будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Аналитика
Цагареишвили Нино

Грузинские политики исподволь разрушают конституцию

Со времен Революции роз вконституцию Грузии дважды вносили поправки. В 2004 г. поправки отразилиприоритеты президента: они наделили его практически неограниченнымиполномочиями в сфере законодательной инициативы; у него появилась возможностьраспускать парламент, назначать и смещать премьер-министра и членовправительства. В этом году в результате новых поправок, власть сосредоточиласьв руках премьер-министра.

Теперь премьер-министрможет ставить вторую подпись на президентских указах; возросли его полномочия вобласти международных отношений. У него появилось больше возможностей дляотстранения членов правительства от должности, и он может представлятьпарламенту государственный бюджет без предварительного совещания с президентом.У президента больше нет права законодательной инициативы. Теперь его функциясводится к тому, что в случае кризиса он играет роли нейтрального посредникамежду парламентом и правительством.

Благодаря последнимпоправкам парламент теперь играет главную роль в формировании правительства.Таким образом, можно сказать, что Грузия склоняется к системе смешанногоуправления. Тенгиз Шарманашвили, секретарь государственной конституционнойкомиссии, сказал: «Мы устали уравновешивать законодательную, исполнительную исудебную ветви». «Парламент будет полностью контролировать правительство, аправительство будет подотчетно парламенту. Но если парламент не сможетнадлежащим образом сформировать исполнительную власть, он будет распущен».

Но утверждение, что«парламент будет полностью контролировать правительство» спорно. Венецианскаякомиссия, консультативный орган Совета Европы по конституционным вопросам,считает, что модель отношений между парламентом и правительством,представленная в проекте конституции, нуждается в пересмотре. В итогепарламент попросили не устраивать голосования по поводу этого проекта до техпор, пока комиссия не опубликует свое окончательное заключение (15-16 октября).

«Полномочияпремьер-министра оправданны в том случае, если он подотчетен парламенту, апарламент может объявить вотум недоверия и выбрать нового премьер-министра», -сказал Томас Маркерт (Thomas Markert), секретарь Венецианской комиссии журналу“Resonance”. «В нынешнем проекте конституции эта процедура сильно усложнена. Вслучае, если президент возражает против отставки премьер-министра, для отставкитребуется 60% депутатских голосов; эту статью следует пересмотреть».

Согласно проектуконституции в нынешнем виде, премьер-министр останется у власти, даже если 51%парламентариев объявят вотум недоверия благодаря вето президента, котороеотменяется только 60% парламентских голосов. Говоря практически, членыпарламента вообще не смогут объявить вотум недоверия премьер-министру. Дажеесли бы они сделали всё так, как предписано, президент всё равно сможетвоспользоваться своим правом вето и предотвратить роспуск правительства. Онтакже сможет наложить вето на кандидатуру нового премьер-министра, даже еслиона будет одобрена большинством голосов. По словам Ираклия Кобахидзе, специалистапо конституционному праву, у такого положения «нет аналогов в конституционнойпрактике западных стран».

Для вотума недовериятребуется гарантированная поддержка 60% парламентариев. В случае еслиобъявление вотума недоверия не удастся, президент сможет распустить парламент,- отмечает общественная конституционная комиссия.

По мнению ТомасаМаркерта, «если в проекте конституционной поправки изменить условия длявынесения вотума недоверия, контроль парламента над правительством возрастет. Вэтом и состоит наша главная рекомендация».

Второепредварительное заключение Венецианская комиссия подытожила следующимобразом:

«Нет необходимости впроведении предварительного голосования, чтобы “запустить” процесс вынесениявотума недоверия; голосование должно быть только одно. 4 параграф статьи 81 (всоответствии с которым при повторном выдвижении одного и того же кандидатапарламент должен набрать три пятых голосов в его поддержку) не соответствуетобщей схеме распределения власти. Нелогично утверждать, что депутатамдостаточно поддержать премьер-министра двумя пятыми голосов, но при этомтребовать от него трех пятых голосов, чтобы отменить президентское вето,наложенное на вотум недоверия. Таким образом, президент получает слишком многовласти, власть парламента сокращается, а также уменьшается политическаяответственность премьер-министра, который должен быть краеугольным камнем вновой системе».

Главным демократическимнововведением проекта может показаться то, что парламент получит правоформировать правительство. Но в действительности полномочия парламента будутограничены. Дело даже не только в том, что в соответствии с предусмотреннойпроцедурой формирования правительства большинство не уполномочено назначатьпремьер-министра. Проблема еще и в том, что по истечении месяца требуетсявторой вотум доверия правительству.

