Переходвласти в иракской провинции Анбар от американских сил безопасности к иракским 1сентября 2008 г.– это достоверный показатель того, что ситуация в Ираке действительно меняетсяк лучшему. В самом деле, на большей части территории заметны признакиулучшения, хотя некоторые из них следует оценивать, учитывая контекст, вкотором они появляются. Важно также не упускать из виду более широкуюстратегическую картину в Ираке и во всем регионе, где США окружены какзнакомыми, так и неожиданными проблемами.
Тотфакт, что мир и стабильность начали в какой-то мере распространяться во многихобластях Ирака после повсеместного насилия последних лет – это долгожданноеоблегчение для многострадального народа Ирака, равно как и для иракских властейи американских вооруженных сил. Среди поддающихся измерению аспектов этогоможно назвать заметное снижение ежемесячного числа потерь в рядах американцев в2008 г.по сравнению с большинством месяцев в течение первых пяти лет войны.
Однакоэто число почти удвоилось в июле-августе 2008 г. Это частный пример, выявляющий общуюсуть: значительная часть того, что кажется в Ираке движением вперед, приближайшем рассмотрении оказывается временным изменением (это наблюдение сделалитакже некоторые опытные журналистов в Ираке, например, Патрик Кокберн из Independent).
Этоможно проиллюстрировать тремя способами. Во-первых, за тот прогресс, которыйдействительно имеет место, пришлось заплатить (и платить до сих пор) ужаснуюцену, - включающую в себя много десятков тысяч иракцев, убитых начиная с марта 2003 г., около 4,7 миллионовбеженцев и вынужденных переселенцев и тот факт, что территории многих городовжестко поделены стенами на конфессиональные зоны.
Во-вторых,улучшения 2008 года были неровными. Например, в марте имела место вспышканасилия; а в конце июля резко возросло количество крупномасштабных атаксмертников, в основном против шиитских общин и иракской полиции.
В-третьих,реальная обстановка в Ираке также выражается в деталях, которые менее заметны,чем, скажем, переход власти в Анбаре. Наглядный пример – новость о том, что неменее 19 700 иракцев всё еще содержатся в американских военных лагерях. Имеетместо сильная текучка пленных: в то время как в 2008 г. были освобождены 11000 человек, еще многие тысячи были арестованы, так что разность междуарестованными и освобожденными составила примерно 4 000 человек. Подавляющеебольшинство заключенных задержаны без суда, а средний срок заключения –несмотря на обязательный пересмотр статуса каждые три месяца – составляет 330дней.
Иракский танец
Этонеровное и всё еще – для множества иракцев – угнетающее и угрожающее состояниебезопасности отражается в текущих политических переговорах между багдадскимправительством и Соединенными Штатами относительно дальнейшего военногоприсутствия США в стране. В принципе, в соответствии с официальными заявлениямиадминистрации Джорджа Буша-младшего и американских военачальников, прогресс вИраке создает условия для постепенного вывода американских войск. На практикеэто декларируемое намерение сталкивается с твердой решимостью США оставаться вИраке и избегать передачи иракцам полного контроля над безопасностью страны.Корни этой решимости - в стратегической значимости Ирака для Вашингтона попричине как его собственных нефтяных запасов, так и его расположения.
Врезультате получается утонченный и занятный танец, в котором каждая из сторонпроверяет другую на прочность и уверенность в своей правоте. Нынешнийкомандующий войсками США в Ираке, генерал Дэвид Петреус, вероятно,порекомендует вывод всего одной или двух из пятнадцати бригад (то есть около4-8 тысяч человек из 60-тысячных боевых частей, составляющих ядро 146-тысячнойармии США в стране), находящихся сейчас в Ираке. На самом деле, более вероятно,что на родину вернется всего одна бригада (плюс еще несколько поддерживающихподразделений) – не в последнюю очередь в свете внезапной передислокации 2000военнослужащих грузинских подразделений, отправленных в окрестности зоны боевыхдействий в Южной Осетии, когда вспыхнул конфликт Грузии с Россией.
