ВСТУПЛЕНИЕ КОНСТАНТИНА СУТЯГИНА: Профессора экономики зарабатывают очень приличные деньги. Например, приходит ученик, который хочет заработать миллион, и понимает, что нужно прежде тысяч десять заплатить, чтоб научили, как миллион делается.
А профессора литературы или физики получают заметно меньше. Когда к профессору физики приходят, чтобы узнать, почему земля вертится, то все понимают, что это не может стоить больших денег, потому что от этого знания ученик вряд ли разбогатеет.
Или что такое «великая и невеликая литература» - тоже сомнительная окупаемость. Или «большой человек – маленький», какой прок? А вот на этих вещах и держится жизнь.
Или – тайна... Сколько стоит?
В общем, в рубрике «Русские вопросы» мы продолжаем опрашивать умных людей про фундамент жизни.
Главное в нашем сегодняшнем опросе – это не секреты, не разоблачения-фокусы и прочая занимательная муть для школьников, а именно Тайна. Собственно феномен – отчего он вдруг возникает? Зачем нужен? Куда девается? И можно ли без него вообще жить человеку?
Да, попробуй, сформулируй это, вытащи стандартным набором вопросов... А, ведь, вокруг этого слова и живут люди, греются, начиная с рождения и кончая смертью. Феномен «тайны», с детства электризующий все серьезные моменты жизни. Вот, помните? Кладешь на землю блестящий фантик, на него цветочек и записку с непонятным содержанием (желательно написанную кровью), накрываешь всё желтым бутылочным стеклом и закапываешь в укромном месте. Раскопать – и нет вроде бы ничего… Но, ведь, есть! Если прятали, чтоб никто не видел, не стеклышко же зарывали, не блестящую фольгу, не бумажку – Тайну! (Банковская тайна, медицинская, религиозная, военная тайна – та же записка под желтым стеклышком, про которую ни в коем случае не должны узнать посторонние, а то «ничего не получится»...) И как все это холодно тому, кто ничего не зарывал, который смотрит со стороны, которому «всё ясно» и «понимать-то нечего».
Любая тайна волнует, и поэтому она плохо держится в одном человеке. Это всегда движение на «что-то», «куда-то», и естественно, что она выплескивается за рамки личности («личная тайна» – не очень удачно сказано). Тайна стреляет из человека Вверх. Или вниз. Тайна выделяет двух людей из окружающего мира, и они становятся ближе, доверив что-то друг другу на хранение. Мужчина и женщина – что здесь важнее: уроки полового просвещения, или желтое стекло, тайна?
Может, «доверие к другому» и есть то самое, чем живет Тайна? «Доверие к другому» - т.е., и сам до конца всё не понимаешь, но, другой, доверившись, тоже признаёт это и ценит. Как записка, написанная кровью, «военная тайна мальчиша-Кибальчиша», которую он не смог бы и сформулировать, но знал, что ее нужно хранить. Просто потому что ему ее доверили. И потому что если он перестанет ее хранить, она исчезнет, исчезнет доверие между людьми.
Попробуй, найди сегодня то, что можно было б доверить другому, ничего не жаль. Увидеть бы современного мальчиша, отдающего жизнь за тайну «удвоения ВВП». Да чтоб – в идеале – вокруг этой страшной тайны получился «народ»... Сколько стоит такая тайна? Кто ее хранит?
Тайна разделяет людей на верных и не верных, на посвященных и нет, на пары, группы, общества, организации, конфессии и т.д. – т.е., в конечном счете, на «своих» и «чужих». И это всё, по-видимому, не очень хорошо с точки зрения стабильности и безопасности.
Наверное, это очень плохо, что есть «чужие» - лучше бы «все люди братья».
Но, с другой стороны хорошо, что благодаря тайне, есть хотя бы «свои». Пусть даже один единственный человек.
Сколько стоит такая тайна?
Например, секретная информация про миллион стоит денег, это нормально (процентов десять, как минимум, я полагаю).
