ПрезидентГрузии Михаил Саакашвили, как всегда,очень занят. Только на прошлой неделе(текст впервые опубликован 13 мая –«Полит.ру») он обвинил Россию в поддержкетех, кто пытается свергнуть егоправительство, и встретился с политикамииз оппозиции, чтобы обсудить пути выходаиз внутриполитического тупика. Тотфакт, что он выдвинул свое обвинениепротив Москвы 5 мая 2009 г., наканунезапланированных военных учений НАТО встране, навело некоторых на мысль, чтоэто была уловка грузинского лидера (иего многочисленных западных советникови лоббистов), чтобы отвлечь внимание отпродолжающихся антиправительственныхдемонстраций. Как бы то ни было, послекак будто имевшей место попытки переворота11 мая президент провел ряд переговоровс представителями оппозиции. Переговоры,судя по реакции оппозиционныхпредставителей, никуда не привели.Политический кризис в Грузии продолжается.
Повсеместныйкризис, не находящий разрешения, взываетк принятию чрезвычайных мер. В такихобстоятельствах каждый делает то, чтоможет. В данном случае я, будучи человеком,в некотором роде сведущим во внутреннейи внешней политике Грузии (начиная с1990-х гг.), решил написать открытое письмо.Природа такого письма заключается какраз в том, что его может прочесть ктоугодно, но я адресуюсь также и лично ктем друзьям и коллегам в СоединенныхШтатах и Европе, с которыми я тесносотрудничал в тяжелые годы, когда Грузияв начале 1990-х гг. получила независимость,- чтобы превратить свою страну в сильное,солидное государство.
Янамеренно сосредоточусь на внутреннихпроблемах Грузии и не буду затрагиватьвнешние – в особенности, отношения снашим крупнейшим северным соседом.Почему? Потому что я уверен, что чемскорее Грузия справится со своимвнутриполитическим кризисом и выйдетиз тупика, тем проще ей будет отвечатьна внешние вызовы и угрозы.
Никтоиз оппозиции или (уж тем более) изправительства не просил меня написатьэто письмо. По ряду пунктов я расхожусьи с теми, и с другими; кроме того, мненеизвестны многие детали и нюансынынешних обстоятельств. Но я знаюдостаточно, чтобы быть уверенным внеобходимости этого обращения.
Чтобыпонять сегодняшнее положение Грузии,нужно оглянуться назад и проследить,как мы попали в этот, казалось бы,невозможный тупик. Начнем с последствий,которые повлекла за собой Революцияроз 2003-2004 гг., приведшая к власти новоеполитическое руководство.
МихаилСаакашвили, новый президент, вступившийв должность 25 января 2004 г., получил вуправление слабую, расшатанную страну.Но пытаясь исправить это (а также будучив революционной эйфории), он и многиедругие не обращали внимания ни наположительные, ни на отрицательныетенденции в стране. Некоторые успехибыли достигнуты огромной ценой еще впервые годы независимости, последовавшейза падением Советского Союза. Отчастипо невнимательности президент и многиеиз его окружения занялись тем, чтоначиная с 1990-х гг. уже стало традиционнымгрузинским времяпрепровождением, -изобретением велосипеда.
Ауспехи были, и в значительной степениони были достигнуты благодарясотрудничеству с западными друзьямиГрузии и поддержке с их стороны. Помимонезависимости, обретенной в 1990 г.,жизненно важны были такие моменты, как:макроэкономическая и финансоваястабилизация, создание проекта новойконституции, введение новой валюты,вывод российских пограничных войск ивоенных баз с грузинской территории исоздание надежной инфраструктуры(например, постройка трубопроводов повсей Грузии). Я уверен, что если бытогдашние энергетические проекты (одиниз немногих стратегических интересовЗапада в этой части мира) не былиосуществлены, то война в августе 2008 г.могла бы иметь еще более трагическиепоследствия, чем сейчас.
Этихуспехов Грузия добилась задолго дореволюции 2003-2004 гг. – несмотря награжданскую войну, конфликты в ЮжнойОсетии и Абхазии, коррупцию и постепенноеослабление государства. Но есть и ещекое-что. В эти смутные годы в Грузииразрушались пережитки прошлого, институтыи установки советской эпохи; и развивалосьнечто абсолютно новое, ожидающее рождения(как сказал поэт).
ПрезидентСаакашвили внес огромный вклад вобновление; он использовал телевидениедля продвижения своей антикоррупционнойдеятельности, восстанавливал налоговуюсистему и вооруженные силы и принималмеры по демократизации страны, так чтопрезидент Джордж Буш-младший назвалГрузию «региональным светочем демократии».Эта фраза относилась, скорее, к тому,что Грузия уже сделала большие успехии ей еще предстоит долгий путь реформ,чтобы стать эффективным государством.Но Саакашвили и его окружение истолковалиее как поздравление с окончательнойпобедой.
