости и семейственности. Люди это понимают. Существует еще одна причина, по которой нетатарское население хоть и недовольно сложившимся положением в высшей власти Татарстана, но все же открыто не возмущается. Очень часто люди рассуждают так: у татар другой земли нет, это единственное их государственное образование в мире. К тому же мы все равно живем в Российской Федерации, где существует русское правительство. Так что ничего страшного в таком положении вещей пока нет. Критики такой позиции отмечают, что в федеральном правительстве, много татар. А министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев и министр экономики Эльвира Набиуллина даже занимают такие ключевые посты. Но превалирует все-таки первая точка зрения – пусть пока в правительстве республики только татары, это явление временное и является болезнью роста у народа впервые за полтысячелетия получившего высокую степень самостоятельности. К тому же, население знает, что в высших эшелонах власти все являются между собой родственниками в той или иной степени. И шансов занять значимый пост у татарина из другой семьи и у русского в этом случае совершенно одинаковые – то есть никаких. Какими бы талантливыми они не были, станут, в самом лучшем случае, первыми заместителями. И это тоже примиряет со сложившейся практикой. В тоже время известны случаи, когда русские, породнившиеся с правящей семьей, занимали относительно высокие должности в тех или иных структурах.

Поэтому на бытовом уровне нет ни национального чванства, ни каких-либо проявлений нетерпимости. «Все проходит, пройдет и этот этап» – рассуждают люди. А мы как жили дружно со своим соседом, так и живем. Моя бабушка говорила: «Самый близкий родственник – это сосед». Мама дружит с нашей соседкой Флюрой-апой (тетушкой Флюрой). Они постоянно выручают друг друга – рассказывают, где какие продукты дешевле, могут занять денег до пенсии, если такая надобность возникла, обменяться кулинарными рецептами. Да просто заскочить спросить соли, если вдруг внезапно закончилась. Ну и конечно бесконечные разговоры на все, какие только возможны, темы. Делить им совершенно нечего.

Еще одна особенность – в республике очень много смешанных браков. Культуролог Наталья Топал полагает, что это также способствует сближению двух культур – родственные связи тоже играют большую роль. «У меня сноха татарка, что я с ней воевать буду? – говорит Топал, – Может и народ (а я имею ввиду всех кто живет на этой земле) у нас какой другой – более грамотный, духовно развитый. К тому же человеческие качества от национальности не зависят. Я полно знаю подлецов среди русских, и замечательных людей среди татар. И наоборот». Действительно смешанные браки имеют большое распространение в Татарстане, и они играют серьезную роль в сохранении атмосферы добрососедства. И вот что удивительно, такие браки не приводят к нивелированию национальных традиций и культурной идентичности. Русская и татарская культуры, христианство и мусульманство каким-то чудесным образом переплетаются, при этом каждая продолжает существовать самостоятельно. Зато, например, русские родственники имеют возможность лучше узнать об обрядности татар, а татары о русских. Мы – как разноцветные нити в одной веревочке.

Если говорить о религиозной составляющей, то с начала 90-х годов прошедшего века она стала стремительно расти. В годы советской власти мечети пострадали заметно больше, чем церкви. Может потому, что они были, за исключением Казани и крупных городов, в основном деревянными и не сохранились. Церкви строили каменными и в советский период их использовали под хозяйственные нужды. Поэтому с возрождением религии в Татарстане так получилось, что больше строили мечетей. Церквей заметно меньше, многие надо было восстанавливать, а реставрация всегда дело более затратное, чем строительство нового здания. Сейчас в республике более 1000 мечетей и 272 церкви. Кроме того действуют католические и протестантские храмы, а также синагоги. Известны случаи, когда храмы – и мусульманские и христианские – восстанавливали всем миром. Русское население помогало возвести мечеть для исламских односельчан, а татарское – способствовало возрождению церкви. Это раньше села резко делились на русские и татарские, хотя и находились недалеко друг от друга. Сейчас все стали селиться вместе, и в одном селении уже можно встретить и мечеть, и церковь. Немаловажным является и позиция татарского мусульманского духовенства. Они всячески подчеркивают, что христианские святые имена являются почитаемыми и в исламе. Иисус Христос – это пророк Иса, а пресвятая Дева Мария – зовется Марьям. А Архиепископ казанский обязательно навестит своего коллегу имам-хазрата на праздник Курбан-Байрам. То есть идет взаимный поиск того, что объединяет, а не разделяет. К тому же и власти республики не только на словах провозглашают взаимоуважение народов, но и оказывают реальную поддержку. На стене возрожденного Раифского монастыря висит табличка с именами тех, кто пожертвовал на восстановление обители. Среди имен много татарских, включая и первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева.

В то же время, как считает специалист Исполкома Всемирного Конгресса татар Радик Муллагалиев, проблемы существуют: «Вновь возвратились местечковые интересы, вместе с ними и старые ценностные ориентиры, транслируемые через миссионеров и националистические центры. Сказать, что этого нет в республике, значить покривить душой. Все это есть. И экстремистские религиозные секты, и шовинистического характера националистические группировки. Но не больше. Как правило, они существуют благодаря зарубежному (в основном арабскому – О.П.) финансированию. При отсутствии такового деятельность подобных сект быстро сходит на нет. Население республики в основном вновь вернулось к традиционным верованиям».