Информация-развлечение (типа, кто из «звезд» с кем?) – это примерно стоимость билета на карусель, 5 копеек.
Можно говорить о тайне, как услуге, т.е., конфиденциальности. О стоимости государственной тайны, или производственной (поскольку есть покупатели).
А, вот, сколько стоит нечто, прямо противоположное знанию.
Сколько стоит желтое стеклышко, если под него положить серебряную фольгу, сухой цветочек и записку, желательно написанную кровью, и всё это зарыть, и волнение, и испуг, что кто-то узнает посторонний, и сам не понимаешь, чего боишься и чему радуешься – сколько стоит? А ничего не стоит.
И купить нельзя ни за какие деньги.
Согласны ли Вы с утверждением, что "честному человеку нечего скрывать", что лучше, когда между людьми нет никаких тайн и секретов? Или же человек имеет право на личные тайны, как на личную собственность? Почему?
В уголовно-правовом аспекте - согласен, нечего скрывать честному человеку. А в личностном - нет, не согласен.
Если глобально, то Личность как таковая базируется на
Тайне, которую она сама не знает и, возможно, не должна знать. Нет Тайны - нет Личности (здесь речь идет о тайне не в бытовом смысле, конечно, а в философском, а может быть даже в божественном).
В бытовом смысле тоже не согласен - у честного человека должны быть и тайны, и секреты, которые надо бережно хранить, холить и лелеять, а не выбалтывать. Правда, когда тайн становится слишком много, от них порой тянет освободиться.
Например, выболтать первому встречному за бутылкой водки в плацкартном вагоне поезда "Москва-Нижний Новгород", или засесть за роман.
Если взглянуть еще шире, то не лучше ли отменить и корпоративные тайны: военную, религиозную, тайну исповеди, банковскую, медицинскую, производственную, судебную, адвокатскую, государственную тайну и т.п., сделав (в интересах общественной стабильности и безопасности) всё доступным органам/лицам, наделенным соответствующей компетенцией?
Это настолько невозможно, что даже рассуждать на эту тему лень.
Но попробуем. Во-первых, речь должна идти о всепланетной отмене - т.е. во всех государствах и одновременно, чтобы никто не получил военного/религиозного/экономического и прочего преимущества. Уже нереально.
Во-вторых, если предположить, что реально, то... все равно нереально. Все государственные структуры построены на сокрытии информации, и существуют благодаря сокрытию и искажению информации. Да и бизнес-структуры зависят от информации - как известно, свежая информация - серьезное конкурентное преимущество. Если же все-таки предположить, что это произошло, думаю, что по-первости будет всеобщая эйфория, ощущение свободы, а потом человечество срочно начнет создавать новые тайны и секреты и быстро преуспеет в этом занятии. Так что думаю, что наличие множества тайн и секретов - необходимое условие существования нормального общества. Другое дело, что при их избытке возникают такие феномены как, например, российское государство, в котором гражданам порой недоступна даже информация об официально принятых законах. Может в Африке еще что-нибудь подобное встречается.
Как Вы считаете, существуют в мире такие тайны, которые нельзя, невозможно в принципе раскрыть и взять под контроль? Или же "всё - вопрос времени"?
Думаю, да, есть такие тайны, на которые у человечества может просто не хватить времени. Какой я оптимист, однако.
Имеет ли сегодня по-прежнему смысл выражение "тайна творчества", или это просто литературный штамп?
Имеет. Хотя звучит банально. Но, как сказал Алексей Федорович Лосев, не все банальное плохо, а многое банальное истинно.
Согласны ли Вы с утверждением, что "честному человеку нечего скрывать", что лучше, когда между людьми нет никаких тайн и секретов? Или же человек имеет право на личные тайны, как на личную собственность? Почему?
В пору падения нравственности и папарацио-зитизма именно честному человеку неизбежно приходится скрывать свою личную жизнь. Последнняя есть повод для узаконенного и негласного, внезаконного вторжения. Печатная сплетня - обыденное явление. Если информационного повода нет, его придумывают, сервируют и подают под любым из соусов. Впрочем, так очевидно было всегда.
