Результат конституционного референдума в Киргизии не былнеожиданным. В конце концов, результаты всех выборов в независимой Киргизиибыли известны еще до подсчета голосов. Поэтому не было ничего удивительного,когда вечером в день голосования власти заявили, что граждане всецелоподдерживают и проект конституции (с предложенным в нем переходом отпрезидентской республики к парламентской), и временное правительство, котороепришло к власти в результате восстания 6-7 апреля 2010 г. Сказали, что народпривел к власти новых лидеров и теперь решил узаконить их.
Если оставить в стороне недостатки и достоинства новой конституции,можно сказать только то, что кошмарная жестокость, напугавшая жителей южныхгородов – Оша и Джалал-Абада, – не помешала референдуму пройти мирно (но честноли? см. ниже). Когда сонные школы на зеленых, залитых солнцем улицах киргизскойстолицы Бишкека лениво и приветливо встречали избирателей, трагедия с убийствамии этническими чистками казалась очень далекой. Но это внешние признаки; помимоних, у референдума было как минимум пять серьезных недостатков.
Во-первых, когда речь заходит о конституции, существующемуправительству следует придерживаться нейтралитета и стремиться к тому, чтобы небыло дискриминации, и чтобы процедура была честной. Нужно, чтобы процесс честнои беспристрастно освещался в СМИ (особенно в общественных), чтобыфинансировались избирательные кампании и чтобы можно было выступать сдемонстрациями и протестами. На самом деле мало что из этого присутствовало вовремя референдума в Киргизии: преимущество – политическое, финансовое иинформационное – было на стороне тех, кто поддерживал новую конституцию.Например, предвыборные материалы в поддержку двух сторон дискуссии далеко не вравной степени были доступны избирателям. Особенно это было заметно на югестраны. Такая однобокая кампания только подстраховала нужный результат.
Во-вторых, не всё было гладко с голосованием и подсчетом голосов.На избирательных участках не было представителей обеих сторон – сторонников ипротивников новой конституции, а международных наблюдателей было очень мало.300 краткосрочных наблюдателей ОБСЕ были отозваны еще до голосования. Покиргизскому государственному телевидению показывали, как вечером в деньреферендума переносные избирательные урны отвозили в частные дома. Следовалопозаботиться о том, чтобы такое выходящее за рамки общих правил действиеразрешалось только при строго оговоренных условиях, иначе возникает рискфальсификации. При подсчете голосов не было прозрачности. Это слишкомнапоминало сентенцию сталинской эпохи, гласившую, что неважно, кто за когоголосовал, а важно, кто и как считал голоса.
В-третьих, гражданская атмосфера и в управление кампанией тожебыли не без изъянов. Жизненно важные свободы – свобода выражения мнений, СМИ,собраний, объединений и передвижения – были различными способами ограничены. Ворганизации референдума – начиная с общенационального уровня и заканчиваяизбирательными участками – не участвовала ни одна независимая инстанция.
В-четвертых, Жогорку Кенеш (парламент) не мог выразить своепредварительное мнение о тексте, вынесенном на референдум, потому что парламентбыл распущен после апрельского восстания. Когда временное правительство решилопровести референдум по изменению конституции, мнение парламента было особенноважно, но его никто не слышал.
В-пятых, нельзя, чтобы во время референдума избирателямприходилось отвечать на несколько вопросов одновременно. В конце концов, многиеподдерживали одни предложения и выступали против других. Например, за новуюконституцию, но чтобы президентом была не Роза Отунбаева, а Темир Сариев илиАзимбек Бекназаров.
Через несколько часов после закрытия кабин для голосования РозаОтунбаева подписала указ о продлении чрезвычайного положения на юге страны до10 августа. В число условий входит комендантский час с 10 вечера до 5 утра повсей Джалал-Абадской области, в городе Оше и в Узгенском, Кара-Сууйском иАраванском районах Ошской области. Отунбаева также выразила благодарность всеммеждународным наблюдателям из Содружества независимых государства (СНГ) иШанхайской организации сотрудничества (ШОС). Это региональные твердыни, хотяедва ли в сфере свободы и демократии.
Все эти обстоятельства показывают, что на этом референдуме не былони демократии участия, ни правопорядка, ни национальной заинтересованности.Во-первых, референдум не нужно было проводить в такое время. Во-вторых, кризисв стране еще не закончился. В Киргизии обычно бывает жаркое лето. Но в этомгоду оно будет особенно жарким.
Сурейя Йигит (Sureyya Yigit) – директор-учредительИсследовательского центра по социальным наукам Международного университетаАтатюрк-Алатоо в Бишкеке (Киргизия).