Отчастииз-за этого неверного пониманиялиберальный радикализм Революции розпревратился в антилиберальный, радикальныйтроцкизм, последствия которого оказалисьгораздо хуже, чем кто-либо ожидал.
Вопрекидемократической риторике, подходпрезидента Саакашвили к перестройкегосударства со временем стал напоминатьмодель, которая по всему постсоветскомупространству, и особенно в России,представлялась авторитарной. На первыхпосле революции парламентских выборахбольшинство мест досталось сторонникамСаакашвили; президент изменил конституциютаким образом, что многие полномочияперешли от законодательной власти кисполнительной. Он также значительноуменьшил роль Верховного суда и урезалего независимость. В результате получилосьнекое «суперпрезидентство».
Современем этот новый режим ограничилтакже свободу СМИ и возможностигражданского общества, то есть важнейшиесоставляющие любой демократии (которыене в последнюю очередь обусловили собойРеволюцию роз). В результате пострадалиполитические права и права человека(особенно право частной собственности);стало больше нарушений и убийств наполитической почве (многие из которыхтак и остались нераскрытыми).
Вноябре 2007 г. полиция по распоряжениюправительства силой подавила массовыедемонстрации оппозиционеров. Затембыли проведены внеочередные президентские(январь 2008 г.) и парламентские (май 2008г.) выборы, которые усилили личную властьСаакашвили за счет других частей властии общества (а не сбалансировали их,вопреки ожиданиям Евросоюза и ОБСЕ).Эта тенденция означает, что страна,которая в 2003-2004 г. была светочем демократии,скатилась в сумеречную зону авторитаризмаи плохого управления.
Ситуацияухудшалась в течение 2008 г., а послеразрушительной и опустошительнойавгустовской войны люди вновь сталипротестовать на улицах – начиная какраз с важнейшей годовщины, 9 апреля 2009г., двадцать лет спустя после резни,устроенной советскими войсками вТбилиси. Всё больше грузин считают, чтоотставка президента Саакашвили –единственный способ выхода из кризиса.
Этипоследние события касаются не толькогрузин. С одной стороны, то, что происходитв Грузии, неизбежно бросит тень насобытия по всему Южному Кавказу, а такжеиспортит репутацию региона в глазахЗапада и особенно Соединенных Штатов,которые столько вложили в «проект“Грузия”». С другой стороны, опытпериода с 1990 г. показывает, что грузинамнужно активное вмешательство их друзей,таких, как США, если только мы все – яподчеркиваю, все, то есть и оппонентыГрузии, и даже ее враги, а также друзьяи союзники – хотим вырваться из порочногокруга.
Былобы прекрасно, если бы мы, грузины, смоглисамостоятельно найти выход из тупика,в который зашли отношения президентаСаакашвили и грузинской оппозиции. Но,боюсь, без вашей помощи мы не сможемразрешить эту ситуацию; а кризис будеттолько углубляться, и его последствия– для нас, для региона, наконец, для вассамих – станут еще неприятнее. Крометого, я уверен, что Запад может выступитьпримиряющим посредником в отношенияхмежду конфликтующими сторонами вТбилиси, и нам не придется вновь изобретатьвелосипед.
Привсём этом я прекрасно понимаю, что Грузиясейчас не входит в число приоритетовамериканской и европейской политики.Но ситуация быстро меняется, когда речьидет о такой стране, как моя, - находящейсяв состоянии хрупкого равновесия иопасного раскола. Следовательно, важноне поддаваться искушению и не считать,что если активность демонстрантовуменьшается, значит, всё уладится самособой, без участия Запада.
Намвсем следует помнить, что в подобныхситуациях важно не число демонстрантов,а проблемы, недовольство и разочарование,которые заставляют законопослушных идостойных граждан Грузии выходить наулицы.
Вконце концов, когда «революционеры» вноябре 2003 г. штурмовали парламент, наулицах Тбилиси было не более 20 000 – 25000 демонстрантов. Это напоминает нам отом, что иногда мы слишком много вниманияуделяем механизмам демократии (результатамвыборов, которые в нашей части светанередко бывают «загадочными», илипроценту сторонников того или иноголидера) и слишком мало – собственнодемократическому процессу. Только вовтором случае выборы и их результатымогут быть началом нескончаемогопроцесса совершенствования и трансформации,- а в этом и заключается демократия.