Если взглянуть еще шире, то не лучше ли отменить и корпоративные тайны: военную, религиозную, тайну исповеди, банковскую, медицинскую, производственную, судебную, адвокатскую, государственную тайну и т.п., сделав (в интересах общественной стабильности и безопасности, борьбы с терроризмом и т.п.) всё доступным органам/лицам, наделенным соответствующей компетенцией?
Лучше бы отменить, но это невозможно. Тайна и контроль, связанный с ней, - явления обыденной жизни на протяжении многих веков. Отмена тайны не решает проблем обеспечения стабильности, безопасности, преодоления зла в его разнообразных видах и формах. Наличие тайны и посвящения в нее избранных, вне всякого сомнения, усугубляет многие проблемы. Решается же главная проблема человека (становления и существования в Боге или падения и расчеловечивания) не в категориях общественных. В лучшем случае и, увы, все реже, это происходит в круге религиозной общины, и абсолютно всегда в личном стоянии перед Богом, в личном его исповедании, в личном выборе между добром и злом.
Как Вы считаете, существуют в мире такие тайны, которые нельзя, невозможно в принципе раскрыть и взять под контроль? Или же "всё - вопрос времени"?
Да такие тайны есть. Это известно каждому христианину. Другое дело, готов ли каждый из нас смириться с этим знанием. Человечество изобретает все новые секреты и тайные общества часто лишь для того, чтобы избежать необходимости взгляда, обращенного к Богу. Как малые дети, которые закрывают ладонями глаза, полагая себя спрятавшимися, мы покровом нами изобретаемой тайны стремимся оградить себя от факта конечности нашей земной жизни, от бессмертия души, от необходимости соответствовать требованиям пути, пройденного Христом вместе с нами, прежде нас, ради нас.
Имеет ли сегодня по-прежнему смысл выражение "тайна творчества", или это просто литературный штамп?
Вопрос не очень понятен. Творчество, таково мое личное убеждение, есть открытие в "мире дольнем" образов и явлений "не от мира сего". Творчество - это привнесение вечного во временное, структурирование мира гением человека, открытого к сотворчеству Богу. Тайна творчества - это тайна со-бытия человека и Бога. Это тайна, поскольку она связывает двоих.
Доступная каждому из живущих, настолько, насколько этот "каждый" соотнесен в своем творчестве Богу.
Согласны ли Вы с утверждением, что "честному человеку нечего скрывать", что лучше, когда между людьми нет никаких тайн и секретов? Или же человек имеет право на личные тайны, как на личную собственность? Почему?
Нечего скрывать «честному голому человеку». Вот в бане и на пляже под солнцем юга сразу видна натура человеческая. У кого наколки зоновские, армейские, а у кого нарисованные на две недели. Следы производственных травм, медицинские шрамы, кадыки, что выдают глубоко пьющих предков, сутулые спины жителей мегаполисов и анемию детей полуподвалов. Крашеные волосы, пирсинг – за который прячутся юнцы, дряблые ягодицы молодящихся потаскух, толстые, лоснящиеся морды содержанцев-чиновников. А ещё в поле нет тайны, на винограднике. Потому, как сказал И. Христос – вино есть кровь моя, а хлеб тело.
Государство есть аппарат насилия, и смешно надеяться, что немного лучшее (какое мы иногда себе воображаем) государство будет сильничать нежнее, ласковее, а потом даст по конфетке. И в любом случае накажет никому ничего не рассказывать.
Мы живем в стране феодальной. Человек не может не заявить о своей собственности, ибо в противном случае лишится её. Посему всё имеющее мал-мало ценность заставляют регистрировать и перерегистрировать. Если сапиенс-человек имеет кроме драного зипуна и китайских чоботов еще кров над головой, а ещё какое-нибудь средство передвижения навроде битых жигулей, сто рублёв денег на бензин и пиво – то ему стоит глупо улыбаться или делать «загадошное лицо», и самое главное молчать себе в тряпочку, чтобы не оттягали сильные мира сего эти самые червонцы.
