будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 3, 2025
Аналитика
Черкасов Александр

Камень на распутье

Камень на распутье
cherk_big.bmp

У нас будет не сказка,так что выбирать особенно не из чего.

"Пойдёшь ты направо - попадёшь на Курский вокзал. Пойдёшьпрямо - попадёшь на Курский вокзал. Так что иди налево, - так, чтобы навернякатуда попасть".

Некуда идти героюВенички Ерофеева. Стремится он в Кремль, но - никак. Нет выбора.

Человек и его желанияслишком часто оказываются если не ограничены, то плавно повёрнуты разного родаобстоятельствами в колею, из которой - никак.

*****

Ясно, что на вопрос: «пущатьили не пущать почтеннейшую публику на площади города Москвы?» - отвечают властиотнюдь не московские. И что за согласованием этого выхода на площадь нужно идтине прямо, - вверх по Тверской, к Моссовету, а направо, и ещё раз направо, - наСтарую площадь. Или в Кремль.

Это если идти не от привычнойсегодня Триумфальной, а от Манежной, - в 1990-м речь шла именно об этойплощади, удобной во всех отношениях, включая вид на столь любезную Веничкиномугерою красную кирпичную зубчатую стену.

Эту необходимостьпрекрасно понимал и физик Лев Александрович Пономарёв, один из лидеровМосковского объединения избирателей, занимавшийся тогда организацией митингов втолько что возникшем движении "Демократическая Россия".

Проблема была ещё и втом, что газета с приглашением граждан на митинг на Манежную 4 февраля 1990года уже была отпечатана сорокатысячным тиражом.

Совет ему дал лирик ЮрийФёдорович Карякин, к тому времени - народный депутат СССР: "В аппарате у Горбачёва работает такой Володя Лукин, обратись кнему - он поможет..."

Владимир Петрович Лукиноказался не только лирик (читайте дневники Давида Самойлова!), но дипломат.Поняв назревающую коллизию, он устроил Пономерёву встречу с ближайшим помощникомгенсека правящей партии и председателя президиума верховного совета, АнатолиемЛукьяновым.

Анатолий Иванович Лукьянов,тоже лирик (более известный в этом качестве как поэт Осенев), оценилдраматический, трагический даже потенциал запрета митинга 4 февраля наМанежной, и пресек его в зародыше. То есть пресек возможные волнения, а митинг,напротив, милостиво повелеть соизволил.

При этом в разговоре сПономаревым приятный во всех отношениях Лукьянов напирал на то, что-де "с Ельциным не надо связываться, Ельцинвас всех предаст".

*****

Глядя из нынешнего далека,физик Пономарев не может не признать за лириком Лукьяновым определенную долюправоты: придя к власти на демократической волне, окружил себя сначалааппаратчиками, потом - силовиками, и, наконец, чекистами, которых опосля себя иоставил.

Но ведь сама возможностьтакого будущего была ещё непонятна и казалась невероятной. Не только для"демократов", но и для Ельцина. Буквально годом ранее он,низвергнутый из горних высей, из первых секретарей Московского горкома КПСС икандидатов в члены Политбюро, в начальники Госстроя, не помышлял о новомвзлёте. И на выборах в союзные депутаты хотел скромно выдвигаться в Раменскомокруге...

Товарищам-физикам (и нетолько) из КИАНа - Клуба избирателей Академии наук - пришлось ему объяснять,что жизнь не кончена. Например, химик Андрей Артурович Недоспасов объяснял, чтоидти надо в открытую оппозицию, а в депутаты - ото всей Москвы, понационально-территориальному округу (Господи, кто ещё помнит такие слова?). Идаже согласившись, Ельцин не понимал всю глубину народного недовольства и весьпотенциал народной поддержки. И даже в ночь голосования 21 марта 1989-го несовсем верил. Где-то есть фотографии из ельцинского штаба той ночи, - видно, скаким радостным удивлением встречал будущий первый президент России результатыголосования по городу...

Впрочем, это немногодругая история.

Возвращаясь же кговорившему о предательстве поэту Осеневу, нельзя не отметить его собственноепоследующее знакомство с этой темой в августе 1991-го.

Но тогда, в январе1990-го, Август 91-го казался невозможной фантастикой.

*****

Митинг 4 февралянеожиданно был осознан как антифашистский: буквально накануне случился дебош"Памяти" в Центральном доме литераторов, об этом говорили поздновечером во "Взгляде", и о митинге как-то мельком говорили.

И телезрители буквальнов последний момент принимали для себя решение: "Наверное, надо идти. Хотя кто ещё придёт? Тогда тем более мнеидти надо..."