Этадовольно-таки скромная уступка – часть общих обязательств вывести всеамериканские ВС к 2011 г.Проблема Вашингтона в том, что иракское правительство Нури аль-Малики,несколько приободренное тенденциями последних событий в Ираке, начинает ставитьребром вопрос как о добросовестности, так и о графике исполнения этогообязательства.
Позицияправительства аль-Малики отражает как осведомленность о том, что президентскийсрок Джорджа Буша-младшего подходит к концу, так и, в более широком смысле,ощущение того, что для обеспечения собственного выживания нужно наладить тесныесвязи с Ираном и образовать независимое пространство для политическойдеятельности.
Пора уходить
Врезультате этой готовности иракских властей вести гораздо более жесткую игру, уСША в отношении Ирака возникли непредвиденные затруднения, среди которыхпереговоры о характере продолжающегося военного присутствия просто наиболееочевидны. Повестка этих переговоров включает болезненный вопрос об иммунитетеамериканских военнослужащих от иракского законодательства.
ДляВашингтона политическая необходимость состоит в том, чтобы, воспользовавшисьвозможностью, администрация Буша (и республиканская команда Маккейна) заявилабы об общем долгосрочном соглашении в качестве доказательства достижений США вИраке. И надежно связала бы руки последующей администрации (особенно это важнов случае, если таковая будет возглавляться Бараком Обамой).
Этосоглашение должно было быть оформлено в июле 2008 г., но из-завозобновившихся затруднений процесс пришлось отложить. График предполагаемоговывода американских войск – самый болезненный пункт. Как сообщается, после тогокак переговорная делегация Нури аль-Малики была заменена тремя его близкимисоратниками, он стал требовать, чтобы американские ВС покинули иракские городане позднее 2009 г.,что послужило бы началом массового вывода войск к 2011 г. В другом источникедаже утверждается, что аль-Малики указал на 2010 г. в качестве сроказавершения процесса.
ДляСША подобные временные рамки совершенно неприемлемы. Крупнейшее в мирепосольство в Багдаде и несколько крупных военных баз в стратегически важныхпунктах вокруг Ирака свидетельствуют о том, что США планируют оставаться здесь надолго.Вашингтон предложил разработку графика вывода войск, который должен завершитьсяв 2015 г.,но отнюдь не очевидно, что эта семилетняя программа будет включать в себя нетолько боевые части. А если не будет, то в Ираке всё равно останутся прочноукоренившиеся американские войска, - включая авиабазы с военными вертолетами иистребителями, большое количество оборудования передового базирования и многодесятков тысяч военнослужащих. Что касается боевых частей, то они были бынаготове в Кувейте, недалеко от границы.
Афганская операция
Щекотливыйэтап в иракских переговорах на фоне улучшающейся, по-видимому, ситуации сбезопасностью, контрастирует с жестоким и непрекращающимся насилием вАфганистане. Эти два конфликта тесно связаны между собой в том смысле, чтослишком растянувшиеся вооруженные силы США в обоих случаях сталкиваются ссерьезными испытаниями – и смягчение давления в Ираке может означать переброскунекоторого количества военного контингента в Афганистан. Он гораздо важнееИрака в качестве зоны боевых действий, в которые втянуты западные вооруженныесилы.
Масштабыафганской проблемы подчеркиваются незаурядной международной операцией - долгопланировавшийся и, наконец, завершившейся 3 сентября, - транспортировкойгигантской турбины с авиабазы в Кандагаре к плотине Каджаки в соседнейпровинции Гильменд. Механизм и оборудование будут установлены на плотине в ходегодичного проекта, чтобы обеспечить подачу электричества более чем миллионуафганцев. Этот солидный пример решительного восстановления страны служитдвоякой цели: атаковать «Талибан» на одной из его опорных территорий и оказатьподдержку афганскому населению таким образом, чтобы снизить значение поддержкисо стороны движения.