Татарстан, это регион, где среди мусульман с XIX века распространен джадидизм – такое направление в религии, которое ставит своей целью просвещение и мирное сосуществование со всеми народами и конфессиями. В свое время джадидизм возник как противовес набиравшему распространение ваххабизму. И пока это направление в Татарстане остается приоритетным. «Восстановлены многие мечети и православные храмы, причем многие за счет средств самих прихожан. Изначально в этой деятельности отсутствовали какие-либо притязания на свою исключительность, наоборот, сильно желание создать единое духовное пространство. Государственные органы власти республики осуществляют системный мониторинг деятельности религиозных общин и способны своевременно оказывать необходимую поддержку», – говорит Радик Муллагалиев.

Вообще от власти, конечно, не всё, но многое зависит. Реальное, не на словах, внимательное отношение к национальному и религиозному вопросам, способствует установлению спокойной обстановки, не дает повода для нервозности. Это важное условие развития добрых отношений. К тому же без содействия властей невозможным было бы восстановление национального религиозного образования. Сейчас в Татарстане действуют Российский исламский университет и Православная духовная семинария.

Об этом также вспомнил руководитель агентства «Татар-информ» Леонид Толчинский. По его словам, он вот теперь точно понимает, в чем разница между Манежной площадью в Москве (где в декабре 2010 г. прошли выступления русских националистов) и Майданом (площадью) на любимом всеми местными народами татарском празднике Сабантуй. «Татарстан стал полиэтничным после двух мировых войн, когда сюда эвакуировались жители из Украины, Белоруссии, много евреев приехало. И вот Татарстан оказался территорией хорошо адаптированной к восприятию новых культур, впитыванию иных традиций и образа жизни – спокойно, без истерики. И что немаловажно здесь и управленческая культура была, и управленцы здесь были к этому готовы. Так вот эта культура среди руководителей республики получила преемственность и воспринята, в том числе, и современной элитой». Толчинский, подчеркивает, что чувство благодарности у людей, той же еврейской национальности, к которой принадлежит и он сам, и для которых Татарстан стал домом в лихом ХХ столетии, существует до сих пор. Многие народы с Западных районов нашли спокойствие на этой земле. «Мы разные, но мы же вместе», – заключает Л.Толчинский.

Я множество раз убеждался, что часто речь идет не о национальной традиции, а элементарной воспитанности. Приведу простой пример. У казанских татар всегда было принято такое правило – если подходит незнакомый человек, то немедленно переводить беседу с татарского языка на русский. Они считали невежливым говорить на языке, непонятным другому. К сожалению, большинство русских в республике татарского языка не знают. Наверное, потому что нет острой необходимости – русский язык на, примерно, 18% территории земного шара является языком межнационального общения. Полагаю, что и большая часть англичан, живущих в Шотландии, не очень владеет кельтским языком. И, тем не менее, большинство русских проживающих в Татарстане, считают обязательным знать хоть пару десятков слов на татарском языке. Хотя бы для того, чтобы поблагодарить человека его родным словом «Рахмат» (спасибо). Подобным образом люди пытаются выразить взаимное уважение друг к другу. Кстати, если говорить о языке, то великое множество слов в русский пришло из татарского языка. Базар, башка, деньги, майдан – это все слова тюркского происхождения, к языковой группе которых принадлежат и татары. В свою очередь, слушая татарскую речь, русские легко находят знакомые слова и термины, заимствованные из славянского наречия.

… В начале 90-х годов прошлого столетия Татарстан, как и многие регионы бывшего СССР, начала захлестывать волна национализма. Кульминацией стало многотысячное выступление, организованное националистами 15 октября 1991 года. Но даже тогда не было погромов, а призывы некоторых лидеров национального движения прогнать русских не нашли поддержки у основной массы населения. Постепенно страсти успокоились. С тех пор ничего подобного за последние 20 лет не повторялось. Республика получила высокую степень самостоятельности. И хотя в последнее десятилетие ее заметно поубавилось, но эта тенденция наблюдается по всей России. Сейчас те, кто выступает с агрессивными настроениями, продолжают оставаться маргиналами. В Татарстане пока царят мир и спокойствие. А на бытовом уровне, как я уже говорил, никаких трений никогда и не было. Здесь все надеются, что такое положение продолжится еще очень и очень долго.

И все же определенная тревога у жителей существует. Наблюдая за межнациональными конфликтами в других регионах, прежде всего на Северном Кавказе, население опасается, что ростки экстремизма могут прорасти и в Татарстане. Поэтому большинство людей желали бы скорейшего разрешения конфликтов, прежде всего мирным путем. Здесь также необходимо понимать, что у ислама в Поволжье и на Урале, и ислама кавказского были различные пути развития, между собой они до сих пор не пересекались. И хотя контакты различного уровня, конечно же, существуют, почти все известные мне татары, не хотели, чтобы сюда были экспортированы агрессивные настроения. И при этом, все однозначно выступают за скорейшее урегулирование межэтнических конфликтов, как в самой России, так и за ее пределами. Прежде всего, как гарантию сохранения мира и на земле Татарстана. Кроме того существует тревога за соотечественников-татар, которые остаются в проблемных регионах. В свое время, после развала Советского Союза, в Казань переехало много людей из Средней Азии и Казахстана. Эти люди помнят ужас погромов и гибельность возникавшей межнациональной вражды. Никто не хочет пережить это и на татарской земле.

Казань

Павлов Олег
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).