Всвете этого, нынешнее недовольство иразочарование в грузинской системе иметодах управления (в конечном итогеприведших к событиям августа 2008 г.) –это, по сути, и есть сегодняшний кризисдемократии в Грузии. Я уверен, чтовнутренние разногласия и правительственныеошибки, о которых я говорил, усугубилитяжесть поражения и раскола в стране.Я могу с негодованием заявить, что всенаши усилия, которые мы прилагали с 1990г., чтобы убедить Запад в стратегическойзначимости Грузии и в ее правах, из-заэтих событий пошли насмарку. В нашемстратегическом пространстве Грузияснова стала малой частью «российскойпроблемы»: как раз это мы стремилисьпредотвратить. Это также следует понятьмировому сообществу.
Стяжелой ситуацией, вынудившей людей вТбилиси протестовать, никто не борется:не существует механизмов и «правилигры», которые могли бы стать основаниемдля сотрудничества в поисках ответов.
Кчислу серьезных проблем, которыенеобходимо решить, относятся:конституционные и избирательные вопросы,правовое регулирование, эффективноеуправление, экономика, согласованностьдеятельности учреждений, политическиеи социальные разногласия, судебнаянезависимость, решение болезненныхвопросов о праве частной собственности,правопорядок в целом, свобода СМИ (вособенности телерадиовещания), реформаизбирательной комиссии и избирательногокодекса, разделение правоохранительныхструктур и местных властей (так называемого«административного ресурса»), оперативноеуничтожение так называемых «замаскированныхуличных банд», которые выслеживают иизбивают десятки протестующих в Тбилиси.Это только начало; в этом списке многосамых разных проблем.
Яс облегчением замечаю, что Евросоюз идругие международные институты активнововлекаются в процесс разрешениянынешней патовой ситуации в Грузии; ониубеждают обе стороны (включая лидеровоппозиции) проявить больше реализма игибкости. И всё же я хочу задать своимдрузьям в ЕС (и не только там) вопрос,пусть даже риторический: разве вы незнали о существовании вышеуказанныхполитических проблем в Грузии до того,как начались массовые демонстрации?Или вы узнали о них только когда митингии политический кризис достигли теперешнихмасштабов? Так что же еще должно произойтив Грузии, чтобы вы, наконец, уделили ейподобающее внимание?
Послетого, как президент Буш побывал в Тбилиси,и отрицательные тенденции и методыуправления стали более или менее заметны,я задал этот самый вопрос одному изсвоих наиболее компетентных друзей вВашингтоне. Он ответил без колебаний:«Разве в Грузии что-то рушится, Тедо? Унас и так много проблем и вопросов, нетерпящих отлагательства; Грузия исобытия в том регионе сейчас не в числеглавных пунктов нашей повестки».
Сосвоей стороны, президент Грузии непредпринимает реалистичных мер длярешения этих многочисленных насущныхпроблем. Конечно, сейчас много говорято «диалоге» - слишком много, гораздобольше, чем действуют; тем самым былоскомпрометировано само понятие диалога.Это неправильный способ заложить основудля честного разговора. Нынешний подходможет, наоборот, привести к еще большейполяризации с оппозицией и к усилениюнедовольства Михаилом Саакашвили инедоверия к нему.
Очевидно,что нынешнее грузинское правительствосамо по себе не даст Грузии ни стабильности,ни мира, ни демократии. Я уверен, чтоесли бы не эти демонстрации, оно бы таки продолжало действовать «революционными»,квази-троцкистскими методами. Онопоказало свое нежелание прислушиватьсяк другим, управлять без дискриминации;оно не допускает и мысли, что где-либовне правительственных кругов (в частности,среди оппозиционеров) можно найти нечтоценное для Грузии – возможно, даже болееценное, чем то, что они сегодня предлагаютгрузинскому народу. Я считаю, что такойподход неизбежно приведет к еще большейнестабильности, конфликтам и хаосу.
Договоритьсяо правилах игры и выйти из нынешнеготупика, чтобы сосредоточиться намногочисленных важных проблемах, - этоименно то, что нужно Грузии, и то, в чемвы, мои американские и европейскиедрузья, можете нам помочь.
Когдаза рубежом начинают говорить (междусобой или адресуясь к Грузии), что Грузия– страна «достаточно демократическая»или что Михаил Саакашвили недостаточноавторитарен, - это не способствуетрешению проблем. На самом деле, Грузиюнельзя назвать ни полностью демократической,ни полностью авторитарной: на данныймомент мы не способны быть ни тем, нидругим. Вместо этого моя странапредставляет собой «квази-демократическое»или «квази-авторитарное» государство(я бы даже сказал - «манипулятивнуюдемократию»).