Общественная конституционнаякомиссия также выражала опасение, что право крупнейшего политического собрания выдвигатькандидата на пост премьер-министра будет ограниченным. Комиссия утверждает, чтоесли коалиция будет сформирована после выборов, то она не сможет выдвинуть одногоиз членов парламента в качестве кандидата на пост премьер-министра. Она невидит смысла в том, чтобы по истечении месяца выносить второй вотум довериятому же самому правительству. Правительство утверждает, что это времянеобходимо для проведения консультаций и образования политического спектра. Наэто комиссия возражает, что семидневный срок, в течение которого нужновыдвинуть кандидата, можно увеличить до 14 дней. Венецианская комиссия также сподозрением отнеслась ко второму вотуму доверия к правительству и задаласьвопросом, какие цели это может преследовать:

«Есть риск, что из-заопции повторного вотума (вероятно, к тому же составу правительства, что ираньше) по прошествии месячного срока будут неоправданно затягиватьсяпереговоры, в том числе и закулисные – между разными политическими партиями».

Далее, существованиюпарламента в качестве независимого законодательного органа угрожают статьи 67 и81 в проекте конституции. Согласно этим статьям, парламент обязан по требованиюправительства рассматривать любой законопроект на особом заседании. Еслипарламент не принимает законопроект, правительство может предложить вотумдоверия. Если парламент в течение 14 дней не одобрит законопроект в одномслушании, то можно считать, что процедура объявления недоверия правительствууже началась. По словам государственной конституционной комиссии, парламент,таким образом, оказывается перед дилеммой. С одной стороны, он может принятьпредложенный законопроект и исполнить желание правительства; с другой стороны,он может отвергнуть законопроект и тем самым открыть процесс, который, скореевсего, приведет к его роспуску.

Есть еще два повода длябеспокойства о независимости парламента: 1) для внесения поправок в проектбюджета будет необходимо согласие правительства; 2) невозможно будет безсогласия правительства принять такой закон, из-за которого бы возрасталиправительственные расходы. Ассоциация молодых юристов Грузии (АМЮГ) высказаламнение, что оба эти положения посягают на законодательную функцию парламента.Общественная конституционная комиссия утверждает, что положение (1) отнимает упарламента издавна принадлежавшую ему роль в определении бюджета, так какпарламент будет бояться вотума недоверия и роспуска, а правительство, такимобразом, сможет навязывать свой бюджетный план.

Под угрозой оказалась инезависимость судебной власти: поступило предложение ввести трехгодичныйиспытательный срок для судей. По мнению АМЮГ, это полностью уничтожит ихнезависимость. С другой стороны, если бы их назначали пожизненно, их независимостибы ничто не угрожало. Пожалуй, следует обратить внимание на тот факт, чтопредложение ввести трехгодичный испытательный срок убрали из проекта, которыйгрузинское правительство представило Венецианской комиссии.

Парламентское меньшинствоимеет право учредить временную комиссию по расследованию; проект практическилишает его этой возможности. Для любого такого решения, пусть даже егоподдерживают 20% депутатов парламента, будет необходимо согласие парламентскогобольшинства. «Временные комиссии по расследованию – это эффективный инструмент,благодаря которому парламентское меньшинство получает парламентский контроль.Это право устранено в нынешнем проекте конституции», - говорит общественнаяконституционная комиссия.

Все упомянутые вышеположения оставались без изменений и после первого, и после второго слушания.Срок, в течение которого можно выносить вотум недоверия, сократили на двадцатьдней, но процедура неизменно остается сложной.

Второе предварительноезаключение Венецианской комиссии по поводу проекта конституции, переработанногопосле первого и второго слушаний, гласит: «Хотя власти Грузии учли некоторыепредварительные рекомендации Венецианской комиссии, парламент Грузии должендождаться окончательного заключения Венецианской комиссии и тщательно егорассмотреть, прежде чем принять окончательно конституционные поправки». Жаль,что центральные информационные каналы Грузии решили сосредоточиться на техрекомендациях, что были учтены, и проигнорировали те, которыми парламентпренебрег. «Прежде, чем утверждать, дождитесь итоговых рекомендаций»;«Желательно усилить влияние парламента»; «Срок для вынесения вотума недовериясокращен недостаточно». Это только некоторые из тех ключевых фраз, содержащихсяво втором предварительном заключении Венецианской комиссии, которые так и небыли озвучены ведущими информационными каналами.

Проект конституции,конечно, не устанавливает равновесия между законодательной, исполнительной исудебной ветвями власти. На самом деле правительство вновь приспособило верховныйсуд под свои цели. Но конституция нужна не для этого. У грузинскогоправительства была возможность сделать исторического значения шаг кдемократическому управлению, но вместо этого оно встало на путь деградации:

  • Оно предпочло остановиться на понятии непостоянного парламента – такого, который остается у власти лишь до тех пор, пока он идет на уступки.
  • Усиливая правительственный контроль над парламентом, грузины рискуют оказаться во власти правительства, которое никто не контролирует и которое ни перед кем не несет ответственности.
  • Нет никаких конституционных гарантий, подкрепляющих независимость судебной власти.
  • Парламентское меньшинство лишено права парламентского контроля.

Грузинское правительствовновь оказалось не в состоянии пойти по пути демократической ответственности.

Цагареишвили Нино
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).