будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Аналитика
Джонсон Питер

Как будет выглядеть «Большое общество»?

Британское правительство разработало программу «Большое общество» (Big Society) и пообещало дать ход частным инициативам, чтобы общество получило такие услуги, которые оно иначе бы не могло получить или могло бы, но только по цене, которую правительство сочтет доступной. В качестве производителя общество не предоставляет (употребим это популярное коммерческое словечко) того, чего хочет оно же в качестве потребителя. Идея заключается в том, что предложение и спрос можно скоординировать, устранив препятствия, мешающие деятельности работников-добровольцев, и, вероятно, удобрив это хорошей порцией морализаторства. За всем этим стоит, в частности, известная концепция, согласно которой государство — это и есть проблема, а не шаг к ее решению. Это, в свою очередь, попадает в сферу прагматизма и рынка, потому что в Великобритании об общественных проблемах говорят обычно именно в таких терминах. Типичный пример тому — последовавшая серия вопросов о том, найдутся ли у людей время и силы на исполнение добровольных обязанностей после работы.

Но если «Большое общество» действительно общество, разве можно говорить о нем в сугубо практических терминах? Разве общество потребления не принципиально отличается от той социальной сплоченности, которую, несомненно, подразумевает идея «исцеления нашего изломанного общества»? Я говорю это не для того, чтобы очернить инициативу. Энтони Захаржевски (Anthony Zacharzewski) справедливо отмечает, что «Большое общество» находится в политическом вакууме (в частности, упоминается распространенное политическое  мнение, что работа на добровольной основе лучше, чем выплата налогов). Я бы  здесь добавил, что об этом следует говорить в связи с институтами. Конечно, это само по себе естественно для партии консерваторов, но они по большей части перестали говорить об институтах и вместо этого усвоили административный язык, отполированный лейбористами (хотя и не они его изобрели).

Институты отражают — точнее, представляют собой — общественные отношения; таким образом, они выражают значение совместной деятельности людей, формируют их поведение и сами постепенно формируются под влиянием этого поведения. К ним относятся и известные общественные ритуалы (религиозные церемонии, футбольные матчи, «Вопросы к премьер-министру» [1]), и бесчисленные частные ритуалы (начиная с корпоративной культуры и заканчивая тем, как люди едят или смотрят телевизор). Они сплетаются в бесконечно сложные схемы. Невозможно отделить поведение от институтов и невозможно отделить институты от исторических и психологических концептов.

Бесчисленные задиристые заметки, которые мы видим, еще не свидетельствуют о том, что нам нужно больше дворников-добровольцев. Это лишь указание на то, что нам надо меньше сорить. И это, мне кажется, - проблема любой стратегии, которая концентрируется, в первую очередь, на действиях, а не на связях. Привычки или институты, связанные, например, с общественным порядком, чистоплотностью и желанием помочь, зависят, главным образом, от того, как мы относимся к окружающим. Они формируются неписанными, но институционализированными правилами, а не предоставлением услуг, договорами или наказаниями.

Таким образом, «Большому обществу» не удастся ограничиться спонсированием нескольких местных проектов. Премьер-министру придется объяснить — а главное, показать примером, — каким образом институты, которые будут заниматься коммунальными услугами на местах (большей частью на добровольной основе), вольются в нашу общественную жизнь; какова будет их ценность; насколько к ним будут прислушиваться; откуда они будут получать поддержку. Если труд на добровольной основе будет просто ростом дарового потребления (причем главным нахлебником здесь будет государство, а даже не граждане) — и в результате приведет к обесцениванию государства и труда на добровольной основе, - то всё, чего добивается эта программа, пойдет насмарку. Говорить об обществе легко. Трудно создать такие институты, которые бы наполнили эти разговоры содержанием.

[1] «Вопросы к премьер-министру» (Prime Minister's Questions, PMQs) – политическая традиция в британском парламенте. Каждую среду премьер-министр должен в течение получаса отвечать на вопросы членов парламента.

Питер Джонсон (Peter Johnson) был сотрудником технологических компаний и работал в сфере финансовых услуг; в настоящее время — один из руководителей Нового лондонского камерного хора (New London Chamber Choir). Он также работает консультантом при проекте KidStart.

 

Джонсон Питер
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).