будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 15, 2025
Аналитика
Грин Сэм

И не говорите о взрывах

11 лет назад Владимир Путин торжественно поклялся мочить террористов в сортире; теперь он обещает «выковырять их со дна канализации». Но сейчас уже не 1999 г.; Россия изменилась, и изменил ее Путин. Десять лет ушло на риторику. Люди в конце концов захотят результатов.

Как и в Соединенных Штатах после 11 сентября, в России появилась некоторая готовность к тому, чтобы во имя безопасности  поступиться свободой и конституционализмом. Теракты в Москве и других местах служили оправданием войне, нарушению прав российских граждан, выхолащиванию независимых СМИ и устранению политической конкуренции. Но насилие на Северном Кавказе не спадает, а только возрастает, о чем нам напомнили взрывы в московском метро, и зоной конфликта остается российская территория – вся российская территория.

Опросы общественного мнения по поводу взрывов еще не появились, но уже сейчас можно сказать, что теракты едва ли значительно повредят общественной репутации Путина или его партнера – президента Дмитрия Медведева. Их популярность никогда не была напрямую связана с их достижениями. Они просто воплощенные символы, причем очень удачливые символы: им много дается, и от них мало ожидается.

В обыденной политической жизни отсутствие больших ожиданий играет на руку автократам. Но во время кризиса это может стать проблемой. Москвичи, выяснившие, что их близкие не пострадали, отнеслись к сообщениям о терактах довольно спокойно, но за этим кроется нечто большее, чем просто стоицизм. Россияне боятся: посмотрите, сколько людей обращается в службу психологической поддержки вне зависимости от каких-либо терактов. Но люди смирились. Они знают, что их правительство мало заинтересовано в их экономическом благополучии, и точно так же они удостоверились в том, что государство мало заботится об их безопасности. Несомненным доказательством послужил захват бесланской школы в 2004 г., когда участие правительственных сил не предотвратило гибели 344 заложников.

Такой настрой развязал правительству руки и позволил ему за минувшие 10 лет ввести множество антидемократических изменений. Но парадоксальным образом, те же самые настроения сейчас могут ограничить правительству пространство для маневров. Российские СМИ и блогосфера пустились в рассуждения о том, что замышляют Путин и Медведев. Новые политические репрессии? Усиление (а не реформирование) служб безопасности? Увольнение московского мэра Юрия Лужкова?

Вариантов бесконечное множество, но, по мнению простых россиян, они большей частью бессмысленны. Одиннадцать лет закручивали гайки, а уровень безопасности не повысился. Граждане спокойно терпят любые перестановки в рядах правящей элиты, но, вероятнее всего, будут сопротивляться, если что-то будет угрожать – физически или психологически – их спокойствию.

Любая инициатива должна содержать в себе убедительные обещания, но сейчас россияне не в том настроении, чтобы верить. Подозрение, что в 1999 г. жилые дома взрывали не чеченские террористы, а спецслужбы, так и не исчезло полностью. И я сам, и многие журналисты на улицах города слышали обрывки разговоров: трудно поверить, что эти взрывы устроило само правительство, но возможно, оно знало о них заранее и не воспрепятствовало им. Склонность россиян к построению конспирологических теорий всё-таки сильнее, чем их терпимость по отношению к сильной руке.

Таким образом, для дальнейших автократических «реформ» остается мало возможностей и энтузиазма. Что в итоге остается Путину и Медведеву? Возвращение к жесткой риторике 1999 г., которая послышалась в заявлении Путина о канализациях, только напомнит людям о полной неудаче Кремля в искоренении терроризма. Медведев занял более продуктивную позицию: он заявил (и не раз), что социальная, экономическая и политическая отсталость Кавказа порождает в людях радикальные настроения и толкает их на то, чтобы становиться орудием убийства. При этом, впрочем, не очевидно, что у правительства есть необходимые политические, финансовые, административные и интеллектуальные ресурсы, чтобы действительно изменить ситуацию в одном из самых конфликтных регионов мира.

В итоге у российского руководства остается только один путь наименьшего сопротивления (а эта компания вообще любит лёгкие пути): сделать так, чтобы всё это ушло. Они контролируют и телевидение, и печатные СМИ, из которых подавляющее большинство российского населения черпает новости. Они контролируют и улицы, где повышенное присутствие милиции (которое в другое время действует на граждан успокаивающе, а сейчас только напоминает об опасности) было сведено к минимуму. В память жертв терактов на соответствующих станциях метро планировали сделать мемориалы, но даже это не афишируется.

Очевидно, Кремль решил, что раз разговоры о дальнейших действиях не приносят ему пользы, надо вообще избегать разговоров. В краткосрочной перспективе это, пожалуй, сработает. Но в долгосрочной, если будут новые теракты, и угроза останется актуальной, разговоры в обществе неизбежно начнутся. И когда это произойдет, Кремль уже не сможет участвовать в дискуссии: он станет предметом обсуждения, и никакая риторика тут не поможет. Так случается, когда руководители оказываются неспособны вести за собой.

Сэм Грин (Sam Greene) – политолог и социолог; заместитель директора Московского Центра Карнеги.

 

См. также:

  • Сергей Митрофанов. Не люблю я эти взрывы
  • Андрей Левкин. История онлайн. СМИ и 29 марта
  • Сергей Маркедонов. В поисках антитеррористической стратегии
Грин Сэм
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).