Читая материалы о жизни художников и деятелей искусства, убеждаешься - завещания не исполняются, письма публикуют и т.д. Хотите господа, приватности, безопасности? Тщательнее заметайте следы и глупо улыбайтесь.
Если взглянуть еще шире, то не лучше ли отменить и корпоративные тайны: военную, религиозную, тайну исповеди, банковскую, медицинскую, производственную, судебную, адвокатскую, государственную тайну и т.п., сделав (в интересах общественной стабильности и безопасности) всё доступным органам/лицам, наделенным соответствующей компетенцией?
Тайну исповеди отменил Петр Первый, с тех пор углубляться в живописание грехов православная церковь благоразумно не советует. Врачи тайной чаще всего скрывают свою некомпетентность. Адвокаты – через одного продажные мерзавцы, весь институт адвокатуры можно отменить и будет только благо. Банкир должен сидеть в порту на лавочке (банке) и менять купюры и монеты. Чем собственно банкиры и занимались до 16-го века. А если нечестно банкир меняет, ломать эту банку об его спину, от чего собственно произошло слово банкротство. Какая тут может быть банковская тайна, ума не приложу?
Государственная тайна есть бред сивой кобылы. Государь должен быть ответственен за судьбы страны и подданных персонально. Отвечай, сучье племя, почему при Иване Грозном госграница была дальше на запад чем нонешняя? Почем войска из Германии вывел? Ах, гос.тайна! Надавайте-ка правителю в рыло косоглазое!!! Пара волшебных пендалей и тайное становится явным. И министрам и заместителям. М-да, мечты.
Военная тайна – с этим нужно быть осторожным и, по крайней мере, не пороть горячку. Тут я вспоминаю про «Идти на Вы» Игорево и жизнеописание рыцаря Байярда, который сообщал всем на кого, в каком количестве и зачем идет походом. Хреново кончилось у обоих.
Как Вы считаете, существуют в мире такие тайны, которые нельзя, невозможно в принципе раскрыть и взять под контроль? Или же "всё - вопрос времени"?
О чем говорил прокуратор Пилат с Иисусом? Только без булгаковщины, умоляю.
Любая тайна имеет срок давности. Все терки между Аспургом Боспорским и Тиберием, как бы они ни были секретны и государственно важны, превратились в пыль. Вавилон исчез, оставив несколько сот глиняных табличек и оттисков печатей. И уж тайны деторождения саксонских принцев оставим историкам и романистам.
Имеет ли сегодня по-прежнему смысл выражение "тайна творчества", или это просто литературный штамп?
Тайна творчества есть. Иногда я пишу свои картины в семейных трусах в цветочек. Сальвадор Дали, который в свое время нанес всякой чепухи, хорошо сформулировал – «рукой художника должен водить ангел». Когда прилетает муза, все остальное становится неважным. Сожительство музы и художника – как оно происходит, долго ли, вот это настоящая тайна, а всё остальное - литературный штамп.
Согласны ли Вы с утверждением, что "честному человеку нечего скрывать", что лучше, когда между людьми нет никаких тайн и секретов? Или же человек имеет право на личные тайны, как на личную собственность? Почему?
Человек, безусловно, имеет право, как на личные тайны, так и на личную собственность. Если сама личная собственность не является тайной.
Но тайное человека может быть всегда и, так же безусловно, его личной собственностью. Если другие не обнаружат сокрытия той тайны, которая станет явью, безо всякого на то разрешения и, не считаясь с правами собственника.
Что касается «честного человека», то он сам знает, есть ли ему, что скрывать. Хотелось бы думать, что нечего. Но если человеку нечего скрывать, то донышко его слишком очевидно и… скучно… Даже для него самого…
Я из тех людей, которым, в сущности, нечего скрывать. Я очень открыта и доверяюсь каждому, кто готов меня слушать… Отсюда эффект моего специального отношения и специальной дружбы с имярек.