Колоссальныелогистические успехи Международных сил содействия безопасности (ISAF), достигнутые в ходе перевозки этой турбины, впечатляют.Оборудование было разделено на пять партий, которые транспортировались колоннойв 100 автомобилей, причем на дорогу ушло пять дней. По пути колоннусопровождали 4 000 американских, британских, канадских, австралийских иафганских военнослужащих, которых поочередно поддерживали спецназ, команды поразминированию, военные вертолеты и истребители. Масштабы операции пообеспечению безопасности – это своеобразный красноречивый показатель степенинестабильности в Афганистане, – почти семь лет спустя после предполагаемойпобеды над «Талибаном».
Следующий альянс
Несколькоупускается из виду та особенность перевозки турбины из Кандагара в Каджаки, чтогигантская турбина была произведена в Китае и что годичные работы, необходимыедля ее активации, будут также осуществляться в основном китайскими рабочими.Тот факт, что это по большей части воспринимается как должное, вероятно, ужесам по себе отражает растущее экономическое влияние Китая в соседних странах.Но это свидетельство китайского промышленного совершенства также затрагивает в равноймере Афганистан и Ирак.
В 1997 г. Китай подписал срежимом Саддама Хусейна соглашение о разработке нефтяного месторожденияаль-Ахдаб на юго-востоке Ирака. Оно пало жертвой конца режима в 2003 г., но лишь с тем,чтобы вопрос о соглашении был вновь поднят на переговорах и оно было направленона утверждение в кабинет Нури аль-Малики. Новое быстро утвержденное соглашениеменее масштабно, нежели первоначальный план, но всё же оно стоит 3 миллиардадолларов за срок в двадцать лет после начала добычи на этом месторождении.
Этисроки примечательны, потому что аналогичные соглашения, которые западныекомпании планировали заключить в Ираке, столкнулись с трудностями. Ожидалось,что три транснациональные нефтяные компании – Shell, BP и Exxon Mobil – заключат сделки к концу июня 2008 г., но до сих пор ниодна из них не была оформлена. И напротив, лидером стал Китай, который заключилто, что в отчете в Wall Street Journal названо «самым значительным среди заграничных инвестицийконтрактом в сфере иракской обширной, но разваливающейся нефтянойпромышленности за эти годы».
ДеятельностьКитая во многом продиктована внутренними энергетическими нуждами и подавляющейзависимостью от импорта нефти, - факторами, которые воздействуют на мировуюконкурентную и сфокусированную экономическую стратегию с внушительнымигеополитическими последствиями. Иракская сделка – это часть картины, включающейв себя впечатляющие соглашения с Ираном о нефтегазовых разработках, равно как иначало переговоров с Саудовской Аравией.
Крометого, для достижения всего этого Китаю не приходится задумываться о направлениив данный регион вооруженных сил или сталкиваться с широко распространенной вмассах враждебностью и вооруженным сопротивлением. Это еще один пример того,как меняется международный баланс политического и экономического влияния.
Нефтяныесделки с Китаем в регионе, который США привыкли считать находящимся под ихнезыблемым стратегическим контролем, представляют собой то, чего, с точкизрения Вашингтона, просто не должно было случиться. Но это происходит. Послелет, ознаменованных повсеместной нестабильностью и борьбой с повстанцами вАфганистане и Ираке, стали заметны неопределенные очертания намечающегосяальянса Китая, Ирана и Ирака. Возможно, следующий президент США найдет – илиему предложат – ёмкий лозунг, чтобы описать эту зарождающуюся трехглавуюугрозу.
Пол Роджерс -профессор кафедры исследований мира Брэдфордского университета в севернойАнглии. Консультант Оксфордской исследовательской группы. С 26 сентября 2001ведет еженедельную колонку по глобальной безопасности на Open Democracy.