В прошлую пятницу в РИО было представление проекта группы экономистов СИГМА. Само РИО – это такое новое место, примерно сзади театра Образцова, в небольшом парке. Здание – с колоннами, тщательно реанимированное внутри. Паркет блестит, люстры сияют. Говорят, точка предназначалась для Медведева, но как-то он ее не использовал, а уж теперь ему она зачем? Впрочем, тут о другом.
По окончанию мероприятия, по ходу курения возле колонн, имелось некоторое обсуждение общесистемных тем. Тут актуальный экономист А. мимоходом и констатировал, что особенность данного отрезка исторического времени состоит в том, что в стране произошел переход от институализации к персонификации. И что он даже может сказать, когда именно это началось. Ну, это мог сказать не только он – 2003 год и известный судебный процесс, имевший именно что формат персонификации, а никак не институализации проблемы, которую, значит, он пеницитарным образом и решил. Ясно же, что если случай не стал прецедентом, то он остается частным случаем (уж как влияет на умы – дело другое). Это, в свою очередь, способствует росту личности в истории. В чем и состоит суть персонификации.
Мысль насчет персонификации - естественная, конечно. Но ведь следует иногда формулировать и естественные мысли, а уж благодарные следствия из них тогда посыплются во множестве. С 2003-го персонифицировалось все подряд: и Слава России, и монетаризация, и нацпроекты, и т.п. Во всех отраслях госдеятельности возобладала птолемеева система координат, делавшая всех, кто не центр, периферийными служебными объектами. Не в классовой обиде дело и не в архаичности такого взгляда на мироздание. В большинстве практических случаев птолемеева система вполне годится. Пойти на рынок и купить капусты она совершенно не мешает.
Но, коль скоро центр единственный, то как представить себе мучения Птолемея, которому поручили зафигачить в Солнечную систему сразу две Земли? Разумеется, это уже о будущем дележе полномочий. Да, сообщается, что все будет происходить по Конституции (президенту – президентово, премьеру – премьерово). Но сообщено и то, что г-н Собянин уже дал указание Управлению президента по внутренней политике и Государственно-правовому управлению президента "проработать варианты коррекции федерального законодательства и правоприменительной практики в пользу усиления полномочий председателя правительства". Понятно, что устои данный факт пока не колеблет: ни формальные, ни - тем более - неформальные. Конституция – Конституцией, но эти области деятельности настолько обширные, что внутри этих помещений можно запросто двигать всевозможную мебель, не нарушая общей планировки. Другое дело, что суть проблемы уже сформулирована в анекдоте: "Интересно, повесит ли Путин портрет Медведева у себя в кабинете?"
Сам факт собянинской активности интересен именно тем, что сообщает о наличии проблемы, которую надо как-то отрихтовать. Вообще, откуда взялась птолемейщина? Понятно, она-то и строилась через все эти укрепления власти, ее вертикаль и т.п. Никакой другой вариант и не предполагался. Второй центр (он числился в данном процессе оппозиционно-вражеским) присутствовал как-то гадательно, если не фиктивно. А теперь второй (но – хороший) центр фактически вводится декретом. Вроде бы, ну что такое назначенный центр, как не фикция? Да, но по сценарию он должен быть.
Отлично, считаем, что внутри страны есть консенсус на тему правил игры, согласно которым все помнят, кто тут хозяин. Только это неформальные правила игры, а они быстро снашиваются. Так что Собянин разумно озаботился. Но затеянное им дело не быстрое – аппараты-то совершенно разные, под разное заточены. Это ж как столяров полностью превратить в плотников и наоборот.
Хорошо, допустим, что внутри страны условность следующего президента всем интуитивно понятна навсегда, но как быть с внешними контактами? Раньше на "восьмерку" ездил президент, кто поедет в следующий раз? Или что, приедет президент, который с порога объяснит остальными семерым, что главный, вообще-то, не он, имейте это в виду?
То есть, Птолемею надо переносить центр тяжести этой системы на нынешнюю Луну и делать Землю ее спутником. В институциональной схеме это было бы абсурдом, но в персонифицированной – почему нет? Но именно тут и происходит нежданный камбэк институциональности: он ведь уже и в том, что об этой проблеме приходится думать. Причем - в институциональных терминах, на ее, институциональности, поле.
Замкнутость нынешней политики связана с тем, что имеется единственный центр. Но если даже предположить возможность полной и немедленной трансляции всех мессиджей между головами президента и премьера, то даже в этом случае замкнутость ослабляется. Ну а поскольку полного перетекания мыслей туда-сюда нельзя обеспечить физически, то начнется бытовое разъезжание позиций. Не тратить же им по четыре часа рабочего времени, сообщая друг другу о том, что происходило в предыдущие четыре часа? Потому, что если не сидишь в конкретном процессе, то нюансов не ловишь. Какое-то разделение неизбежно, а уж тут - кому какие полномочия не отдавай, институализация возвращается. Тот же Собянин именно этому и способствует, даже если и не думает об этом. Более того, своим указанием он уже рушит сложившееся положение вещей.
Что делать, чтобы сохранить Птолемея? Да, настойчиво заниматься превращением Луны в Землю – но это чрезвычайно институализующий процесс. Не посылать же с визитами президента, который постоянно будет брать паузы в переговорах, чтобы созвониться с премьером? Значит, маячит превращение РФ в республику "премьерскую" Но таких не бывает, тогда что? Тогда должна быть только парламентская республика. Да, и ее можно обустроить по Птолемею, но есть нюанс: это ж президент со своей властью как таковой может позволить себе отвечать только за все хорошее, а на остальное – есть правительство. Назначить президента крайним по ЖКХ никакой премьер не сможет. Институализация, однозначно, только ребята еще не знают…