Но для меня никогда не было повода быть не откровенной или таить что-то очень специальное. Может быть, только моё собственное отношение к другим людям и очевидные для меня детали в других, которые могли бы их обидеть. А ежели что-то такое неправдивое я таила в себе, то оно меня мучило до моего высказывания...
Хотя, что значит быть откровенным, если мы не можем быть до конца откровенны в собственном самосознании?
А, с другой стороны, будучи совершенно честными людьми, которым нечего скрывать, мы, конечно, полны тайн, ежели не собственных поступков, то собственных оценок других, как, впрочем, и самих себя… А в таком контексте, разбираясь с собою и понимая собственные проблемы, мы не имеем права до конца откровенно высказываться по отношению к другим, жалея их и не желая им зла…
Глядя вглубь самого себя, понимаешь свою многозначность… Что же чрезмерной правдой судить других? Так что человек, безусловно, имеет право на тайну во спасение!
Кроме того, полной правдой не владеет никто из нас, а потому зачем ранить других открывшейся тебе «правдой» о них, если о самом себе всей правды не знаешь?
...
Человек, конечно, имеет право на тайны (исключаем открытость верующего перед Богом), но в контакте с самым близким человеком хочется до конца раскрыться. Думаю, что при настоящих чувствах это естественное желание, хотя часто непосильное. Слишком полное и короткое знание друг друга может оказаться, как бесконечно плодотворным, так и губительным. Это жизнь!
Если взглянуть еще шире, то не лучше ли отменить и корпоративные тайны: военную, религиозную, тайну исповеди, банковскую, медицинскую, производственную, судебную, адвокатскую, государственную тайну и т.п., сделав (в интересах общественной стабильности и безопасности, борьбы с терроризмом и т.п.) всё доступным органам/лицам, наделенным соответствующей компетенцией?
Не вижу смысла в этом вопросе, так как тайну исповеди не могу сравнить с военной или банковской тайной. Не понимаю, о какой медицинской тайне идёт речь? Если о тайне диагноза, то мне лично она не нужна, хотя, по большому счёту, это очень индивидуальный вопрос. Что касается всех производственных вопросов, то их тайны продиктованы соответствующими интересами и раскрываются, так же, как и конспирируются в зависимости от той или иной политической, экономической или другой какой-нибудь производственной не интересной мне необходимостью.
...
Когда-то трёхлетний Степан спросил меня "Бывают ли на свете волшебства?" И был очень мною утешен, так как посчитал жизнь "без волшебств" слишком скучной... Что же думает теперь его престарелая мать?
То же самое. Прежде всего, волшебной тайной является всякая любовь. Нелюбовь почти всегда объясняется рядом причин. Недостатки так видно! А вот любовь к человеку со всеми его недостатками и своими собственными, жажда оградить другого и принять на себя удар - это всё тайна человеческого, а для верующего Божественного в человеке.
Что касается общественных тайн, то как же без них обойтись, если существуют разные страны, границы, интересы внутри этих границ... В этих же интересах хранятся самые разные тайны. Как писала Цветаева: "Миру по нитке, голая станешь"... Это вопрос твоего собственного решения, но ни одно государство, ни одного решения в ущерб себе не принимает, и ни на одну ниточку своего интереса другому не уступит. Так что, если все тайны "обобществлятся", то это будет иной мир гармонии, который брезжит в наших надеждах на очень далёкое, бщее для всех Будущее во Христе.
Как Вы считаете, существуют в мире такие тайны, которые нельзя, невозможно в принципе раскрыть и взять под контроль? Или же "всё - вопрос времени"?
В мире, конечно, есть тайны, которые невозможно раскрыть, сколько бы не делали открытий. Невозможно раскрыть то, что называется нашей душой, привязанностью, любовью, верностью или отсутствием таковых.
