будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Аналитика
Лещенко Наталья Хейс Дэвид

Киргизия: отсутствие милосердия

После того, как 7 апреля 2010 г. внезапно изгнали президента Курманбека Бакиева, ситуация в Киргизии стала ухудшаться и в итоге обернулась гуманитарной катастрофой. В южных областях, в районе Оша и Джалал-Абада были вспышки насилия, в результате чего за пять дней, начиная с 10 июня, погибли по меньшей мере 178 человек (в основном это были представители узбекского меньшинства); это сопровождалось массовым исходом к границе с Узбекистаном. Это началось как внутриполитический взрыв в центральноазиатском государстве, насчитывающем 5,5 млн. жителей; теперь это становится общенациональным и, возможно, региональным бедствием (см. Викен Четерян, «Киргизские неудачи и дуга кризиса»).

Даже в ту эпоху, когда международное вмешательство (особенно военно-миротворческого характера) уже в значительной степени утратило былую привлекательность, события в Киргизии полностью соответствуют параметрам, при которых требуется такая внешняя помощь:

  • новое правительство, которое пришло к власти в результате народного восстания, но которому не хватает влиятельности, и оно теперь стремится установить свой контроль над страной;
  • разгорающийся этнический конфликт между киргизским большинством и узбекским меньшинством, из-за которого гибнут десятки людей и который грозит выйти из-под контроля;
  • дестабилизирующие силы, которые могут провоцировать насилие в обоих сообществах в контексте всеобщего недоверия;
  • гуманитарный кризис: тысячам людей не хватает воды, пищи и крова;
  • в социальной и экономической сферах — атмосфера глубокой бедности; дороговизна и/или нехватка энергии; соперничество за ресурсы; повсеместная коррупция;
  • риск распространения нестабильности по всему региону, имеющему огромное значение для мирового порядка.

Международное сообщество практически не предпринимает действенных шагов для смягчения этой сложной ситуации. Некоторые из ведущих гуманитарных организаций — например, Международный комитет Красного Креста (МККК) — выступили с чрезвычайными предупреждениями и обращениями, но международное сообщество, кажется, пребывает в состоянии апатии и пассивности. Масштабы проблем в Киргизии уже проявили себя в форме изгнания президента в апреле 2010 г., но такие организации, как ООН и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), ограничились тем, что выразили обеспокоенность (об отправке на юг Киргизии сил стран, входящих в ОБСЕ, было объявлено только в самом конце прошлой недели, но и это будут 50 полицейских – «Полит.ру»).

Глобальное нежелание действовать

Партнеры и друзья государства, некоторые из которых имеют самые прямые интересы в этой стране, тоже слабо отреагировали на кризис. Крупным игрокам — России, США и Китаю — Киргизия нужна для того, чтобы проявить себя в качестве гражданских государств, которые способны справиться с социальными беспорядками и сделать свой вклад в повышение стабильности в этом трудном регионе, пострадавшем от «войны с терроризмом» и массы местных проблем. Но и они осторожно избегают излишней вовлеченности в дела Киргизии, чтобы не брать на себя ответственности за них и, конечно, чтобы не поплатиться за свои попытки разрешить ее внутренние беспорядки.

Россия - наследница Советского Союза, частью которого Киргизия была в течение семи десятилетий; она наиболее очевидный кандидат на вмешательство. Благонамеренное, но слабое правительство Бишкека, возглавляемое бывшим лидером оппозиции Розой Отунбаевой, действительно просило Москву о помощи. В принципе, размещение вооруженных сил на юге Киргизии — в наиболее пострадавшем ее регионе — помогло бы смягчить непосредственные проявления кризиса. Но «старший брат» постсоветской зоны не готов предложить даже этого.

То, что Кремль не хочет вмешиваться, вполне понятно. У него, конечно, есть военное присутствие в Киргизии, но ему едва ли выгодно задействовать вооруженные силы в чрезвычайной ситуации, которая, к тому же, может сопровождаться другими неприятными вещами. В их числе издержки, отсутствие ясных требований, опасность недоразумений, незаживающие раны, полученные во время войны с Грузией в августе 2008 г. и риск оказаться мишенью для радикальных исламистов в регионе.

У Соединенных Штатов в этой стране тоже есть вооруженные силы (Манас — это «транзитный центр», неоценимый пункт на пути снабжения кампании в Афганистане), но Америка еще меньше заинтересована во вмешательстве. Китай высказывается только по поводу возвращения своих этнических родственников из Киргизии. В такой ситуации официальные призывы к миру и порядку со стороны ООН (которым вторят Брюссель, Вашингтон и Москва) имеют символическое значение, но не приносят пользы и утешения людям, нуждающимся в базовой безопасности.

Постепенные изменения в мире

Как показывают многочисленные прецеденты, интервенция, особенно военная, неизбежно создает проблемы. Лучший способ их преодолеть — это сделать Киргизию полем для совместной миротворческой деятельности. Киргизия входит в состав ООН, но кроме того, она принадлежит и к двум блокам, которые занимаются предоставлением помощи, в том числе военной; это Шанхайская Организация сотрудничества (ШОС) и Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Ни один из них в прошлом не задействовал вооруженные силы — отчасти потому, что их негласное предназначение состоит в том, чтобы не допустить падения издавна существующих автократических правительств, а не в том, чтобы делать вклад в развитие более просвещенного управления. Совет безопасности ООН и ОДКБ начали обсуждать киргизский кризис, но очень нерешительно; поэтому Киргизия может рассчитывать разве что на незначительное облегчение. Конечно, та гуманитарная помощь, которую она получает, жизненно важна, но растет число проблем, связанных с безопасностью, и сильное и независимое военное присутствие становится необходимым.

Киргизия соответствует всем традиционным параметрам, чтобы стать полем для международной миротворческой миссии. В настоящее время этот факт, видимо, ускользает от внимания тех, кто должен этим заниматься (возможно, умы слишком заняты чемпионатом мира по футболу, проходящим в Южной Африке?). В таком случае, внимание нужно перефокусировать. Когда регион горит и страдают люди, нужны руководители и действия.

Дэвид Хейс (David Hayes) – заместитель редактора openDemocracy.

Наталья Лещенко работает в Институте государственных идеологий (Institute for State Ideologies, INSTID).

См. также:

  • Наталья Лещенко. Парадокс выборов в Белоруссии

  • Дэвид Хейс. Невидимые узники Ирана

  • Дэвид Кумз. Киргизия: что предстоит делать?

  • Джон Хизершоу. Киргизия: раскол, но не распад

Лещенко Наталья Хейс Дэвид
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).