будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 20, 2025
Аналитика
Роджерс Пол

Ирак, Иран, Китай: зарождающаяся ось

Переходвласти в иракской провинции Анбар от американских сил безопасности к иракским 1сентября 2008 г.– это достоверный показатель того, что ситуация в Ираке действительно меняетсяк лучшему. В самом деле, на большей части территории заметны признакиулучшения, хотя некоторые из них следует оценивать, учитывая контекст, вкотором они появляются. Важно также не упускать из виду более широкуюстратегическую картину в Ираке и во всем регионе, где США окружены какзнакомыми, так и неожиданными проблемами.

Тотфакт, что мир и стабильность начали в какой-то мере распространяться во многихобластях Ирака после повсеместного насилия последних лет – это долгожданноеоблегчение для многострадального народа Ирака, равно как и для иракских властейи американских вооруженных сил. Среди поддающихся измерению аспектов этогоможно назвать заметное снижение ежемесячного числа потерь в рядах американцев в2008 г.по сравнению с большинством месяцев в течение первых пяти лет войны.

Однакоэто число почти удвоилось в июле-августе 2008 г. Это частный пример, выявляющий общуюсуть: значительная часть того, что кажется в Ираке движением вперед, приближайшем рассмотрении оказывается временным изменением (это наблюдение сделалитакже некоторые опытные журналистов в Ираке, например, Патрик Кокберн из Independent).

Этоможно проиллюстрировать тремя способами. Во-первых, за тот прогресс, которыйдействительно имеет место, пришлось заплатить (и платить до сих пор) ужаснуюцену, - включающую в себя много десятков тысяч иракцев, убитых начиная с марта 2003 г., около 4,7 миллионовбеженцев и вынужденных переселенцев и тот факт, что территории многих городовжестко поделены стенами на конфессиональные зоны.

Во-вторых,улучшения 2008 года были неровными. Например, в марте имела место вспышканасилия; а в конце июля резко возросло количество крупномасштабных атаксмертников, в основном против шиитских общин и иракской полиции.

В-третьих,реальная обстановка в Ираке также выражается в деталях, которые менее заметны,чем, скажем, переход власти в Анбаре. Наглядный пример – новость о том, что неменее 19 700 иракцев всё еще содержатся в американских военных лагерях. Имеетместо сильная текучка пленных: в то время как в 2008 г. были освобождены 11000 человек, еще многие тысячи были арестованы, так что разность междуарестованными и освобожденными составила примерно 4 000 человек. Подавляющеебольшинство заключенных задержаны без суда, а средний срок заключения –несмотря на обязательный пересмотр статуса каждые три месяца – составляет 330дней.

Иракский танец

Этонеровное и всё еще – для множества иракцев – угнетающее и угрожающее состояниебезопасности отражается в текущих политических переговорах между багдадскимправительством и Соединенными Штатами относительно дальнейшего военногоприсутствия США в стране. В принципе, в соответствии с официальными заявлениямиадминистрации Джорджа Буша-младшего и американских военачальников, прогресс вИраке создает условия для постепенного вывода американских войск. На практикеэто декларируемое намерение сталкивается с твердой решимостью США оставаться вИраке и избегать передачи иракцам полного контроля над безопасностью страны.Корни этой решимости - в стратегической значимости Ирака для Вашингтона попричине как его собственных нефтяных запасов, так и его расположения.

Врезультате получается утонченный и занятный танец, в котором каждая из сторонпроверяет другую на прочность и уверенность в своей правоте. Нынешнийкомандующий войсками США в Ираке, генерал Дэвид Петреус, вероятно,порекомендует вывод всего одной или двух из пятнадцати бригад (то есть около4-8 тысяч человек из 60-тысячных боевых частей, составляющих ядро 146-тысячнойармии США в стране), находящихся сейчас в Ираке. На самом деле, более вероятно,что на родину вернется всего одна бригада (плюс еще несколько поддерживающихподразделений) – не в последнюю очередь в свете внезапной передислокации 2000военнослужащих грузинских подразделений, отправленных в окрестности зоны боевыхдействий в Южной Осетии, когда вспыхнул конфликт Грузии с Россией.