Многие«демократические бюрократы» в Тбилисинаучились говорить, «как демократы»,так что наши западные друзья не осознают– или предпочитают не осознавать, –насколько они далеки от демократии.Поэтому новоиспеченных демократовсейчас гораздо больше, чем собственнодемократии, а нынешняя Грузия напоминаеткакую-то «демократуру», где решенияпринимают лично президент и кружок егоприближенных помощников.
Одинмой американский друг недавно сказалмне: «Грузинская демократия находитсягде-то на пересечении миров ДжонатанаСвифта и Джорджа Оруэлла: нынешнийгрузинский министр по тюрьмам иисправительной системе ведет с оппозициейдиалог о “демократическом обновлении”,а министра обороны президент Саакашвилиобъявил “стержнем грузинского общества”.Как и везде, где Свифт и Оруэлл объединяются,здесь больше слёз, чем смеха».
Чтонужно сделать? Нам необходимо расширитькруг, чтобы включить в него не толькогрузин, но также и вас, мои друзья. Вамследует оказать давление, чтобы стороны,наконец, встретились. ПрезидентуСаакашвили следует сказать, что ондолжен провести серьезные изменения,включая обнародование нового избирательногокодекса, - чтобы обновить систему иметоды управления. И эту трансформациюон должен увенчать проведением честных,по-настоящему демократических выборов(или провести референдум, как предписаноконституцией, в случае, если патоваяситуация в политике затянется). Оппозицииследует сказать, что она должна действоватьв рамках системы, но только если нынеизуродованная система будет основательноотрегулирована.
Очевидно,что каждая из сторон примет этиограничения, только если они будутсопровождаться гарантиями Запада. Еслистороны продолжат переговоры и сойдутсяна реалистичном решении, Западу всёравно нужно будет следить за осуществлениемкаждой договоренности. Западноевмешательство, в любом случае, имеетключевое значение – не в последнююочередь из-за грузинской политическойтенденции договариваться и тут жепередумывать.
ЕслиСоединенные Штаты и Евросоюз всё жевмешаются, им нужно будет проявитьбольшую осторожность в выборе посредника.Это должен быть человек, который знаетГрузию, но не имеет тесных связей ни спрежними администрациями, ни с президентомСаакашвили. Иначе его обращение простопроигнорируют. К счастью, ни в Вашингтоне,ни в столицах Евросоюза нет недостаткав людях, которые знают Грузию и в то жевремя больше заинтересованы в развитиидемократии в стране, нежели в сохранениипозиций того или иного лидера. Я личнобыл свидетелем таких делегаций высокогоуровня, приезжавших в Грузию наканунеРеволюции роз.
Важнодействовать быстро.Я боюсь, что без подобного давлениянынешние напряженные отношения междупрезидентом Саакашвили и оппозициеймогут выйти из-под контроля и привестилибо к анархическому хаосу, либо кавторитаризму. Я убедительно прошуСоединенные Штаты и Европу серьезноотнестись к этому призыву, и я предлагаюпервым делом прислать в Тбилиси группукомпетентных наблюдателей, чтобы онивыяснили, что можно сделать.
Результативностьпопыток Грузии стать «нормальнойстраной» - включая вступление в НАТОи/или Евросоюз а обозримом будущем – взначительной мере зависит от того, какихуспехов страна достигнет в демократизациии, параллельно с этим, в наращиваниипотенциала. Любое торможение или регрессна этих фронтах может задержать развитиестраны и даже перечеркнуть уже достигнутоеза годы независимости.
Спомощью благоразумных решений и поддержкиЗапада, о которой я здесь писал, а такжепри условии некоторого везения (этовсегда требуется в жизни), я уверен, мыможем рассчитывать на то, что Грузиястанет стабильной, демократическойстраной, которая займет почетное местов международной жизни. Без этихсоставляющих – а особенно если люди наЗападе будут и дальше полагать, чтоситуация в Грузии разрешится сама, безчетких и действенных решений, - положениедел, несомненно, только ухудшится, ставограничением как нашей, так и вашейсвободы.
Этоттекст посвящается памяти Левана Микеладзе(1957-2009 гг.)
Тедо Джапаридзе –грузинский политик и дипломат. Былпредседателем Совета национальнойбезопасности Грузии; послом в СоединенныхШтатах, Канаде и Мексике; министроминостранных дел (с ноября 2004 г. по апрель2005 г.). После ухода с государственнойслужбы он был генеральным секретаремОрганизации черноморского экономическогосотрудничества (ОЧЭС).