И когда народ собиралсяу Центрального дома художника, для каждого, кто пришёл, это было чудо. Потому чтов итоге пришли... Говорят, тысяч триста человек, - вся Манежная, плюс наТверской, тогда ещё Горького, стояли...

Никто из пришедшихтакого, кажется, не ожидал.

Организаторы тоже неждали такого успеха.

И тут же с трибуны тотже Пономарев сказал, что, мол, следующий митинг мы назначаем на "том жеместе в тот же час" - в другое воскресенье того же февраля на той жеМанежной...

Но и в Кремле, и наСтарой площади тоже не ожидали такого подвоха, и теперь, опомнившись,категорически отказались согласовывать следующий митинг: "в пределыСадового кольца вас не пустим!"

И заседал Оргкомитетследующего митинга, намеченного на 25 февраля. Оргкомитет митинга сам по себебыл митингом - собрались человек сто разного народа.

Несколько участниковОргкомитета заранее решили для себя, что на данный конкретный момент важнеепровести митинг, а не провести митинг любой ценой.

И, раз власти не даютпровести митинг на Манежной, - то его надлежит проводить на Кольце.

Потому что митинг натекущий момент важнее, чем уличное противостояние с властями.

Митинг - лишь средствопредвыборной мобилизации, поскольку через месяц, в конце марта 1990-го, должныбыли состояться выборы на Съезд народных депутатов России.

Но противники этойпозиции были не менее активны, - во всяком случае, не менее артикулированы.

Другой Лев, - Шемаев,доверенное лицо Ельцина с 1989-го, - снял ботинки, влез на стол, и стал во весьсвой нетихий голос нести Льва Пономарева по всем имеющимся кочкам.

Лев Александровичвспоминает, как Лев Сергеевич орал, что-де с этими провокаторами (непечатноеслово), которые ходят на Старую площадь "советоваться", или ещё кудапохуже (непечатное слово), на одном правовом поле находиться невозможно, и что,короче, надо прорываться в центр: нас-де много, мы-де прорвемся...

Шутки шутками, норешение: согласиться, не прорываться на Манежную, а проводить шествие и митингна Садовом кольце, - было приято большинством в три голоса.

*****

Вот тут-то всё бы имогло пойти иначе.

"Маршнесогласных" от Садового к Кремлю разогнали бы, нет вопросов.

И дальше всё было быкуда жёстче - не только с митингами.

И борьба за демократиюбыла бы труднее.

И сама демократия былабы тогда иной, более высокой пробы - если бы вообще была!

И не кинулись бы влагерь демократов те, для которых, по выражению гафтовского персонажа из"Гаража", "вовремя предать- это не предать, это значит предвидеть!"

И победа - если бытаковая случилась! - была бы более заслуженна.

И не отдали бы ее таклегко - аппаратчикам, силовиками и "людям в штатском".

*****

Лирик, наверное, тотчаснаписал бы тут драму.

Но я, будучи лишёндраматического таланта, обращусь к физике.

На самом деле, эти двасюжета связаны.

Первый - голосование спобедой в пределах статистической погрешности: квадратный корень из пятидесяти- семь с малым голосов! - вот и считайте...

И второй - ощущениерадостной неожиданности у вышедших на московские улицы, - что 4-го, что 25-го.

25-го февраля 1990 годатоже ведь шли, думая: "кто придёткроме меня да ещё немногих, кучки таких, как я..." Ведь кампания позапугиванию желающих прогуляться в воскресный день была нешуточная. И войск нагналина Садовое кольцо немеренно. И грузовики с песком стояли во всех переулках иподворотнях, а за ними - грузовики с солдатами...

Так вот приходили наплощадь, по отдельности, каждый - делая выбор для себя.

И лишь потомоказывалось, что таких, сделавших свой выбор, - сотни тысяч.

Вот оно, ключевое слово- выбор!

Эта неразбериха,неустойчивость и непредсказуемость - не дефект, не помеха, не посторонний шум, асигнал, признак (великий признак, как у классика: la vibration de sa molletgauche!). Признак приближения точки бифуркации, когда из колеи историческойзаданности и предопределенности мы попадаем в развилку, и наше будущеестановится неопределенным. Мы сами его выбираем, - нет, "выбираем"неточное слово! - творим своими поступками.

Такое бывает нечасто.

Давайте вспомним этозамечательное время, тот февраль двадцать лет назад.

Так начиналисьдевяностые.

А какими они стали - такведь это определил не кто-нибудь, а мы все и каждый в отдельности.

Своими поступками - иотказами от поступков.

Своим выбором - иотказом от выбора.

Черкасов Александр
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).