Этадовольно-таки скромная уступка – часть общих обязательств вывести всеамериканские ВС к 2011 г.Проблема Вашингтона в том, что иракское правительство Нури аль-Малики,несколько приободренное тенденциями последних событий в Ираке, начинает ставитьребром вопрос как о добросовестности, так и о графике исполнения этогообязательства.

Позицияправительства аль-Малики отражает как осведомленность о том, что президентскийсрок Джорджа Буша-младшего подходит к концу, так и, в более широком смысле,ощущение того, что для обеспечения собственного выживания нужно наладить тесныесвязи с Ираном и образовать независимое пространство для политическойдеятельности.

Пора уходить

Врезультате этой готовности иракских властей вести гораздо более жесткую игру, уСША в отношении Ирака возникли непредвиденные затруднения, среди которыхпереговоры о характере продолжающегося военного присутствия просто наиболееочевидны. Повестка этих переговоров включает болезненный вопрос об иммунитетеамериканских военнослужащих от иракского законодательства.

ДляВашингтона политическая необходимость состоит в том, чтобы, воспользовавшисьвозможностью, администрация Буша (и республиканская команда Маккейна) заявилабы об общем долгосрочном соглашении в качестве доказательства достижений США вИраке. И надежно связала бы руки последующей администрации (особенно это важнов случае, если таковая будет возглавляться Бараком Обамой).

Этосоглашение должно было быть оформлено в июле 2008 г., но из-завозобновившихся затруднений процесс пришлось отложить. График предполагаемоговывода американских войск – самый болезненный пункт. Как сообщается, после тогокак переговорная делегация Нури аль-Малики была заменена тремя его близкимисоратниками, он стал требовать, чтобы американские ВС покинули иракские городане позднее 2009 г.,что послужило бы началом массового вывода войск к 2011 г. В другом источникедаже утверждается, что аль-Малики указал на 2010 г. в качестве сроказавершения процесса.

ДляСША подобные временные рамки совершенно неприемлемы. Крупнейшее в мирепосольство в Багдаде и несколько крупных военных баз в стратегически важныхпунктах вокруг Ирака свидетельствуют о том, что США планируют оставаться здесь надолго.Вашингтон предложил разработку графика вывода войск, который должен завершитьсяв 2015 г.,но отнюдь не очевидно, что эта семилетняя программа будет включать в себя нетолько боевые части. А если не будет, то в Ираке всё равно останутся прочноукоренившиеся американские войска, - включая авиабазы с военными вертолетами иистребителями, большое количество оборудования передового базирования и многодесятков тысяч военнослужащих. Что касается боевых частей, то они были бынаготове в Кувейте, недалеко от границы.

Афганская операция

Щекотливыйэтап в иракских переговорах на фоне улучшающейся, по-видимому, ситуации сбезопасностью, контрастирует с жестоким и непрекращающимся насилием вАфганистане. Эти два конфликта тесно связаны между собой в том смысле, чтослишком растянувшиеся вооруженные силы США в обоих случаях сталкиваются ссерьезными испытаниями – и смягчение давления в Ираке может означать переброскунекоторого количества военного контингента в Афганистан. Он гораздо важнееИрака в качестве зоны боевых действий, в которые втянуты западные вооруженныесилы.

Масштабыафганской проблемы подчеркиваются незаурядной международной операцией - долгопланировавшийся и, наконец, завершившейся 3 сентября, - транспортировкойгигантской турбины с авиабазы в Кандагаре к плотине Каджаки в соседнейпровинции Гильменд. Механизм и оборудование будут установлены на плотине в ходегодичного проекта, чтобы обеспечить подачу электричества более чем миллионуафганцев. Этот солидный пример решительного восстановления страны служитдвоякой цели: атаковать «Талибан» на одной из его опорных территорий и оказатьподдержку афганскому населению таким образом, чтобы снизить значение поддержкисо стороны движения.

