будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Аналитика
Хизершоу Джон

Киргизия: раскол, но не распад

Прошлопять лет после так называемой «Революции тюльпанов» (март 2005 г.), и маленькаясреднеазиатская республика Киргизия снова столкнулась с политическим кризисом.7 апреля группа оппозиционеров, в том числе бывший министр иностранных дел РозаОтунбаева, устроила государственный переворот и сместила правительствопрезидента Курманбека Бакиева. Бакиев и сам не чужд переворотам: он пришел квласти после того, как силой сместили первого президента страны Аскара Акаева(1991-2005 гг.).

Намомент написания статьи многое остается неясным. В частности, неизвестно,насколько последовательным будет временное правительство; каковы масштабы иприрода внешней поддержки, которая помогла ему прийти к власти; насколькоспонтанным или, наоборот, спланированным было смещение правительства, как будетразвиваться ситуация в Джалал-Абадской области на юге Киргизии.

Учитываявсе эти неясности, люди всерьез сомневаются том, что киргизское государствовыживет в условиях таких беспорядков. Начались мрачные сравнения с соседнейреспубликой Таджикистаном, где в 1990-е гг., по итогам восстаний и беспорядковв столице Душанбе разразиласьжестокая война. В то же время, на Западе Киргизию неизменно воспринимают какузловой аэропорт НАТО на маршруте снабжения и как объект геополитическойконкуренции между США, Россией и Китаем.

Однакочтобы понять проблемы Киргизии, нам нужно обратиться к специфике ееполитического раскола, а не видеть в ней просто объект так называемой «новойбольшой игры». Для этого мы должны внимательно проследить политическую историюстраны после распада СССР и выделить траекторию движения к народному возмущениюи конфликту в среде элиты.

Вотличие от Таджикистана, в Киргизии в конце существования Советского Союза быломало народных протестов. В отличие от Узбекистана, ее руководство неустанавливало жесткую диктатуру с укрепленными границами включения во властнуюэлиту и исключения из нее. В первые годы независимости Киргизия переживаластрашную бедность, но к реформисту Акаеву, который мирным путем пришел к властинезадолго до рождения нового государства, претензий не было: он проводил либерализациюэкономики, общества и – в меньшей степени – политики; в результате Киргизиястала отчетливым «островком демократии» в Средней Азии.

Напротяжении всех 1990-х в Киргизии процветало гражданское общество, а свободапрессы и свобода объединений соблюдались гораздо более последовательно, чем всоседних государствах. Еще больших успехов в этой области удалосьдобиться в период относительной открытости в первые восемнадцать месяцев после«Революции тюльпанов» 2005 г. Появилось множество политических партий: к концу2006 г. их было зарегистрировано более 60.

Ноэта демократическая реформа оставалась только частичной. Даже наиболее сильныеиз созданных партий были фактически организациями региональных элит. Крометого, со временем Акаев стал всё чаще отстранять и арестовывать своих деловых иполитических соперников, отстаивая интересы бизнеса своей семьи. Режим Акаеваначал преследовать отличавшегося прямолинейностью Азимбека Бекназарова,парламентария с юга страны; затем, в 2002 г., полиция последовательно убилапятерых его сторонников; так начался период политической нестабильности,который продолжается по сей день.

Сочетаниеотносительно открытой политики и смещения к узкосемейным интересамохарактеризовало падение Акаева; та же комбинация сыграла главную роль всобытиях, приведших к отстранению Бакиева от власти. В конце 2006 г. онпопытался ответить на вызов оппозиции, отняв многие полномочия у парламента ипередав их президентской администрации. Но политическая среда успела изменитьсясо времен 2002 г.: она уже знала силу протеста и открытого конфликта междуэлитными фракциями. Президент хотел взять конфликтующие группы под контроль, новозможности у него были ограничены, и его действия в итоге оказалисьбезуспешными.

Важносмотреть на эти распри в контексте ломающегося режима, а не сквозь призму вечноменяющихся местами правительства и оппозиции. Все лидеры, которые участвовали впоследнем перевороте, были вовлечены и в события марта 2005 г. Все они были вправительстве до и/или после «Революции тюльпанов». Иными словами,фракционность, конечно, имеет значение, но возможности для компромисса всё ещесуществуют, хотя их становится всё меньше. К счастью, это предполагает также ито, что мы сейчас имеем дело с падением правительства, а не с разрушениемгосударства.

Действительно,проблемы Киргизии не имеют той противоречивой динамики, которая была характернадля гражданской войны 1992-1995 гг. в Таджикистане. Кризис государственности вТаджикистане был собственно кризисом деколонизации, когда страна неожиданнополучила независимость, выйдя из состава СССР. В войну активно вмешивалисьРоссия и Узбекистан. События не концентрировались в столице; конфликт  распространился на межрегиональном уровне;столкновения бывали и внутри колхозов, и между ними. В какой-то момент действительнобыли сомнения в том, что государство сможет существовать в прежних границах.

Сегодняв Таджикистане многие предупреждают (с чего я, собственно, и начал), что иКиргизия рискует свернуть на путь гражданской войны. Эти предупреждения большейчастью относятся к самому Таджикистану, так как в них не учитывается разницамежду двумя конфликтами.

Сравниватьнужно не для того, чтобы просчитать перспективы войны, а для того чтобы найтиспособ решения проблемы. В Таджикистане возможности были упущены в водоворотесобытий 1990-1992 гг., но в Киргизии при здравом подходе ими можновоспользоваться. В Киргизии о распаде государства речи пока не идет.

ДжонХизершоу (John Heathershaw) – преподаватель международныхотношений  в Университете Эксетера,научный сотрудник Центра тюркских исследований университета, Phd Лондонской школыэкономики

Хизершоу Джон
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).