Вопрос о перспективе членства Украины в ЕС представляетсяцентральным как для современных международных отношений, так и для дальнейшеговнутриполитического развития этой молодой демократии. По крайней мере, таксчитают многие из представителей киевской политической и интеллектуальной элитыи, вероятно, имеют на то веские причины. В 1990-е гг. перспектива статьполноправным «членом европейской семьи» была очень важна для политического иэкономического развития как Центральной Европы, так и Прибалтики. Это былоглавной движущей силой быстрого перехода бывших тоталитарных государств в болееили менее либеральные демократии, которыми они стали сейчас.
До сих пор у Украины не было такого стимула к полнойдемократизации и эффективному государствостроению. ЕС занял довольно невнятнуюпозицию, которая зависит от того, что думают в Брюсселе, «мозговых трестах» иблизких к ЕС НПО. Некоторые из политических, интеллектуальных и экономическихлидеров ЕС говорят, что, хотя официального приглашения не было, «дверьоткрыта», и именно от Украины зависит, предложат ей членство или нет.Главенствующую ныне позицию можно охарактеризовать как «дверь ни открыта, низакрыта». Эта неточность преднамеренна: она позволяет отсрочить решениеболезненного вопроса - что делать с демократической по существу страной,которая полностью расположена на континенте и считает себя неотъемлемой частьюмногих общеевропейских традиций.
Наконец, немногочисленные «реалистичные» комментаторыполагают, что расширение ЕС закончилось на том этапе, когда в 2007 г. его членами сталиБолгария и Румыния; вероятно, в будущем можно будет сделать исключение длятаких стран, как Исландия, Норвегия, Швейцария и, пожалуй, даже для бывшихреспублик Югославии. Эти европейские «прагматики» соглашаются, что Киеву можнопредложить некое «привилегированное партнерство» - такая схема может вылиться вдовольно тесное взаимодействие между Брюсселем и Киевом. Однако во влиятельныхи консервативных политических и экономических кругах западноевропейских элитпреобладает мнение, согласно которому статус Украины и других стран вродеТурции, Молдавии или Грузии всегда будет ниже, чем полноправное членство.
Состав нового кабинета министров Германии был объявлен 7ноября. И этот состав позволяет предположить, что отношение к Украине станетболее определенным и дружественным. В течение следующих четырех лет – таковстандартный срок функционирования нового немецкого правительства – Украина,вероятно, получит возможность укрепить свое положение потенциального кандидатав члены ЕС. При наиболее благоприятном развитии событий в ЕС появится проукраинскаякоалиция. В состав такого альянса могут войти страны Центральной Европы,Прибалтика, Великобритания и Германия. Они, вероятно, смогут настоять на своеми склонить официальную позицию ЕС в пользу потенциального членства Украины.
Как и ожидалось, Гидо Вестервелле, глава экономическиправой и политически либеральной Свободной демократической партии (СвДП), былназначен вице-канцлером Федеративной Республики и ее министром иностранных дел.Он популярен среди немецких либералов, но малоизвестен на международной арене.Именно этот факт очень важен для отношений ЕС и Украины. СвДП – этоединственная немецкая партия, которая в своих манифестах и на европейских, и нанемецких парламентских выборах минувшим летом недвусмысленно заявила, чтоУкраина со временем сможет подать заявление на вступление в ЕС. Соответствующийпассаж гласит: «Ожидается, что в средне- и долгосрочной перспективе страныЗападных Балкан смогут вступить в ЕС. СвДП поддерживает такую позицию. Вотдаленном будущем это также относится и к Украине».
Конечно, и другие немецкие политики, в том числе новыйминистр финансов Вольфганг Шойбле, в разное время выражали сходные взгляды.Внешнеполитическая программа леволиберальной Союза 90/Партии зеленых (их лидерЙошка Фишер в 1998-2005 гг. возглавлял министерство иностранных дел Германии)предполагает возможность членства в ЕС для Украины и других европейских стран,которые сейчас не включены в список кандидатов на вступление в ЕС. Тем неменее, СвДП остается единственной в Германии партией, которая – пусть дажевскользь – особо подчеркивает вероятность того, что в будущем кандидатом навступление в ЕС может стать Украина.
С другой стороны, Германия, при всей своей влиятельности,- это лишь одно из 27 государств, определяющих внешнюю политику ЕС. Кроме того,после принятия Лиссабонского договора и создания МИД ЕС влияние национальныхминистерств иностранных дел (в том числе, немецкого) на общеевропейскуюполитику снизится. Еще не известно, какую позицию в отношении Украины займетновый министр иностранных дел ЕС.
Систему правления Германии называют «канцлерскойдемократией»; это значит, что основные направления во всех сферах – в томчисле, во внешней политике – определяет Ангела Меркель. Меркель – представительХристианско-демократического союза (ХДС), который занимает двойственную позициюв отношении вступления Украины в ЕС. Более того, позицию баварской сестры ХДС итретьего партнера в правительственной коалиции – партии «Христианско-социальныйсоюз» (ХСС) – можно назвать антиукраинской. Несмотря на тесные отношения междуМюнхеном и Киевом, манифест ХСС дает понять, что изо всех стран у Украиныменьше всего шансов на членство в ЕС.