Если речь идёт о контроле над человеком посредством разного рода современных способов воздействия на его психику, то это для меня сродни специально преобразованным убийствам. За них нужно судить. И Он, наверное, осудит. Планируемые преступления особого рода…
...
Я не думаю, что тайны в мире исчезают. Может быть, только для очень недалёких людей, без воображения и любопытства. "Многие мудрости, много печали и, умножая познания, умножаем скорбь". "Скорбим" или по-простому прямо-таки бесимся от недостижимости полноты знаний в любой области, о потерях, связанных с обретениями, о достижениях, чреватых новой неизвестностью. Кто-то говорил о "несчётном времени гения"... Как это верно! И как СТОЛЬКОЕ, немыслимое простым мозгам, людям удавалось! Но, если и безо всяких гениев "простой" человек тайна, то что же говорить о самом непостижимом его желании творить, быть демиургом этой своей очеловеченной реальности...
Имеет ли сегодня по-прежнему смысл выражение "тайна творчества", или это просто литературный штамп?
Я думаю, что тайна творчества это не штамп, а понятие равновеликое тайне человека. Человек – это тайна, от потрясающей до ужасающей. Тем более таинственно намерение человека высказаться. И чем более полно он высказывается, тем более таинственна сила, побудившая его к этому высказыванию.
Согласны ли Вы с утверждением, что "честному человеку нечего скрывать", что лучше, когда между людьми нет никаких тайн и секретов? Или же человек имеет право на личные тайны, как на личную собственность? Почему?
С возрастом все меньше находится оснований досконально отвечать на вопрос, как дела - в т.ч., из эстетических соображений и гуманизма по отношению к слушателю, нечаянно такой вопрос задавшему. Так что даже в плане, так сказать, сугубо геронтологическом некоторая закрытость представляется мне актуальной.
Если взглянуть еще шире, то не лучше ли отменить и корпоративные тайны: военную, религиозную, тайну исповеди, банковскую, медицинскую, производственную, судебную, адвокатскую, государственную тайну и т.п., сделав (в интересах общественной стабильности и безопасности, борьбы с терроризмом и т.п.) всё доступным органам/лицам, наделенным соответствующей компетенцией?
Что естественно, то не стыдно? Такая постановка вопроса теряет смысл хотя бы из-за невозможности 100-процентного соблюдения договоренностей о взаимной открытости.
Как Вы считаете, существуют в мире такие тайны, которые нельзя, невозможно в принципе раскрыть и взять под контроль? Или же "всё - вопрос времени"?
Думаю, да. Можно сколь угодно красочно моделировать эмоции людей внутри падающего самолета или тонущей подводной лодки, но это будет, скорее, литература.
Имеет ли сегодня по-прежнему смысл выражение "тайна творчества", или это просто литературный штамп?
Имеет, но в так называемых "лучших случаях". Искусство - во многом, разумеется, ремесло, но иногда встречается нечто, работающее тут как бы вопреки объективным законам. К сожалению, так бывает реже, чем хотелось бы, но все же это случается изредка.
Согласны ли Вы с утверждением, что "честному человеку нечего скрывать", что лучше, когда между людьми нет никаких тайн и секретов? Или же человек имеет право на личные тайны, как на личную собственность? Почему?
Жизнь штука сложная, к ней не подойдёшь с готовой меркой. У самого честного человека всегда может найтись что-то такое, что он не только может, но и прямо-таки обязан скрывать. Тут не только скелеты в шкафу, демонстрация которых может причинить боль близким - тут и врачебная тайна, тайна исповеди... Чем сильнее над этим думаешь, тем дольше можно перечислять.
Если взглянуть еще шире, то не лучше ли отменить и корпоративные тайны: военную, религиозную, тайну исповеди, банковскую, медицинскую, производственную, судебную, адвокатскую, государственную тайну и т.п., сделав (в интересах общественной стабильности и безопасности, борьбы с терроризмом и т.п.) всё доступным органам/лицам, наделенным соответствующей компетенцией?