Колоссальныелогистические успехи Международных сил содействия безопасности (ISAF), достигнутые в ходе перевозки этой турбины, впечатляют.Оборудование было разделено на пять партий, которые транспортировались колоннойв 100 автомобилей, причем на дорогу ушло пять дней. По пути колоннусопровождали 4 000 американских, британских, канадских, австралийских иафганских военнослужащих, которых поочередно поддерживали спецназ, команды поразминированию, военные вертолеты и истребители. Масштабы операции пообеспечению безопасности – это своеобразный красноречивый показатель степенинестабильности в Афганистане, – почти семь лет спустя после предполагаемойпобеды над «Талибаном».

Следующий альянс

Несколькоупускается из виду та особенность перевозки турбины из Кандагара в Каджаки, чтогигантская турбина была произведена в Китае и что годичные работы, необходимыедля ее активации, будут также осуществляться в основном китайскими рабочими.Тот факт, что это по большей части воспринимается как должное, вероятно, ужесам по себе отражает растущее экономическое влияние Китая в соседних странах.Но это свидетельство китайского промышленного совершенства также затрагивает в равноймере Афганистан и Ирак.

В 1997 г. Китай подписал срежимом Саддама Хусейна соглашение о разработке нефтяного месторожденияаль-Ахдаб на юго-востоке Ирака. Оно пало жертвой конца режима в 2003 г., но лишь с тем,чтобы вопрос о соглашении был вновь поднят на переговорах и оно было направленона утверждение в кабинет Нури аль-Малики. Новое быстро утвержденное соглашениеменее масштабно, нежели первоначальный план, но всё же оно стоит 3 миллиардадолларов за срок в двадцать лет после начала добычи на этом месторождении.

Этисроки примечательны, потому что аналогичные соглашения, которые западныекомпании планировали заключить в Ираке, столкнулись с трудностями. Ожидалось,что три транснациональные нефтяные компании – Shell, BP и Exxon Mobil – заключат сделки к концу июня 2008 г., но до сих пор ниодна из них не была оформлена. И напротив, лидером стал Китай, который заключилто, что в отчете в Wall Street Journal названо «самым значительным среди заграничных инвестицийконтрактом в сфере иракской обширной, но разваливающейся нефтянойпромышленности за эти годы».

ДеятельностьКитая во многом продиктована внутренними энергетическими нуждами и подавляющейзависимостью от импорта нефти, - факторами, которые воздействуют на мировуюконкурентную и сфокусированную экономическую стратегию с внушительнымигеополитическими последствиями. Иракская сделка – это часть картины, включающейв себя впечатляющие соглашения с Ираном о нефтегазовых разработках, равно как иначало переговоров с Саудовской Аравией.

Крометого, для достижения всего этого Китаю не приходится задумываться о направлениив данный регион вооруженных сил или сталкиваться с широко распространенной вмассах враждебностью и вооруженным сопротивлением. Это еще один пример того,как меняется международный баланс политического и экономического влияния.

Нефтяныесделки с Китаем в регионе, который США привыкли считать находящимся под ихнезыблемым стратегическим контролем, представляют собой то, чего, с точкизрения Вашингтона, просто не должно было случиться. Но это происходит. Послелет, ознаменованных повсеместной нестабильностью и борьбой с повстанцами вАфганистане и Ираке, стали заметны неопределенные очертания намечающегосяальянса Китая, Ирана и Ирака. Возможно, следующий президент США найдет – илиему предложат – ёмкий лозунг, чтобы описать эту зарождающуюся трехглавуюугрозу.

Пол Роджерс -профессор кафедры исследований мира Брэдфордского университета в севернойАнглии. Консультант Оксфордской исследовательской группы. С 26 сентября 2001ведет еженедельную колонку по глобальной безопасности на Open Democracy.

Роджерс Пол
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).