Следует также отметить, что Украина сейчас не представляетсобой особенной проблемы во внешней политике ЕС или Германии; в частности, онанеактуальна для СвДП и для других партий. В конце концов, в Германии, как и впрочих странах, предвыборные манифесты не всегда в точности отражают то, чтобудет делать партия, придя к власти.
Таким образом, нельзя с уверенностью предсказать, что дляУкраины означает частичная смена состава в кабинете министров Германии иполитического курса страны. Тем не менее, даже короткое упоминание об Украине,вроде того, что появилось в официальном манифесте СвДП, необычно для такойразвитой демократии, как Германия. Статус партийного манифеста вышеиндивидуальных предпочтений партийных лидеров, пусть даже самых влиятельных.Манифест был совместно разработан и демократически одобрен избранными органамиСвДП; поэтому он сам по себе имеет вес (и может сам стать движущей силой).Возможно, Украина – это последнее, о чем сейчас думает Вестервелле. Но теперь,полемизируя с ним, и украинские политические лидеры, и западные проукраинскиеобщественные деятели смогут ссылаться на эту фразу в европейских и национальныхпредвыборных манифестах СвДП.
В новом коалиционном правительстве СвДП получила не толькоминистерство иностранных дел, но и министерство экономического сотрудничества иразвития. Это еще лучше для Украины, так как это министерство ведаетбольшинством немецких программ по зарубежной помощи, распространяющихся, вчастности, на Украину. Министром будет Дирк Нибель, который с мая 2005 г. по октябрь 2009 г. был генеральнымсекретарем СвДП; для многих наблюдателей его назначение стало неожиданностью,так как либералы требовали упразднить это министерство. Какими бы ни былиобстоятельства этого решения, у Киева в правительстве Германии отныне будет дваинституализированных партнера, возглавляемые политиками, которыепредположительно выступают за вступление Украины в ЕС в долгосрочнойперспективе.
Не в последнюю очередь, важно то, что Вестервелле невсегда будет новым лицом во внешнеполитических отношениях Германии, каковым онпредстанет в ближайшие месяцы или даже в ближайшие пару лет. Украинским лидерамследует учитывать, с одной стороны, что Меркель занимает прочную позицию вмеждународной политике и на европейской арене, а с другой стороны, что уВестервелле сейчас мало опыта во внешнеполитических делах. Это будет некотороевремя ограничивать его влияние в принятии решений и позволит Меркель в полноймере воспользоваться своей так называемой «политической ответственностью» дляопределения того, как должна вести себя Германия на международной арене.Впрочем, неизвестно, насколько дальнейшая восточная политика Меркель будетопределяться ее скепсисом в отношении Украины, как это бывало с ХСС, - теперь,когда Франк-Вальтер Штайнмайер (у которого были хорошие связи), ее бывшийминистр иностранных дел и последователь пророссийского внешнеполитическогокурса Герхарда Шредера, больше не входит в состав правительства.
Вполне возможно также, что в ближайшие месяцы Вестервеллебудет следовать советам бывшего министра иностранных дел из СвДП КлаусаКинкеля. Вероятно, ему также пригодится помощь со стороны легендарного бывшеговице-канцлера Германии и министра внутренних и иностранных дел Ганса-ДитрихаГеншера, одного из самых старших и опытных государственных деятелей в Европе,который в прошлом сам был главой СвДП. Он был одним из тех, кто помогВестервелле сделать партийную карьеру, и, вероятно, в ближайшие месяцы или дажегоды будет консультировать его по вопросам внешней политики Германии. Покрайней мере, у Вестервелле, видимо, будет возможность советоваться с Геншеромили даже пользоваться его помощью, если он столкнется с важной и труднойвнешнеполитической проблемой, и ему потребуется компетентная консультация.
Вестервелле не намерен пренебрегать внешнеполитическимкурсом ХДП. Он продемонстрировал это на прошлой неделе во времяпресс-конференции, когда его спросили, почему Нибель, его коллега из СвДП, сталминистром, ответственным за международное техническое содействие. Вестервеллеответил: «Нам <т.е. СвДП> важно, чтобы в министерстве экономическогосотрудничества и развития ни одно из направлений внешней политики нестановилось второстепенным». Это может свидетельствовать лишь о том, что егоконсервативные партнеры по коалиции расходятся в предпочтениях. Если этозаявление указывает на то, как будет вести себя СвДП во внешней политике, мы,вероятно, станем свидетелями значительных перемен во внешних связях Германии, ине исключено, что это скажется на изменении официальной позиции ЕС в отношенииУкраины.
Андреас Умланд (Andreas Umland) - адъюнкт-профессор Католическогоуниверситета в Айштетте (Katholische Universität Eichstätt-Ingolstadt).Занимается современной интеллектуально-политической историей России. Он один изредакторов журнала «Форумновейшей восточноевропейской истории и культуры», издаваемого кафедройновейшей истории Центральной и Восточной Европы Католического Университета.