Догадываюсь, что именно в интересах общественной безопасноти большинство тайн и существует. Если "отменить все тайны", у общества случится помутнение рассудка - оно просто не узнает мира, в котором живёт. Откажется в него верить. Ну, типа, выяснится, что миром управляют инопланетяне, или что Гитлер был лучший человек на Земле и самый благородный герой... Если же речь идёт об отмене приватности (типа "где ты был с восьми до одиннадцати"), то такая мера, наверное, сначала приведёт к некоторому
улучшению ситуации, но затем лишь пополнит армию "экстремистов" и "мировых террористов" сотнями и тысячами новых недовольных. И ведь сколько систему безопасности ни укрепляй , "система опасности" от этого будет только эволюционировать - "вода дырочку найдёт" (извиняюсь за неинтеллигентное слово "дырочка").
Как Вы считаете, существуют в мире такие тайны, которые нельзя, невозможно в принципе раскрыть и взять под контроль? Или же "всё - вопрос времени"?
Существуют, конечно. Например, "кто мы, откуда мы, куда мы идём".
Имеет ли сегодня по-прежнему смысл выражение "тайна творчества", или это просто литературный штамп?
Ну вот когда писатель пишет и сам не знает, как это у него получается, - это тайна творчества, конечно. А если он озабочен тем, чтобы его произведение не прочитали бесплатно, это уже не тайна творчества, а дело житейское. Тайны между людьми гроша выеденного не стоят по сравнению с тайной между человеком и Богом (или человеком и вселенной, если оно так понятнее).
Согласны ли Вы с утверждением, что "честному человеку нечего скрывать", что лучше, когда между людьми нет никаких тайн и секретов? Или же человек имеет право на личные тайны, как на личную собственность? Почему?
Про собственность - не знаю. Не имел, как все советские люди. А что "скрывать нечего" так это когда было? Теперь уж у всех от всех одни тайны и секреты, а "честный человек" - это из мифологии, из баснословных времен, когда люди еще знали, как пишется слово "честь".
Если взглянуть еще шире, то не лучше ли отменить и корпоративные тайны: военную, религиозную, тайну исповеди, банковскую, медицинскую, производственную, судебную, адвокатскую, государственную тайну и т.п., сделав (в интересах общественной стабильности и безопасности, борьбы с терроризмом и т.п.) всё доступным органам/лицам, наделенным соответствующей компетенцией?
Почитайте Льва Николаича. Он только этого и хотел. Только порадикальнее. Не тайны отменить, а сами армию, суды, налоговую инспекцию, государство. И вспомните, как на него смотрели - чудит, старик. А он только доверял человеку и надеялся, что тот однажды действительно станет человеком и будет отвечать Богу без посредничества всех этих суетных исторических институтов.
Как Вы считаете, существуют в мире такие тайны, которые нельзя, невозможно в принципе раскрыть и взять под контроль? Или же "всё - вопрос времени"?
Тайна - она и есть тайна. Ни одна из них не раскрываема. А уж если раскрыта, то и не тайна, а человеческая забава. А у истории вообще тайн нет (Вы ведь тут именно эту тайну норовите "разоблачить") – там все как на ладони. А то, что притворяется тайной, то не стоит этого высокого имени, а есть просто злые человеческие забавы и наглядные пособия для студентов МГИМО, как прятать концы в воду.
Имеет ли сегодня по-прежнему смысл выражение "тайна творчества", или это просто литературный штамп?
Всякое творчество - тайна. Любой художник (даже бедный всеми навсегда осмеянный литературный критик) с изумлением глядит: откуда что берется? И если не совсем дурак (как это согласить, - не знаю: что вот и дурак, а тайна ему ведома), то все-таки найдет возможность отблагодарить Бога за это дорогое чудо извлекать "из воздуха" свет и мысль.
В заставке - картина Константина Сутягина "Полнолуние", 2002, холст, масло.