будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 20, 2025
Аналитика
Йигит Сурейя

Изъяны киргизского референдума

Результат конституционного референдума в Киргизии не былнеожиданным. В конце концов, результаты всех выборов в независимой Киргизиибыли известны еще до подсчета голосов. Поэтому не было ничего удивительного,когда вечером в день голосования власти заявили, что граждане всецелоподдерживают и проект конституции (с предложенным в нем переходом отпрезидентской республики к парламентской), и временное правительство, котороепришло к власти в результате восстания 6-7 апреля 2010 г. Сказали, что народпривел к власти новых лидеров и теперь решил узаконить их.

Если оставить в стороне недостатки и достоинства новой конституции,можно сказать только то, что кошмарная жестокость, напугавшая жителей южныхгородов – Оша и Джалал-Абада, – не помешала референдуму пройти мирно (но честноли? см. ниже). Когда сонные школы на зеленых, залитых солнцем улицах киргизскойстолицы Бишкека лениво и приветливо встречали избирателей, трагедия с убийствамии этническими чистками казалась очень далекой. Но это внешние признаки; помимоних, у референдума было как минимум пять серьезных недостатков.

Процедура

Во-первых, когда речь заходит о конституции, существующемуправительству следует придерживаться нейтралитета и стремиться к тому, чтобы небыло дискриминации, и чтобы процедура была честной. Нужно, чтобы процесс честнои беспристрастно освещался в СМИ (особенно в общественных), чтобыфинансировались избирательные кампании и чтобы можно было выступать сдемонстрациями и протестами. На самом деле мало что из этого присутствовало вовремя референдума в Киргизии: преимущество – политическое, финансовое иинформационное – было на стороне тех, кто поддерживал новую конституцию.Например, предвыборные материалы в поддержку двух сторон дискуссии далеко не вравной степени были доступны избирателям. Особенно это было заметно на югестраны. Такая однобокая кампания только подстраховала нужный результат.

Во-вторых, не всё было гладко с голосованием и подсчетом голосов.На избирательных участках не было представителей обеих сторон – сторонников ипротивников новой конституции, а международных наблюдателей было очень мало.300 краткосрочных наблюдателей ОБСЕ были отозваны еще до голосования. Покиргизскому государственному телевидению показывали, как вечером в деньреферендума переносные избирательные урны отвозили в частные дома. Следовалопозаботиться о том, чтобы такое выходящее за рамки общих правил действиеразрешалось только при строго оговоренных условиях, иначе возникает рискфальсификации. При подсчете голосов не было прозрачности. Это слишкомнапоминало сентенцию сталинской эпохи, гласившую, что неважно, кто за когоголосовал, а важно, кто и как считал голоса.

В-третьих, гражданская атмосфера и в управление кампанией тожебыли не без изъянов. Жизненно важные свободы – свобода выражения мнений, СМИ,собраний, объединений и передвижения – были различными способами ограничены. Ворганизации референдума – начиная с общенационального уровня и заканчиваяизбирательными участками – не участвовала ни одна независимая инстанция.

В-четвертых, Жогорку Кенеш (парламент) не мог выразить своепредварительное мнение о тексте, вынесенном на референдум, потому что парламентбыл распущен после апрельского восстания. Когда временное правительство решилопровести референдум по изменению конституции, мнение парламента было особенноважно, но его никто не слышал.

В-пятых, нельзя, чтобы во время референдума избирателямприходилось отвечать на несколько вопросов одновременно. В конце концов, многиеподдерживали одни предложения и выступали против других. Например, за новуюконституцию, но чтобы президентом была не Роза Отунбаева, а Темир Сариев илиАзимбек Бекназаров.

Заключение

Через несколько часов после закрытия кабин для голосования РозаОтунбаева подписала указ о продлении чрезвычайного положения на юге страны до10 августа. В число условий входит комендантский час с 10 вечера до 5 утра повсей Джалал-Абадской области, в городе Оше и в Узгенском, Кара-Сууйском иАраванском районах Ошской области. Отунбаева также выразила благодарность всеммеждународным наблюдателям из Содружества независимых государства (СНГ) иШанхайской организации сотрудничества (ШОС). Это региональные твердыни, хотяедва ли в сфере свободы и демократии.

Все эти обстоятельства показывают, что на этом референдуме не былони демократии участия, ни правопорядка, ни национальной заинтересованности.Во-первых, референдум не нужно было проводить в такое время. Во-вторых, кризисв стране еще не закончился. В Киргизии обычно бывает жаркое лето. Но в этомгоду оно будет особенно жарким.

Сурейя Йигит (Sureyya Yigit) – директор-учредительИсследовательского центра по социальным наукам Международного университетаАтатюрк-Алатоо в Бишкеке (Киргизия).

См. также:

  • Сурейя Йигит. Киргизия: Россия по умолчанию
Йигит Сурейя
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).